Lenta.Ru
20 апреля 2010, 17:59
"Вулканический" кризис
Мир подсчитывает убытки от извержения Эйяфьятлайокудля
Минус миллионы
Вулкан под ледником Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajokull) в Исландии проснулся после длительной спячки еще 20-21 марта текущего года. Второе крупное извержение произошло 14 апреля. Выброшенное в атмосферу облако пепла в течение двух последующих дней привело к закрытию аэропортов и ограничению авиасообщения во многих странах, в том числе Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Швеции, Финляндии, Испании, Италии и России.
Уже 16 апреля аналитики начали подсчитывать, во сколько авиакомпаниям обходится вынужденный простой. Специалисты консалтинговой компании Centre for Asia Pacific Aviation оценили возможные убытки перевозчиков в миллиард долларов при условии, что пепел не рассеется до 19 апреля.
К вечеру пятницы свою оценку потенциальному ущербу отрасли дали эксперты из Международной организации гражданской авиации (IATA). По их мнению, извержение Эйяфьятлайокудля стоит авиакомпаниям 200 миллионов долларов в день. Уже 19-го апреля эта оценка была повышена IATA до 250 миллионов долларов в день, отмечает The Wall Street Journal.
Вне зависимости от конкретного ущерба, эксперты IATA полагают, что извержение, закрывшее множество аэропортов, уже нанесло больший ущерб мировой авиаотрасли, нежели временное прекращение авиаперевозок после терактов в США 11 сентября 2001 года, передает AFP. К воскресенью в Европе было отменено в общей сложности около 63 тысяч рейсов. В Росавиации сообщили, что к 9 утра 19 апреля в аэропортах России было задержано 77 и отменено 411 рейсов. Изменения в расписании затронули более 38 тысяч пассажиров.
В СМИ уже появились и оценки ущерба конкретных перевозчиков. Так, например, по данным аналитиков AirlineFinancial, американские авиакомпании теряют до 22 миллионов долларов ежесуточно. В том числе, убытки Delta превышают 10 миллионов долларов в день, United - 8 миллионов, Continental - 5 миллионов.
Убытки европейских перевозчиков существенно выше. 19 апреля в Air France, крупнейшем перевозчике в ЕС, сообщили, что извержение обходится фирме в 35 миллионов евро в день. Ежедневные потери British Airways достигают 15-20 миллионов фунтов стерлингов, а в SAS (Scandinavian Airlines System) заявили, что за четыре дня простоев убыток компании достиг 29 миллионов евро. Finnair, отменившая 435 рейсов, оценила свои потери в два миллиона евро в сутки.
После того, как авиакомпании дали предварительную оценку своих потерь от извержения вулкана, ценные бумаги европейских перевозчиков резко подешевели. Так, 19 апреля акции British Airways упали на 4 процента, Aer Lingus - на 6,67 процента, Ryanair - на 4,8 процента, Easyjet - 3,7 процента, Lufthansa и Air Berlin - более чем на 5 процентов.
Акции Air Berlin и Air France-KLM подешевели примерно на 8 процентов за первые минуты торгов, Finnair - на 5 процентов, SAS - на 2,5 процента.
Ценные бумаги "Аэрофлота" к середине торговой сессии 19 апреля на ММВБ потеряли более чем 4 процента.
Одна из крупнейших авиакомпаний Австралии - Qantas - сообщила, что ее убытки от отмены рейсов в Европу составляют около 1,4 миллиона долларов в сутки. Emirates, перевозчик из ОАЭ, теряет ежедневно до 10 миллионов долларов прибыли.
В "Аэрофлоте", крупнейшей российской авиакомпании, затруднились назвать размер ущерба, поскольку неизвестно, как долго будет закрыто авиасообщение. Известно, что компания была вынуждена отменить 69 рейсов в Европу. В европейских аэропортах застряли около 11 тысяч пассажиров "Аэрофлота", отмечает Reuters.
При таких потерях совершенно логичным стало заявление руководителя IATA Джованни Бизиньяни о том, что для авиакомпаний необходимо открыть воздушное пространство. Попутно Бизиньяни упрекнул власти ЕС в бюрократизме (на организацию конференц-звонка с министрами транспорта потребовалось пятеро суток), а также в том, что авиасообщение было закрыто, исходя из "теоретических моделей", а не реальной ситуации. Тем не менее, в ЕС заявили, что рисковать жизнью людей в сложившихся обстоятельствах не собираются.
18 апреля руководитель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу распорядился создать специальную рабочую группу для оценки экономического ущерба, вызванного распространением вулканического пепла. Уже на следующий день в Еврокомиссии пообещали, что ЕС выделит "исключительную" финансовую помощь пострадавшим от "вулканического" кризиса авиакомпаниям. Размер этой помощи пока не известен, однако определиться с ним в Евросоюзе пообещали в течение недели.
Не только авиация
Из-за практически парализованного авиасообщения в Европе теряют деньги не только перевозчики. "Вулканический" кризис негативно сказался на туристической отрасли. Так, убытки крупнейшего европейского туроператора TUI Travel превысили к настоящему моменту 30 миллионов долларов, сообщает Reuters. Акции TUI упали 19 апреля на 2,9 процента.
Издержки еще одной крупной туристической компании, Thomas Cook, оцениваются аналитиками примерно в ту же сумму.
Потери ждут и туристов, в частности, российских, которым придется "биться" за возврат денег, потраченных на авиабилеты и путевки, которые пропали из-за отмены рейсов. При этом у туристов и туроператоров принципиально разные точки зрения на вопрос компенсаций.
"Туроператор в состоянии компенсировать затраты на поездку за вычетом реально понесенных компанией расходов - например, штрафов от гостиниц", - считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. В Ассоциации туроператоров России полагают, что сложившиеся обстоятельства полностью подпадают под определение форс-мажора, а при этом "стороны не несут никакой материальной ответственности за неисполнение своих обязательств. Ни авиакомпании, ни туркомпании не обязаны ничего возмещать".
То, что компенсации российским туристам будет получить непросто, подтвердил и глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. "Что касается наших туристов, которые пребывают сегодня в нежной постсоветской вере в нашу действительность и которые вообще не следят за своими договорами, то, скорее всего, у большинства из них шансы получить что-то будут очень маленькими", - процитировало слова Онищенко РИА Новости.
Главный санитарный врач России объяснил, что извержение вулкана "никто не мог предвидеть" и "это, конечно, ЧП, которое стопроцентно никому не компенсируется". Между тем Онищенко пообещал, что Роспотребнадзор будет "искать в правовом поле возможности", чтобы туристы смогли получить хоть какую-то компенсацию.
По мнению экономистов, если "вулканический" кризис завершится в ближайшее время, то его негативные последствия затронут только авиаотрасль, туризм и производителей, чья продукция нуждается в срочной доставке конечному потребителю. В противном случае, отмечает Associated Press, пострадают и другие сегменты экономики, в частности, мировая торговля, так как Европа является крупнейшим в мире экспортером и вторым по величине импортером. При этом не стоит забывать о негативных последствиях экономического кризиса, от которого мир до сих пор окончательно не оправился.
В частности, пишет Bloomberg, если осуществится наиболее пессимистический сценарий и авиасообщение не восстановится полностью даже к концу июня, экономика еврозоны во втором квартале может значительно сократиться. Согласно прогнозу Ernst & Young, сделанному еще до извержения, в текущем году ВВП еврозоны ждет "незначительное восстановление" - всего на 1 процент по сравнению с падением на четыре процента в 2009-м. И чем дольше дымит вулкан, тем серьезнее для европейской, да и для мировой экономики будут последствия....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ВВС Республики Корея начали учения Soaring Eagle
Ноябрь 25, 2024
"Хабаровские авиалинии" сегодня открыли продажу билетов на 2025 год
Ноябрь 25, 2024
В Новосибирской области УФАС заставляет аэропорт изменить правила парковки из-за такси