Российская газета
19 апреля 2010, 11:31
Пепел и планета
Первый удар исландский вулкан нанес по Европе. Что дальше?
Европа вчера продлила мораторий на полеты еще на сутки. В воскресенье уже 32 тысячи человек в Старом Свете и в России ждали в аэропортах, когда вулканический пепел рассеется и даст возможность открыть небо для гражданской авиации.
Однако, по прогнозам специалистов, исландский вулкан Эйяфьятлайокудль пока не думает успокаиваться. Еще дня три его пепел не позволит нормально лететь над Европой. Интересно, что в самой Ирландии в конце прошлой недели аэропорт Рейкьявика продолжал работать, так как вулкан находится южнее от него, а воздушные потоки несли пепел в противоположную сторону от аэропорта. Любители экстремального туризма уже воспользовались такой возможностью посмотреть на дышащий вулкан. В Исландию за последние дни приехало в несколько раз больше туристов, чем обычно в это время года.
Российское небо тоже не было закрыто для внутренних полетов. Как уточнили "РГ" в Росавиации, ни от экипажей воздушных судов, ни от метеослужб, ни от служб управления воздушным транспортом не поступало данных о фиксировании или наблюдении облака пепла. Прогнозы, что вулканическое облако в выходные достигнет Урала, к счастью, не сбылись. Аэропорт Калининграда, который ближе всего к Европе, тоже работал в штатном режиме. Можно сказать, что пассажирам внутренних авиарейсов повезло. А вот те, кто рассчитывал попасть в Европу или вернуться в Россию, застряли на полпути. Хотя, по данным Росавиации, скопления пассажиров в отечественных аэропортах нет. Многие просто ждут своего рейса дома. И это правильное решение, ведь когда откроют небо, более 475 самолетов из отмененных и почти 24 задержанных не смогут вылететь сразу. Понадобится несколько дней, чтобы вернуться к обычному расписанию. Из-за вулкана нарушены планы более чем 27 тысяч человек, которые купили билеты на рейсы, вылетающие из России.
Опасности для здоровья облако вулканического пепла над Западом России не несет, сообщает Росгидромет, - концентрация слишком мала, чтобы навредить.
Но туристам и авиапассажирам исландский Эйяфьятлайокудль уже доставил массу проблем.
Извержение началось в ночь на 14 апреля. В Исландии наводнение, тьма и слой пепла на всем. Финансовая стабильность страны и так была подорвана кризисом, а теперь ей нанесут удар необходимость устранять последствия извержения.
Это, в общем, их проблемы, но уже ночью с четверга на пятницу в московской воздушной зоне (в радиусе 60 километров от столицы) экипажи самолетов наблюдали свечение частиц пепла на высотах от 800 до 3200 метров. Правда, днем пепел летчики уже не видели. Зато само облако разрасталось над территорией России от Калининграда и Питера до Нижнего Новгорода.
Главную опасность вулканический пепел несет для самолетов в небе. Он распространяется на высоте около восьми тысяч метров и опасен для авиадвигателей. Смесь мелких камней, песка и вулканического стекла может попасть в турбину. За последние 20 лет от вулканического пепла пострадало около сотни самолетов.
Не желая рисковать, Британия добровольно лишилась воздушного сообщения к вечеру пятницы, не летали самолеты в Скандинавии, Бенилюксе и в части Германии. Пассажирам рейсов в Европу из Китая и Японии вернули чемоданы - полет отменяется на неопределенное время.
Впрочем, пережить потери им, очевидно, "помогут" страховые компании. А что пассажиры? В соответствии с Федеральными воздушными правилами они могут претендовать на питание за счет авиакомпании, если задержка превышает пять часов, и на "бесплатный" ночлег, если авиаторы "не везут" больше 12 часов. Могут и сдать билет и получить его полную стоимость - до копейки. Правда, вернуть билет перевозчику можно только в кассе того города, где он был куплен.
А вот те туристы, которые под эти выходные планировали отправиться в Европу, оказались в еще более сложном положении, чем авиапассажиры. "Авиакомпании могут просто вернуть деньги за билет, а турфирма привязана к отельерам, трансферу, экскурсиям", - пояснила корреспонденту "РГ" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Туроператор может вернуть деньги за тур только в том случае, если их вернет принимающая сторона. Даже если турист обратится в суд, тот, скорее всего, примет решение о возмещении стоимости тура за вычетом затрат турфирмы. Понятно, что сумма может оказаться значительно ниже той, что была потрачена на путевку. Теоретически туроператоры имеют возможность сдвинуть сроки туров, но опять же, все зависит от того, смогут ли подстроиться под новый график гостиницы. Принципиально важно, насколько затянется извержение пепла. Многие туристы приехали из регионов, сейчас они "зависли" в Москве. Туроператоры за свой счет вынуждены размещать их в столичных гостиницах, хотя они и не должны оплачивать подобный форс-мажор.
Ученые говорят, что извержение с точки зрения вулканологии - рядовое. Если бы ветер дул в другую сторону, о нем говорили бы лишь любители загадывать топонимические загадки типа "название вулкана из 16 букв, в котором "я", "й" и мягкий знак встречаются по два раза". Но, поскольку дело коснулось густонаселенной Европы, "отрыжка" Земли обойдется экономике довольно дорого. Хотя в рейтинге самых опасных вулканов Эйяфьятлайокудль не значится. На первом месте в нем итальянский Везувий. Если бы извергся он, убытки достигли бы 24 миллиардов долларов. Наиболее опасная в Исландии Гекла на девятом месте со "скромным" уроном на 400 тысяч долларов.
Наши камчатские вулканы в рейтинге не упоминаются. Выбросы пепла из них случаются регулярно, но их относит, как правило, в малонаселенные районы, а они там со всех четырех сторон. Сейчас, кстати, на Камчатке оживились Шивелуч, Ключевской, Безымянный и Карымский. В течение несколько суток они выбрасывали газ и пепел, но не слишком интенсивно. Но, поскольку в Милькове и Ключах возможен пеплопад, жителям поселков посоветовали не выходить на улицу без необходимости.
Людям со слабыми легкими и в европейской части страны врачи все же, несмотря на невысокую концентрацию пепла в воздухе, советуют запастись марлевыми повязками. Может обостриться астма, зарубежные исследователи усматривают связь между извержениями пепла и ростом гастроэнтеритов и бронхитов у детей.
Академик-секретарь отделения земледелия Российской академии сельскохозяйственных наук Алексей Завалин полагает, что с точки зрения состояния почвы российских полей и пастбищ извержение вулкана Эйяфьятлайокудль является несущественным событием. По крайней мере, пока.
А вот животноводы из северо-западных областей России испытывают опасения за свои стада. Корова, как и человек, тоже может вдохнуть пепла. Но, в отличие от нас, знающих, что свобода - это осознанная необходимость, на буренку марлевую повязку нацепить трудно. По крайней мере, неплохо, что пепел полетел в нашу сторону до начала активного пастбищного сезона.
По странному стечению обстоятельств, улов рыбаков в Баренцевом море вырос с двух тысяч тонн в сутки до трех тысяч тонн, как только облако вулканического пепла приблизилось к районам, где традиционно добывают сельдь, треску, пикшу, мойву. Об этом корреспонденту "РГ" сообщил руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Валентин Балашов. Пеплопад не является помехой для работы рыбаков - они успешно ловят рыбу, например, в районе Ньюфаундлендской банки в Атлантике, где плотный туман держится 300 дней в году.
Океанологи не спешат говорить о каких-то отдаленных последствиях извержения в Исландии - вулканы выбрасывают пепел в атмосферу регулярно, и, если бы от этого в Мировом океане могли произойти какие-либо драматические изменения, они бы уже произошли.
Впрочем, и масштабы отдаленных последствий будут зависеть от того, как долго продлится извержение. Последний раз этот исландский вулкан просыпался в 1821 году, и его извержение длилось два года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Восточные ворота: вслед за Улан-Удэ обновятся аэропорты Магадана и Хабаровска
Ноябрь 26, 2024
Авиационная безопасность: эксперты ЕАЭС обменялись опытом
Ноябрь 26, 2024
"Вологодское авиационное предприятие" будет передано в областную собственность