"Пермские моторы", похоже, вернутся в руки государства
Николай Иванов Cегодня промышленный холдинг "Пермские моторы" - признанный лидер отечественного авиационного двигателестроения, главное бюджетообразующее предприятие региона. Произведенными здесь двигателями оснащены в России большинство гражданских и немалая часть военных самолетов. У "Пермских моторов" славная история и традиционный для любого современного российского предприятия набор проблем. Рост пассажиропотоков в начале 80-х годов потребовал новых самолетов и современных двигателей. В Пермском мотороконструкторском бюро был разработан ныне широко известный двигатель ПС-90А, названный так в честь генерального конструктора Павла Соловьева. По оценке специалистов, двигатель ПС-90А соответствует всем международным требованиям по экономичности, а также по шумовым и экологическим характеристикам. Причем сама конструкция этого авиадвигателя способствует созданию различных его модификаций расширенного применения. Имеется в виду прежде всего семейство самолетов на базе Ту-204 и первый из них - Ту-214. Кроме того, ПС-90А стал базовым изделием и успешно развивается в качестве наземных установок для перекачки природного газа. Последнее обстоятельство помогло пермским моторостроителям выжить в самые тяжелые для них 90-е годы. В Перми развернулось проектирование и серийное производство газотурбинных установок в диапазоне мощностей от 2 до 25 мегаватт, а также выпуск на их основе газоперекачивающих агрегатов и электростанций. Государственная доля в уставном капитале предприятия составила лишь 14 с небольшим процентов. Начиная с 1997 года крупнейшие акционеры "Пермских моторов" "Интеррос", "Пратт энд Уитни" и "Газпром" начали реализацию скоординированной программы развития всего Пермского моторостроительного комплекса. Была проведена его реорганизация, в производство было инвестировано около 100 млн. долл., существенно усовершенствован двигатель ПС-90А, реструктурирована и погашена многомиллионная кредиторская задолженность. Сегодняшние "Пермские моторы" - это крупнейший промышленный холдинг, выпускающий высокотехнологичные изделия для самых разных отраслей. Для авиации - двигатели ПС-90А на самолеты Ил-96 и Ту-204; для космоса - самые мощные в мире ракетные двигатели РД-253; для вертолетостроения - уникальные редукторы к вертолетам КБ Миля; для газовых магистралей - сконструированные на базе авиационных двигателей газоперекачивающие агрегаты. Только в нынешнем году газовый концерн заказал "Пермским моторам" производство ста газотурбинных установок. По прогнозам специалистов, производство газотурбинных установок станет для Пермской области бизнесом ХХI века. У предприятия появляется и совсем новый, но весьма перспективный рынок - производство мини-электростанций. Одна такая электростанция недавно была пущена в эксплуатацию в Башкортостане. Хотя в республике есть свой завод, Уфа почему-то предпочла иметь дело с пермским предприятием- Гораздо хуже обстоит дело с выпуском непосредственно авиадвигателей. В 1998 году на "Пермских моторах" было произведено два двигателя, за весь 1999 год не было продано ни одного нового авиадвигателя, а за 2000 - только 3. Низкий платежеспособный спрос российских перевозчиков и закрытость для нашей продукции западного рынка не позволяют и на 20% загрузить производственные мощности авиадвигателестроителей. В основном они занимаются ремонтом и обслуживанием ранее выпущенных двигателей. К тому же в последнее время предпринимаются многочисленные попытки скомпрометировать пермский авиадвигатель ПС-90А, говорят о его ненадежности, технических огрехах и т.д. Не исключено, что это связано со слухами о том, что "Аэрофлот" намерен закупить большую партию западных лайнеров. Сегодня "Пермские моторы" принимают активное участие в создании нового самолета ТУ-234. На нем будут установлены два пермских ПС-90А. Первый полет 160-местного пассажирского лайнера запланирован уже на апрель нынешнего года. Однако долги, накопленные "Пермскими моторами" до 1997 г., по-прежнему тяжелым грузом висят на предприятии. Понятно, что возможное банкротство и разрушение Пермского моторостроительного комплекса не может устраивать ни государство, ни акционеров предприятия. В то же время накопившиеся долги не могут быть погашены за счет доходов предприятия при нынешнем положении в отечественной авиации. Тупик? К счастью, выход был найден. По предложению Росавиакосмоса, поддержанному частными акционерами, был разработан комплексный план реструктуризации "Пермских моторов". Согласно этому плану "Интеррос", "Пратт энд Уитни" и "Газпром" обеспечат наличие блокирующих или контрольных пакетов акций всех основных предприятий комплекса (ПМЗ, "Протон-ПМ" и "Авиадвигатель") в собственности "Пермских моторов" и передадут государству 37,2% акций этого объединения. В результате государство получит контроль над всеми предприятиями комплекса. Государство, в свою очередь, урегулирует проблему задолженности "Пермских моторов" Пенсионному фонду, которая составляет 491 млн. руб., и передаст "Пермским моторам" право использования интеллектуальной собственности на двигатели ПС-90А и Д-30, а также находящиеся в федеральной собственности пакеты акций "Авиадвигателя" и НПО "Искра". Если это соглашение обретет юридическую силу, то это будет одним из первых шагов к цивилизованному сотрудничеству государства и частного бизнеса. Сотрудничества, безусловно, взаимовыгодного. Усиление государственного контроля над стратегически важным предприятием, которое, очистившись от долгов, сможет динамично развиваться, выгодно и федеральной власти, и частным акционерам. Не останется в этом случае в накладе и регион. Успешно работающие "Пермские моторы" для него - это 17 тыс. рабочих мест и немалые суммы регулярно поступающих в местную казну налогов....