О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Вулканический" кризис

Мир подсчитывает убытки от извержения Эйяфьятлайокудля

Извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, в результате которого над Европой распространилось гигантское облако пепла, стало причиной закрытия аэропортов, отмены рейсов и, в результате, многомиллионных убытков авиаотрасли. Бизнесмены только начали подсчитывать убытки от так называемого "пепельного" кризиса, однако уже ясно, что одной авиацией дело не ограничится.

Минус миллионы

Вулкан под ледником Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajokull) в Исландии проснулся после длительной спячки еще 20-21 марта текущего года. Второе крупное извержение произошло 14 апреля. Выброшенное в атмосферу облако пепла в течение двух последующих дней привело к закрытию аэропортов и ограничению авиасообщения во многих странах, в том числе Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Швеции, Финляндии, Испании, Италии и России.

Уже 16 апреля аналитики начали подсчитывать, во сколько авиакомпаниям обходится вынужденный простой. Специалисты консалтинговой компании Centre for Asia Pacific Aviation оценили возможные убытки перевозчиков в миллиард долларов при условии, что пепел не рассеется до 19 апреля.

К вечеру пятницы свою оценку потенциальному ущербу отрасли дали эксперты из Международной организации гражданской авиации (IATA). По их мнению, извержение Эйяфьятлайокудля стоит авиакомпаниям 200 миллионов долларов в день. Уже 19-го апреля эта оценка была повышена IATA до 250 миллионов долларов в день, отмечает The Wall Street Journal.

Вне зависимости от конкретного ущерба, эксперты IATA полагают, что извержение, закрывшее множество аэропортов, уже нанесло больший ущерб мировой авиаотрасли, нежели временное прекращение авиаперевозок после терактов в США 11 сентября 2001 года, передает AFP. К воскресенью в Европе было отменено в общей сложности около 63 тысяч рейсов. В Росавиации сообщили, что к 9 утра 19 апреля в аэропортах России было задержано 77 и отменено 411 рейсов. Изменения в расписании затронули более 38 тысяч пассажиров.

В СМИ уже появились и оценки ущерба конкретных перевозчиков. Так, например, по данным аналитиков AirlineFinancial, американские авиакомпании теряют до 22 миллионов долларов ежесуточно. В том числе, убытки Delta превышают 10 миллионов долларов в день, United - 8 миллионов, Continental - 5 миллионов.

Убытки европейских перевозчиков существенно выше. 19 апреля в Air France, крупнейшем перевозчике в ЕС, сообщили, что извержение обходится фирме в 35 миллионов евро в день. Ежедневные потери British Airways достигают 15-20 миллионов фунтов стерлингов, а в SAS (Scandinavian Airlines System) заявили, что за четыре дня простоев убыток компании достиг 29 миллионов евро. Finnair, отменившая 435 рейсов, оценила свои потери в два миллиона евро в сутки.

После того, как авиакомпании дали предварительную оценку своих потерь от извержения вулкана, ценные бумаги европейских перевозчиков резко подешевели. Так, 19 апреля акции British Airways упали на 4 процента, Aer Lingus - на 6,67 процента, Ryanair - на 4,8 процента, Easyjet - 3,7 процента, Lufthansa и Air Berlin - более чем на 5 процентов.

Акции Air Berlin и Air France-KLM подешевели примерно на 8 процентов за первые минуты торгов, Finnair - на 5 процентов, SAS - на 2,5 процента.

Ценные бумаги "Аэрофлота" к середине торговой сессии 19 апреля на ММВБ потеряли более чем 4 процента.

Одна из крупнейших авиакомпаний Австралии - Qantas - сообщила, что ее убытки от отмены рейсов в Европу составляют около 1,4 миллиона долларов в сутки. Emirates, перевозчик из ОАЭ, теряет ежедневно до 10 миллионов долларов прибыли.

