О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Безвоздушное пространство

Исландский вулкан парализовал гражданскую авиацию

Четвертые сутки без гражданской авиации прожила вчера Европа. На встрече в Ново-Огареве министр транспорта России Игорь Левитин доложил премьеру Владимиру Путину, что ограничения на полеты, введенные на прошлой неделе большинством европейских стран из-за мощного выброса вулканического пепла в Исландии, продлятся еще три-четыре дня. Вчера открылись некоторые ранее закрытые участки воздушного пространства в южной и восточной частях Европы, но ключевые аэропорты континента по-прежнему не принимали. Транспортный коллапс помешал даже встретиться министрам транспорта Европейского союза, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию.

Не смогли добраться на состоявшиеся вчера в Кракове похороны президента Польши Леха Качиньского 32 иностранные правительственные делегации, намеревавшиеся попрощаться с покойным лидером.

Прорваться в Польшу по воздуху удалось только президентам России и Украины Дмитрию Медведеву и Виктору Януковичу. Примечательно, что г-н Янукович прилетел в Польшу на Ту-134. В обычных обстоятельствах самолетам этого типа доступ в воздушное пространство Евросоюза закрыт с 2002 года как слишком шумным и недостаточно экологичным. Кстати, Киев вчера стал одной из крайне немногочисленных европейских столиц, чей аэропорт вернулся к нормальной деятельности.

Россия не вводила запрет на полеты над своей территорией, но поскольку так поступили многие другие европейские страны, воздушное сообщение с ними нарушилось, доложил вчера Игорь Левитин в подмосковной резиденции премьера. "По состоянию на 8.00 мск 18 апреля 359 рейсов отменено, 29 - задержано, всего не вылетело около 32 тыс. пассажиров, из них 12 тыс. находятся в городах Европы", - сообщил министр. Он уточнил, что из этих 12 тыс. человек 7 тыс. - пассажиры "Аэрофлота". Больше всего их скопилось в аэропортах Германии, Нидерландов, Франции и на севере Италии, но также есть задержавшиеся в Китае и странах Азии.

"Аэрофлот" остается единственной авиакомпанией, летающей между Россией и Европой, в немногочисленные пункты назначения, открытые на юге континента (это Рим и Ницца). Вчера компания объявила, что все пассажиры могут без доплаты обменять билеты на любой рейс "Аэрофлота", вылетающий из Европы, в рамках класса обслуживания и при наличии свободных мест. Также пассажиры могут сдать билеты без штрафных санкций вне зависимости от даты возврата билета.

Г-н Путин также поручил Минтрансу организовать доставку в Россию оставшихся в Европе авиапассажиров по железной дороге и автобусами. По данным Минтранса, "Российские железные дороги" уже поставили дополнительные вагоны на европейских направлениях, таким образом удалось перевезти уже около тысячи человек. Накануне пресс-служба РЖД сообщила, что дополнительные вагоны появились в поездах на маршрутах Санкт-Петербург - Хельсинки, а также Москва-Прага и Москва-Варшава.

"Подготовлено около 40 автобусов в Калининграде, и если авиаперелеты будут задерживаться еще три-четыре дня, мы сможем организовать вывоз полутора тысяч человек из Калининграда, примерно такое же количество - через Эстонию и Финляндию", - отметил Игорь Левитин. Причем, как сообщил находившийся там же, в Ново-Огареве, статс-секретарь МИД России Григорий Карасин, в сложившихся обстоятельствах Литва разрешила транзит российских граждан из Калининграда на основную российскую территорию по внутренним паспортам (при наличии "справки на возвращение"). Полноценные литовские визы теперь оформляются немедленно, а не за 26 часов, как до извержения исландского вулкана.

Что касается россиян, застрявших в Азии, г-н Левитин предложил доставлять их авиарейсами на российский Дальний Восток и затем развозить по территории России внутренними рейсами. Впрочем, в тот же день "Аэрофлот" реализовал более простую эвакуационную схему. Как сообщила пресс-служба компании, "рейсом SU 572 Пекин-Москва отправлены российские граждане - пассажиры китайских авиакомпаний, отменивших свои рейсы в Москву. Также "Аэрофлот" продолжает принимать к перевозке пассажиров других авиакомпаний, отменивших рейсы в Москву в связи с закрытием воздушного пространства в странах Европы". С целью помочь пассажирам, застрявшим собственно в Европе, "существенно увеличены провозные емкости и введены дополнительные рейсы в остающийся открытым аэропорт Рима", сообщил "Аэрофлот".

Из-за проблем в европейском воздушном пространстве российские авиакомпании вынуждены были изменить привычные маршруты в Америку. "Аэрофлот" объявил, что теперь летает в США по кросс-полярному маршруту, через Северный полюс. А "Трансаэро" для выполнения рейсов в Доминиканскую Республику, наоборот, предпочел отклониться к югу. Его лайнеры теперь следуют туда через северо-западную оконечность Африки и Бразилию.

"Какая-то финансовая поддержка нужна нашим компаниям?" - спросил вчера Владимир Путин у министра транспорта. "Пока помощь никакая не нужна", - заверил его Игорь Левитин, оговорившись, впрочем, что "все будет зависеть от того, как мы будем отправлять пассажиров из-за рубежа".

Между тем европейское законодательство не до конца определяет положение россиян, застрявших в Европе. Резолюция 261/2004 Европарламента от 11 февраля 2004 года, регламентирующая порядок компенсации за задержку или отмену авиарейсов, предусматривает, что авиакомпания должна предоставить своим клиентам гостиницу, "если возникает необходимость провести одну или несколько ночей". Как долго могут продолжаться эти "несколько" ночей, резолюция не уточняет. Очевидно, ее авторы имели в виду, что подавляющее большинство подобных проблем не займет более суток. Зато другая статья определяет, что в случае задержки рейса на пять и более часов компания должна предложить клиенту полный возврат стоимости билета. Поскольку нынешний авиатранспортный паралич в Европе продолжается уже пятые сутки, можно ожидать, что чем дальше, тем больше авиаперевозчиков предпочтут вернуть деньги и снять с себя ответственность за пассажиров.

В других частях света компенсации за задержку и отмену авиарейсов вообще законами не предусмотрены. В частности, в США нет федеральных правил, регулирующих взаимоотношения авиакомпаний и пассажиров в подобных случаях.

Вулканическое облако в небе Европы вчера нарушило планы не только простых граждан, но и чиновников, в частности тех, кому по должности положено искать выход из сложившейся чрезвычайной ситуации. Вчера в Брюсселе глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу объявил о созыве "в ближайшее время" экстренного заседания министров транспорта ЕС. Однако точный срок проведения этого мероприятия не был назван, так как непонятно, как физически собрать всех министров в одном месте. Чтобы съехаться в Брюссель по земле, им потребуется не меньше двух дней. Пока планируется экстренное совещание провести сегодня, но в формате телеконференции, сообщил источник ИТАР-ТАСС в Брюсселе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка