АвиаПорт.Ru
15 апреля 2010, 10:45
Двигателестроители подводят итоги
Созданная в мае 1991 года ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" весной традиционно подводит итоги работы предприятий отрасли
Виктор Чуйко подробно остановился на положительных итогах 2009 года, среди которых он отметил начало пассажирских перевозок в России и на Украине на региональных реактивных самолетах Ан-148, поставки тяжелого транспортного самолета Ил-96-400Т, дальнемагистрального Ил-96-300, среднемагистральных Ту-204 и Ту-214, сертификацию двигателя ПС-90А2. Среди важнейших событий в области боевой авиации он назвал начало испытаний прототипа истребителя пятого поколения Т-50, продолжение испытаний Су-35, проведение государственных испытаний авиадвигателя АИ-222-2.5 и учебно-боевого самолета Як-130, продолжение летных испытаний авиадвигателя АЛ-55И для индийского УТС НJT-36.
В 2009 году авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета выданы сертификаты типа на двигатели ПС-90А2, АИ-450МС (дополнение), ТВ3-117 (дополнение), ПС-90А (дополнение) и электронный регулятор.
В.Чуйко особо остановился на самолете Ан-148, серийное производство которого начато на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО). По его мнению, сейчас Ан-148 является "пожалуй, самой востребованной на отечественном авиарынке машиной". Кроме того, отметил глава АССАДа, уже имеются и контракты на поставку Ан-148 по линии экспорта в ряд стран мира.
По словам В.Чуйко, посетив в начале 2010 года ВАСО, премьер-министр Владимир Путин высоко оценил Ан-148. Он сказал дословно следующее: "Хорошая машина, современная. Это машина, которая будет востребована в стране и для целей министерств (имелось в виду МЧС РФ. - "АвиаПорт"). Двигатели высоко сидят и поэтому никакие камушки там попадать не будут, это не Sukhoi Superjet 100 (SSJ), где низкая посадка двигателей. В общем, она адаптирована к российским условиям вполне. Это хороший пример кооперации с украинскими коллегами. Двигатель хороший получился. В этой части украинские партнеры работают очень корректно, своевременно все делают, в срок и качественно".
Говоря об основных итогах деятельности предприятий - членов ассоциации, В.Чуйко остановился и на недостатках, которые были характерны в прошлом году для работы заводов и КБ. По его мнению, основными неудачами можно считать срыв сроков производства и поставки Ил-96 и Ту-204, срыв запланированной сертификации и начала эксплуатации SSJ. ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) вместо запланированных на 2009 год 22 гражданских самолетов поставила заказчикам только 14 машин: четыре Ил-96 различных модификаций, пять Ту-204, три Ту-214, два Ан-148.
В.Чуйко подчеркнул, что практически никаких эволюционных изменений в выпуске гражданской авиационной техники не происходит. "Мы все крутимся вокруг десяти самолетов - плюс-минус пять машин", - с сожалением констатировал он.
Президент АССАД более подробно остановился на структурных изменениях, которые произошли в отечественном авиапроме в последние годы. В частности, в состав ОАК вошли "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" и Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова, созданы три бизнес-единицы - "Боевые самолеты", "Коммерческие самолеты" и "Специальные самолеты".
Глава АССАД отметил завершение юридической процедуры формирования Объединенной двигателестроительной корпорации, определение перспективных проектов ОДК, назначение руководителей проектов. Также практически завершено формирование ФГУП "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют". Успешно работают украинские предприятия в рамках образованной в 2007 году корпорации "Научно-производственное объединение "Александр Ивченко".
Президент АСААД подчеркнул, что в 2009 году деятельность предприятий авиационного двигателестроения продолжалось в условиях сложного финансово-экономического состояния большинства крупных предприятий. "До сих пор с задержками осуществляется бюджетное финансирование важнейших опытно-конструкторских работ. Государственный оборонный заказ остается крайне малым и зачастую убыточным для производителей. Дополнительные трудности вызывает поддержание банковскими структурами высоких ставок по кредитам", - пояснил он.
В.Чуйко добавил, что существенно выросли объемы господдержки как авиаотрасли в целом, так и авиационного двигателестроения в частности. "В частности, правительство РФ выделило Внешэкономбанку 21 млрд рублей для покупки акций ОАК в целях снижения долговой нагрузки авиастроительной корпорации", - сказал он.
В.Чуйко отметил, что поддержка государством отрасли ведется по нескольким направлениям. Одно из них - внесение средств в уставный капитал акционерных обществ, предоставление государственных гарантий по кредитам, субсидирование процентных ставок по основной деятельности, техническому перевооружению, экспорту продукции.
В.Чуйко привел конкретные сведения о поддержке государством ряда предприятий-членов АССАД. Так в 2009 году взнос в уставный капитал предприятий-членов АССАД составил 14,2 млрд рублей, в том числе НПО "Сатурн" направлено 5,2 млрд рублей, ММП им. Чернышева - 2,9 млрд рублей, Уфимскому моторостроительному производственному объединению - 352 млн рублей, самарскому "Моторостроителю" - 3,172 млрд рублей, "Климову" - 1,165 млрд рублей, Самарскому научно-техническому комплексу им. Кузнецова - 645 млн рублей, Омскому моторостроительному объединению им. Баранова - 568 млн рублей.
Кроме того, государство продолжало оказывать предприятиям авиапрома поддержку по линии предоставления государственных гарантий на сумму в 31,052 млрд рублей в 2009 году, в том числе НПО "Сатурн" - 10 млрд рублей, ММП им. Чернышева - 4,951 млрд рублей, УМПО - 4,990 млрд рублей, "Моторостроителю" - 3,08 млрд рублей, Пермскому моторному заводу - 2,484 млрд рублей, "Климову" - 140 млн рублей, СНТК им. Кузнецова - 420 млн рублей, "Салюту" - 4,987 млрд рублей.
В рамках ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на период 2002-2010 годы" на НИОКР по гражданской авиационной технике в 2009 году было направлено 12,960 млрд рублей из государственного бюджета. "Это весьма существенный прирост по сравнению с 2008 годом, когда этот объем был равен 9,2 млрд рублей. На 2010 год предусмотрен объем финансирования в объеме 17 млрд рублей", - уточнил глава АССАД.
Он дополнил, что в правительство представлен проект ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России в 2011-2015 годы и на период до 2020 года" (ФЦП-2020). В ФЦП-2020 включен раздел по авиационному двигателестроению и агрегатостроению с соответствующими объемом финансирования и объемом продаж, а также планируемыми средствами на техническое перевооружение предприятий. "Обсуждение проекта ФЦП-2020 в ВИАМ и в Минпромторговли показало, что проект ФЦП-2020 не включает в себя все типы машин, которые нужны для авиаперевозок внутри России и за рубежом, не содержит сроков и ответственных за создание и серийное производство новых самолетов. Это может привести к неэффективному использованию и расходованию бюджетных средств и невыполнению программы (ФЦП-2020)", - считает президент АСААД.
Традиционно АССАД проводит анализ основных технико-экономических показателей работы предприятий, входящих в ассоциацию. В 2009 году анализ построен на данных, которые предоставили 52 компании, из которых четыре НИИ, 14 ОКБ, 25 серийных предприятий и девять авиаремонтных заводов.
По словам В.Чуйко, в целом отрасль продемонстрировала рост объемов продаж и выполненных работ на 13% по отношению к 2008 году. При этом общий объем продаж основных предприятий - членов АССАД (из стран России и СНГ) составил в 2009 году 152,8 млрд рублей (в том числе 120 млрд рублей пришлось на российские компании) против примерно 135 млрд в 2008 году.
12 предприятий, входящих в ОДК, получили выручку от реализации в размере 70 млрд рублей (+16,8% к уровню 2008 года), четыре предприятия ФГУП "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют" - 21 млрд рублей, семь предприятий госкорпорации "Ростехнологии" - 6 млрд рублей. Предприятий Украины получили выручку около 31 млрд рублей.
В то же время численность работающих на предприятиях уменьшилась в среднем на 4,5%. На 5-7 предприятиях численность упала до 19%, на некоторых - увеличилась от 2 до 20%. Средняя зарплата увеличилась и составила 18 тыс. 200 рублей в месяц.
Среднее соотношение кредиторской и дебиторской задолженности за год снизилось с 1,8 до 1,5. Осредненная доля инвестиций, вложенных в техническое перевооружение, также уменьшилась с 7,6 до 5%.
После завершения процесса консолидации активов предприятий, входящих в ОДК, началась поэтапная реализация разработанной корпоративной стратегии, утвержден продуктовый ряд перспективных проектов. "Главными принципами развития объявлены ориентация на прибыльную работу, четкий модельный ряд, специализация и кооперация производства, создание корпоративной системы подготовки кадров", - подчеркнул В.Чуйко.
По его сведениям, с образованием ОДК начаты интенсивные работы по двигателю ПД-14 для перспективного самолета МС-21. Определены участники программы создания ПД-14, заключены договоры и осуществляется финансирование работ. В начале марта 2010 года произошла защита аванпроекта. Утверждена стратегия реализации проекта с созданием газогенератора в 2010 году и создание демонстрационного образца в 2011 году. Объемы финансирования разработки двигателя ПД-14 с освоением критических технологий составили по ОКБ и по отраслевым НИИ в 2009 году 4,1 млрд рублей, на 2010 год запланировано финансирование в объеме более 5 млрд рублей. "Давайте вспомним, что еще десять лет назад нам выделяли всего 3 млрд рублей в год на все авиастроение", - напомнил В.Чуйко.
Руководитель АССАД привел некоторые сведения по работе Научно-производственного центра газотурбостроения "Салют". Предприятие увеличило объем продаж в 2009 году на 39% до 21,2 млрд рублей. Сокращение численности произошло на 1,6%, рост зарплаты - 4,4%....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-34
Ноябрь 25, 2024
Аэропорт Шереметьево при участии Рексофт импортозаместил шину аэропортовых сообщений
Ноябрь 25, 2024
МГТУ ГА принял участие в деловой программе Транспортной недели