В "Аэрофлоте", крупнейшей российской авиакомпании, затруднились назвать размер ущерба, поскольку неизвестно, как долго будет закрыто авиасообщение. Известно, что компания была вынуждена отменить 69 рейсов в Европу. В европейских аэропортах застряли около 11 тысяч пассажиров "Аэрофлота", отмечает Reuters.

При таких потерях совершенно логичным стало заявление руководителя IATA Джованни Бизиньяни о том, что для авиакомпаний необходимо открыть воздушное пространство. Попутно Бизиньяни упрекнул власти ЕС в бюрократизме (на организацию конференц-звонка с министрами транспорта потребовалось пятеро суток), а также в том, что авиасообщение было закрыто, исходя из "теоретических моделей", а не реальной ситуации. Тем не менее, в ЕС заявили, что рисковать жизнью людей в сложившихся обстоятельствах не собираются.

18 апреля руководитель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу распорядился создать специальную рабочую группу для оценки экономического ущерба, вызванного распространением вулканического пепла. Уже на следующий день в Еврокомиссии пообещали, что ЕС выделит "исключительную" финансовую помощь пострадавшим от "вулканического" кризиса авиакомпаниям. Размер этой помощи пока не известен, однако определиться с ним в Евросоюзе пообещали в течение недели.

Не только авиация

Из-за практически парализованного авиасообщения в Европе теряют деньги не только перевозчики. "Вулканический" кризис негативно сказался на туристической отрасли. Так, убытки крупнейшего европейского туроператора TUI Travel превысили к настоящему моменту 30 миллионов долларов, сообщает Reuters. Акции TUI упали 19 апреля на 2,9 процента.

Издержки еще одной крупной туристической компании, Thomas Cook, оцениваются аналитиками примерно в ту же сумму.

Потери ждут и туристов, в частности, российских, которым придется "биться" за возврат денег, потраченных на авиабилеты и путевки, которые пропали из-за отмены рейсов. При этом у туристов и туроператоров принципиально разные точки зрения на вопрос компенсаций.

"Туроператор в состоянии компенсировать затраты на поездку за вычетом реально понесенных компанией расходов - например, штрафов от гостиниц", - считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. В Ассоциации туроператоров России полагают, что сложившиеся обстоятельства полностью подпадают под определение форс-мажора, а при этом "стороны не несут никакой материальной ответственности за неисполнение своих обязательств. Ни авиакомпании, ни туркомпании не обязаны ничего возмещать".

То, что компенсации российским туристам будет получить непросто, подтвердил и глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. "Что касается наших туристов, которые пребывают сегодня в нежной постсоветской вере в нашу действительность и которые вообще не следят за своими договорами, то, скорее всего, у большинства из них шансы получить что-то будут очень маленькими", - процитировало слова Онищенко РИА Новости.

Главный санитарный врач России объяснил, что извержение вулкана "никто не мог предвидеть" и "это, конечно, ЧП, которое стопроцентно никому не компенсируется". Между тем Онищенко пообещал, что Роспотребнадзор будет "искать в правовом поле возможности", чтобы туристы смогли получить хоть какую-то компенсацию.

По мнению экономистов, если "вулканический" кризис завершится в ближайшее время, то его негативные последствия затронут только авиаотрасль, туризм и производителей, чья продукция нуждается в срочной доставке конечному потребителю. В противном случае, отмечает Associated Press, пострадают и другие сегменты экономики, в частности, мировая торговля, так как Европа является крупнейшим в мире экспортером и вторым по величине импортером. При этом не стоит забывать о негативных последствиях экономического кризиса, от которого мир до сих пор окончательно не оправился.

В частности, пишет Bloomberg, если осуществится наиболее пессимистический сценарий и авиасообщение не восстановится полностью даже к концу июня, экономика еврозоны во втором квартале может значительно сократиться. Согласно прогнозу Ernst & Young, сделанному еще до извержения, в текущем году ВВП еврозоны ждет "незначительное восстановление" - всего на 1 процент по сравнению с падением на четыре процента в 2009-м. И чем дольше дымит вулкан, тем серьезнее для европейской, да и для мировой экономики будут последствия....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка