Коммерсантъ
22 ноября 2001, 15:03
Самолет погубил автопилот
Первой версией, выдвинутой буквально через несколько часов после катастрофы, стало предположение о теракте.
Однако специалисты отвергли эту версию еще до расшифровки "черных ящиков".
Еще находясь на месте происшествия, отвергли эксперты и другую версию, появившуюся в СМИ, о том, что у Ил-18 одновременно отказали сразу все четыре двигателя. Грунт и ветки деревьев, которые "засосало" внутрь турбин, говорили о том, что все они работали до самого удара о землю.
Вчера в Москву привезли параметрический и два речевых самописца с разбившегося лайнера.
Удалось расшифровать данные параметрического самописца МСРП-12, который рассказал экспертам возможную причину аварии. Как выяснилось, началом катастрофы стало отключение автопилота, на котором все это время шел Ил-18. На эшелоне лайнер двигался в полностью автоматическом режиме, то есть электроника корректировала и тангаж (угол носа по отношению к горизонту), и боковой крен лайнера. А в 21.43 тангажная составляющая вдруг отключилась, и самолет резко "провалился" вниз. Это привело, как говорят специалисты, к лавинообразному нарастанию отрицательных перегрузок в кабине и салоне. Летчики, которые не были пристегнуты, "прилипли" к потолку и уже не могли дотянуться ни до штурвала, ни до кнопки радиосвязи.
Из-за чего такое могло произойти, Ъ объяснил заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Александров. "Дело в том, что, как правило, распределить груз строго симметрично, то есть абсолютно уравновесить самолет, невозможно,- рассказал пилот.- Кроме того, неравномерно расходуется горючее в баках, пассажиры перемещаются по салону. Машина чутко реагирует на все эти изменения - заваливается то вправо, то влево, то вверх, то вниз. Эти колебания заложены в программу автопилота, он постоянно корректирует движение при помощи боковых триммеров (подвижных "крылышек", расположенных сзади крыла) и аналогичных устройств, установленных в хвостовой части, на руле высоты. Однако коварство автопилота заключается в том, что он регулирует дисбаланс лишь в каких-то определенных пределах, а как только его возможности исчерпываются, подает звуковой сигнал пилоту и отключается, после чего все рули и триммеры мгновенно встают в нулевое положение. Возможно, так было и с самолетом из Хатанги. К примеру, все его пассажиры, которые сначала сидели, равномерно распределившись по салону, через шесть часов полета стали по одному подтягиваться к передним креслам. Автопилот реагировал, постепенно отклоняя триммер на руле высоты и поддерживая таким образом разбалансированный самолет в горизонтальном положении. Когда триммер отклонился до предела, автопилот "вырубился", и машина резко клюнула вниз. Спасти ее летчики не смогли, хотя высоты в принципе было достаточно"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы