АвиаПорт.Ru
14 апреля 2010, 23:43
Заместитель без двигателя
Гендиректор ММПП "Салют" Ю.Елисеев назначен заместителем гендиректора ОАО "УК ОДК", следующим шагом в процессе интеграции станет вхождение "Салюта" в ОДК. Однако вслед за этим может встать вопрос о роли и месте Ю.Елисеева в составе руководства корпорации
Сообщение о том, что генеральный директор ОАО "УК "ОДК" Андрей Реус подписал приказ о назначении Ю.Елисеева своим заместителем, было распространено в первый день работы Салона "Двигатели-2010", и то обстоятельство, что экспозиция "Салюта" стояла особняком от стендов ОДК, не давало поводов говорить о скором слиянии двух вертикально интегрированных структур. Однако в Минпромторге уже готовится проект указа президента РФ о присоединении ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют" к "Оборонпрому" (см. статью "АвиаПорта" "Минпромторг целит "Салютом" в "Оборонпром" от 7 апреля), и после вхождения в состав интегрированной структуры "Салюта" ФГУП "Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова" начнется процесс объединения двигателестроителей в единую корпорацию.
В сообщении пресс-службы "Оборонпрома" приводятся слова А.Реуса о том, что "назначение обозначает новый этап развития российского двигателестроения, характеризующийся углублением кооперации между двумя нашими структурами с последующей интеграцией в единую компанию. В частности, речь идёт о проекте двигателя для ПАК ФА, в котором собственные наработки имеют и "Салют", и предприятия ОДК. Концентрация усилий двух основных отечественных структур как в управлении, так и в производственном плане позволит решать многие вопросы по этой и другим темам более оперативно и эффективно".
Что характерно, особого упоминания А.Реуса заслужило только одно направление деятельности ММПП "Салют": работы по новым технологиям и элементам двигателя для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Однако именно этот проект в последнее время вызывал массу вопросов с точки зрения подходов к его реализации. С одной стороны, все стороны, участвующие в программе создания перспективного двигателя, отмечают, что финансовых ресурсов, которые выделит государство, будет недостаточно, и что объединение интеллектуального и производственного потенциала моторостроителей неизбежно. Подтверждением этого тезиса стало заявление исполнительного директора ОДК Василия Лапотько, сделанное им на выставке "Двигатели-2010", о том, что "Объединенная двигателестроительная корпорация" договорилась с "Салютом" о кооперации по двигателю для ПАК ФА. "Головным исполнителем будет ОДК. Кооперация с "Салютом" распределена в соотношении 54% на 46%. Тем самым организационные вопросы решены, вопрос остается за заказчиком (Минобороны РФ - "АвиаПорт"). Мы каждый день задаем военным вопрос, когда будет объявлен тендер на проектирование двигателя для ПАК ФА", - сказал он. С другой стороны, еще недавно Ю.Елисеев заявлял, что помимо организационного вопроса, кто будет управлять денежными потоками, остается аспект конструкторской работы, кто будет определять облик двигателя. И свою точку зрения гендиректор "Салюта" выразил предельно ясно: необходимо провести конкурс на создание демонстратора газогенератора двигателя, и на основании результатов этого этапа делать вывод о том, кто будет идеологом в грядущей работе.
Однако после назначения Ю.Елисеева заместителем директора в ОДК вопрос о конкурсе отпадает сам собой - все решения по облику двигателя будут приниматься внутри корпорации. Точнее сказать, вопрос будет стоять иначе: какая роль будет отведена руководителю "Салюта"? Как известно, основной принцип работы ОДК - проектно-программный, и работу в рамках каждого направления курирует тот или иной руководитель. Так управляющий директор ОАО "НПК "Сатурн" Илья Федоров одновременно ведет проекты создания двигателя для ПАК ФА и двигателя SaM146, генеральный конструктор и управляющий директор ОАО "Авиадвигатель" Александр Иноземцев возглавляет работы по семейству двигателей тягой 9-18 тонн, а руководитель ОАО "УМПО" Александр Артюхов возглавляет дирекцию программ производства вертолетных двигателей. Есть свой куратор и у проектов в области промышленных ГТУ - Дмитрий Петров. От того, получит ли Ю.Елисеев свой проект, или будет "заместителем без двигателя", вероятно и будет зависеть судьба московского предприятия.
Вероятность того, что какой-то из текущих проектов "Салюта" попадает в число приоритетов ОДК, очень мала: программы АИ-222 и Д-436 явно не сопоставимы по масштабам с программами двигателя для истребителя пятого поколения и для МС-21. Наиболее близкое Ю.Елисееву направление деятельности - это работы над боевыми двигателями, и было бы логично предположить, что он мог бы претендовать на роль руководителя программы создания силовой установки для ПАК ФА. Однако этот пост не является вакантным. И если в адрес И.Федорова иногда звучали обвинения в том, что он не обеспечивает своевременную поставку двигателей SaM146 для Sukhoi Superjet, то по тематике изделия "117" нареканий (по крайней мере озвученных публично) не было. Кроме того, стоит напомнить, что "Сатурн" является давним партнером АХК "Сухой" по двигателям для боевых самолетов, и здесь должен сработать принцип "не менять коней на переправе". Соответственно, роль вновь назначенного топ-менеджера УК "Объединенная двигателестроительная корпорация" пока видится исключительно в управлении процессом включения ОМО в структуру "Салюта" с последующей передачей "Салюта" "Оборонпрому" и, наконец, интеграцией в ОДК. Примечательно и то, что в сообщении пресс-службы "Оборонпрома" также не раскрывается, за какие вопросы будет отвечать Ю.Елисеев.
Если руководитель "Салюта" будет нужен только для обеспечения ламинарного течения интеграционных процессов, то задачей максимум для него станет сохранение своей компании как дееспособной единицы. Ни для кого не секрет, что некоторые руководители в ОДК критически смотрят на то, что производство авиадвигателей осуществляется в Москве, где обеспечить приемлемый уровень себестоимости сложно из-за очень дорогой рабочей силы. Вероятно, что московская площадка будет перепрофилирована, а ОМО станет еще одной промплощадкой ОДК. Наиболее сложным вопросом является сохранение молодого, но уже подтвердившего свою дееспособность КБ "Салюта", а также наработок его конструкторов по элементам перспективного боевого двигателя. На вопрос "АвиаПорта" о своей роли, Ю.Елисеев ответил кратко: "для меня главная задача - сохранить "Салют"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-34
Ноябрь 25, 2024
Аэропорт Шереметьево при участии Рексофт импортозаместил шину аэропортовых сообщений
Ноябрь 25, 2024
МГТУ ГА принял участие в деловой программе Транспортной недели