Зачем отечественным производителям авиадвигателей сотрудничество с американцами?
На протяжении всего уходящего года не утихали споры вокруг судьбы гиганта отечественного моторостроения - ОАО "Пермские моторы" (ПМ). Новый этап в развитии ПМ начался три года назад, с приходом в число акционеров холдинговой компании "Интеррос", а к руководству предприятиями - новой команды менеджеров. Именно "Интеррос" сделал возможной для ПМ реальную интеграцию в мировую экономику. На сегодняшний день в состав Пермского моторостроительного комплекса входят ОАО "Пермские моторы" (материнская компания), Пермский моторный завод (ПМЗ), "Авиадвигатель", НПО "Искра", "Протон-ПМ", "Редуктор" и ряд других компаний. Основными акционерами ПМЗ являются ПМ, ряд структур российского холдинга "Интеррос" и американская компания "Пратт энд Уитни". В свою очередь, акционеры ПМ - это ПМЗ, государство, "Газпром". Пакеты акций "Авиадвигателя" принадлежат "Интерросу", государству, "Газпрому". Причем ни на одном из предприятий моторостроительного комплекса государство не имеет даже блокирующего пакета акций. Нынешним летом сотрудничество американцев с пермскими предприятиями вылилось в конкретный проект: на международном авиасалоне в Фарнборо было подписано соглашение между ОАО "Авиадвигатель" и корпорацией Pratt&Whitney о совместной разработке авиационного двигателя ПС-90А2, создаваемого на базе отлично зарекомендовавшего себя ПС-90А. "Пратт энд Уитни" изъявила готовность вложить более 125 млн. долл. в разработку нового авиадвигателя. Вот тут-то на "Пермские моторы" и ополчились ура-патриоты от российской экономики, обвинившие пермяков и их американских партнеров в покушении на суверенитет России в области двигателестроения. А ведь в российском двигателе ПС-90А2 в отличие от ПС-90А предполагалось лишь применять некоторые импортные детали. В свою очередь, топ-менеджеры ПМ парировали эти обвинения тем, что участие иностранных партнеров жестко регламентировано рядом требований, главное из которых - производство деталей и узлов для ПС-90А2 - по истечении определенного времени должно быть передано из-за рубежа в Россию. - Я убежден, что, вкладывая деньги в АО "Пермские моторы", американцы не преследуют цели погубить российское производство авиадвигателей, - считает генеральный директор ОАО "Авиакомплекс имени С.В. Ильюшина" Виктор Ливанов. - Они четко оценивают наличие потенциального бизнеса, и в данном случае перспективы получения прибыли от продажи ПС-90А2, безусловно, имеются. Да, "Пратт энд Уитни" действительно пыталась навязать российскому авиапрому свой двигатель, но в корпорации быстро поняли, что ожидаемой выгоды это не принесет. Пермский мотор стоит примерно 4,5 млн. долл., американский - около 18 млн. Такие деньги выручить в России крайне сложно, "праттовские" двигатели попросту не будут востребованы. А так американцы имеют свою стабильную долю от реализации ПС-90А. И я не вижу здесь никаких подводных камней или угроз российской авиапромышленности. Но вот что интересно: оказывается, споры о том, сотрудничать с американцами или нет в производстве моторов и нарушается ли при этом российский экономический суверенитет, идут на протяжении 60 с лишним лет. -В далеком 1933 году группа инженеров только что отстроенного в пригороде Перми завода "М" отправилась в город Патерсон близ Нью-Йорка, где располагались производственные мощности известной моторостроительной фирмы "Кертис Райт". Именно у этой фирмы советское правительство купило лицензии на производство перспективных образцов авиадвигателей. Выполняя условия договора, фирма предоставила чертежи моторов "Циклон" трех серий, ставших прототипами первых пермских моторов М-25, М-25И, М-62. Мотор, освоенный заводом под маркой М-25, выпускался стабильно, была освоена и его модификация - М-25В. В США за пять лет побывали 70 человек, которые возглавили по возвращении самые ответственные участки, стали. И вдруг крупнейшее в стране предприятие, триумфально начавшее свой путь, пермский завод "М", начал сдавать свои позиции. Причины этого были скорее политические, нежели экономические. Конец 30-х годов, доносы, репрессии. Из 70 человек, стажировавшихся в Америке, после репрессий остались в живых 30. Производственный план едва выполнялся на 60%. За несколько месяцев с завода, по рассказам очевидцев, исчезло около 500 человек. Потом были десятилетия противостояния с американцами- К 1941 году Советский Союз имел уже не только собственную авиационную промышленность, но и собственной разработки моторы, не уступавшие лучшим иностранным образцам. А в мае 1941 года родился знаменитый мотор М-82. Лишь одного его было бы достаточно, чтобы пермские конструкторы навсегда вошли в историю авиамоторостроения. М-82 был в массовом производстве целых 37 лет! Сам факт столь длительной востребованности этих конструкций, ставших основой для последующих разработок пермских моторостроителей, доказал их совершенство и безупречность. А следовательно, и безусловную способность пермских конструкторов создавать и серийно выпускать авиационную технику нисколько не хуже, чем на Западе. Мы совершили такой подробный исторический экскурс вовсе не случайно. Просто хотели еще раз напомнить некоторым критикам, какую роль в развитии отечественного моторостроения сыграло когда-то сотрудничество с американцами. И в то же время, чтобы еще раз подтвердить, насколько самостоятельным был путь пермских производителей в разработке самых передовых авиадвигателей своего времени.
Автор: Алексей Борисович Кондрашов - историк, инженер....