О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пепел смоет дождем

Воздушное пространство над Европой вновь открыто для полетов

Едва мировое сообщество успело во вторник порадоваться тому, что исландский вулкан, практически парализовавший половину мировых авиаперевозок, начинает успокаиваться и возобновились авиаперелеты, как ученые-вулканологи предупредили, что Эйяфьядлайокудль может разбудить своего более мощного соседа - вулкан Катла. Тем не менее со вчерашнего дня воздушное пространство над Европой было полностью открыто на высоте более 6 км, сообщила европейская организация по обеспечению безопасности полетов "Евроконтроль". Ограничения на полеты сохраняются на более низких уровнях в воздушном пространстве на северо-западе Европы, включая Данию, Эстонию, Финляндию, север Франции, север Италии, Латвию, Словению, Словакию, Украину и Великобританию. По информации "Евроконтроля", во вторник была осуществлена половина обычного количества рейсов в Европе - порядка 14 тыс. Однако к концу вчерашнего дня общее число авиарейсов, отмененных с 15 апреля, превысило 95 тысяч.

А тем временем потери от воздушного паралича уже исчисляются миллиардами долларов. "Экономические последствия для авиации превышают последствия кризиса, связанного с закрытием воздушного пространства США на три дня после терактов 11 сентября 2001 года", - заявил глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бисиньяни. Согласно оценке ассоциации, вынужденные простои из-за закрытия аэропортов ежедневно обходятся европейским авиакомпаниям суммарно примерно в 147,3 млн евро.

Огромные убытки потерпели не только авиакомпании и турфирмы, не говоря уже о застрявших далеко от дома миллионах людей. Большие потери понесли и те отрасли экономики, которые зависят от срочной доставки грузов - в первую очередь это касается доставки деликатесов и скоропортящихся продуктов. Так, норвежская Marine Harvest Norway заявила о снижении объемов улова рыбы в связи с приостановкой экспорта в Азию и США. Пострадали поставщики свежих фруктов и овощей из Египта, Израиля, Турции и Латинской Америки, чья скоропортящаяся продукция доставляется в Европу по воздуху. Подсчитывают свои убытки кенийские цветоводы, доставляющие 35% импортных цветов в страны Евросоюза. И даже Nissan в далекой Японии приостановил выпуск нескольких моделей, датчики для которых он получал по воздуху от европейских смежников.

Зато в явном выигрыше оказалось железнодорожное, автобусное и водное транспортное сообщение, билеты на поезда, автобусы и паромы буквально сметаются, огромные прибыли получают компании по аренде автомобилей. На создавшуюся ситуацию адекватно отреагировал и океанский флот: компании, владеющие суперлайнерами, предлагают всего за трое с половиной суток с комфортом доставить пассажиров из Лондона в Нью-Йорк, обойдется это путешествие в 1200 долларов.

Тем не менее, судя по всему, Эйяфьядлайокудль начинает успокаиваться. За последние два дня мощность извержений вулкана снизилась, уменьшилось количество взрывов пара, из кратера начала течь лава, и вулкан выбрасывает в атмосферу меньше пепла. Исландские ученые рассчитывают на то, что извержение может закончиться через несколько дней или недель. Высота выброса пепла снизилась с 7 до 3 тыс. метров. Впрочем, те же самые ученые не исключают и более неприятный сценарий, по которому мощные высотные выбросы пара с пеплом могут набрать новую силу вследствие контакта раскаленной магмы с ледником.

Предсказать дальнейшее поведение исландского вулкана на ближайшее время не берется никто. Ровно два века назад исландские вулканы извергались почти два года подряд, и обеспечили тогдашнему человечеству что-то типа "ядерной зимы", когда в Северной и Центральной Европе и даже в далеком Нью-Йорке в июле и августе шел снег и были заморозки, а урожая не было вовсе. Авиации в те далекие от нас века не было вовсе, но если бы она была, то ни один летательный аппарат тяжелее воздуха не смог бы летать, в этом ученые практически единодушны.

Достаточно странно выглядит инициатива исландцев забетонировать кратеры Эйяфьятлайокудля. По мнению исландских ученых, это возможно, и процесс бетонирования займет примерно два месяца и обойдется в 1 млрд долл. Впрочем, для этого нужно дождаться, когда вулкан немного остынет.

Однако ученые уповают на более оптимистичный сценарий: по мнению эксперта Всемирной организации здравоохранения Герберта Пуэмпела, область низкого давления, которая образуется над Исландией к концу недели, помимо ветров принесет с собой дождь, который смоет вулканические частицы, а "остающиеся частицы будут снесены в северном направлении, в Арктику".

По мнению российских метеорологов, зона распространения вулканического пепла над Россией уменьшается. По информации на вчерашний вечер, над Россией вулканическое облако проходит в слое 6 км от поверхности Земли через Калининградскую, Псковскую, юг Ленинградской, Новгородскую, Тверскую, Вологодскую, Ярославскую, Костромскую, север Кировской области, Коми, Пермский край, север Свердловской области, Тюменскую область, Ханты-Мансийский автономный округ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка