О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Шок и пепел

Извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокюдль ввергло в хаос едва ли не весь мир - от Исландии до Уганды и от Канады до Японии

В конце 2009 года в районе вулкана Эйяфьятлайокюдль обнаружилась сейсмическая активность, но интерес к ней проявили лишь ученые-сейсмологи. Вулкан снова дал о себе знать 20 марта 2010 года. Исландцы серьезно встревожились, но остальной мир ничего не заметил. И только когда 14 апреля произошел мощный выброс пепла, забеспокоились европейцы, а за ними и все остальные. Уже на следующий день перед жителями самых отдаленных районов мира встала реальная опасность потерять свободу передвижения, работу и здоровье.

16 апреля сначала британские власти, а затем и другие европейские государства одно за другим начали закрывать воздушное пространство для полетов пассажирских, а иногда и военных самолетов. Причина - опасность, которую несло с собой облако вулканического пепла. Кроме ухудшения видимости была и другая, куда более серьезная. Попадая в двигатель, мельчайший вулканический пепел (от 1/16 до 2 мм в диаметре) начинает плавиться (температура плавления - 1100 °C, температура в турбине самолета - не менее 1400 °C). Из-за этого двигатель в лучшем случае может остановиться, а в худшем возможно возгорание.

Надо сказать, что до сих пор случаев, когда самолет попадал в облако вулканического пепла, было не так уж и много. И ни один из них не закончился катастрофой. Едва ли не самый известный - история с британским Boeing 747, который оказался в облаке пепла, пролетая над Индонезией в 1982 году. У самолета выключились все двигатели, но экипажу удалось избежать падения. Самолет планировал до тех пор, пока не вышел из облака, после чего три двигателя из четырех снова заработали, и пилоты совершили экстренную посадку в Джакарте. А командир корабля Эрик Муди прославился объявлением о неминуемой катастрофе: "Уважаемые дамы и господа. Говорит командир корабля. У нас появилась небольшая проблема. Все четыре двигателя остановились. Мы, черт возьми, делаем все возможное, чтобы взять ситуацию под контроль. Надеюсь, вы не слишком огорчены".

К концу недели большая часть воздушного пространства Европы была закрыта для полетов. Вулкан, о котором сами исландцы знали очень мало и о названии которого в Европе многие говорили, что оно возникло, когда кто-то уснул на клавиатуре компьютера, теперь был у всех на слуху.

Самый неизвестный вулкан

Эйяфьятлайокюдль - название не вулкана, а ледника, шестого по величине в Исландии, расположенного на юге острова. Оно состоит из слов eyja (остров), fjall (гора) и jokull (ледник). Высота ледника - 1666 м, площадь - около 100 кв. км. Под ледником и расположен вулкан, не имеющий собственного названия. (Впрочем, некоторые считают, что его следует называть Эйяфьятла, вычитая из названия ледника последний компонент.) Диаметр вулканического кратера - 4 км.

Вулкан не слишком активен. Он просыпался всего четыре раза. Самое первое зафиксированное извержение - 920 год н. э. А самая известная серия извержений происходила в период с 1821 по 1823 год. Как полагают ученые, она привела к массовому отравлению жителей Исландии фтором. Сейсмологи считают, что вулкан опасен не сам по себе, а как "запал" для куда более мощного вулкана Катла: Катла, расположенная всего в 12 км от Эйяфьятлайокюдля, просыпалась всякий раз после его извержений.

Самое катастрофическое извержение

Исландия, как известно, остров рекордов. Поэтому не стоит удивляться, что извержение не самого большого, не самого известного и не самого опасного исландского вулкана привело к катастрофическим последствиям.

Закрытие воздушного пространства в Европе на целую неделю оказалось самым масштабным в истории авиасообщения. Даже события 11 сентября 2001 года, когда после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне небо над Америкой было закрыто на три дня, не идет с ним ни в какое сравнение.

Громаден и политический ущерб от извержения. Когда в Кракове хоронили погибших в авиакатастрофе под Смоленском президента Польши Леха Качиньского и его жену Марию, из 87 государственных делегаций, которые, по данным польского МИДа, должны были принять участие в траурных мероприятиях, прибыло только 19 (см. карту). Чешский президент и личный друг Леха и Марии Качиньских Вацлав Клаус публично возмущался отсутствием европейских премьеров, а также лидеров ЕС - председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, президента ЕС Хермана ван Ромпея и министра иностранных дел ЕС баронессы Эштон. И это притом, что глава Европарламента Ежи Бузек, тоже находившийся в это время в Брюсселе, смог добраться до Кракова на автомобиле. В США резкой критике подвергся президент Барак Обама, который должен был прибыть в Краков вместе с Хиллари Клинтон. Но если госсекретарь Клинтон по крайней мере нашла время, чтобы вместе с вице-президентом США Джо Байденом заглянуть в польское посольство в Вашингтоне и расписаться в книге соболезнований, то Барак Обама в день похорон отправился играть в гольф, чем сильно расстроил американских поляков.

Во Франции выброс пепла стал очередным поводом, чтобы поговорить о черствости профсоюзов. Как раз в это время в стране проходила очередная забастовка железнодорожных служащих, и многие поезда дальнего следования не ходили. Профсоюзы не сочли ситуацию достаточно серьезной для прекращения забастовки.

Экономический ущерб от извержения, в котором не погиб ни один человек, вполне сравним с ущербом от куда более крупных природных катастроф. Цунами 2004 года, обрушившееся на страны Индийского океана от Индонезии до Сомали, унесло жизни минимум 230 тыс. человек (это было шестое по числу жертв цунами за всю историю). Тем не менее экономический ущерб оказался не таким уж значительным. Эксперты оценивают, к примеру, потери Индии от катастрофы в $1,8 млрд, Шри-Ланки - в $1,5 млрд. Ущерб от извержения Эйяфьятлайокюдля оценивается экспертами в $1 млрд. При этом пострадали не только Европа и не только авиакомпании.

Власти Новой Зеландии жаловались, что их мясная промышленность несет огромные убытки из-за прекращения отгрузки мяса новозеландских ягнят, которое традиционно доставляется в Европу самолетами. Правительство Кении сообщило, что ежедневные убытки ее экономики от закрытия европейского неба составляют $1 млн. И что даже после возобновления полетов в полном объеме (Кения поставляет в Европу цветы и фрукты) стране потребуется еще некоторое время для восстановления поставок.

Жертвами извержения стали ведущие компании мира. Например, автоконцернам BMW и Nissan прошлось сократить производство на некоторых заводах, а на некоторых и вовсе прекратить его из-за проблем с комплектующими. Например, заводы BMW в США и Германии оказались без компонентов внутренней отделки и электроники, а японские заводы Nissan - без поставляемых из Ирландии датчиков давления воздуха.

Самое фантастическое извержение

Катастрофа не может считаться настоящим бедствием, пока не обрастет некоторым количеством историй о счастливых спасениях, несчастных стечениях обстоятельств и прочих происках судьбы. В случае авиационной катастрофы газетчики первым делом находят тех, кто по счастливой случайности опоздал на роковой рейс, или тех, кто, наоборот, не должен был лететь на самолете, но оказался на борту в самый последний момент.

Извержение Эйяфьятлайокюдля, которое обошлось без жертв, разумеется, таких историй в большом количестве предоставить не могло. Тем не менее уже через пару часов после того, как было закрыто небо над Британией, все информагентства сообщили, как вулкан чуть не погубил жительницу Шотландии. Прекращение полетов застало женщину и ее врачей в тот самый момент, когда ее должны были погрузить в санитарный самолет и отправить из Глазго в Лондон для проведения срочной и жизненно важной операции. "Можно было ехать на поезде, однако промедление могло бы стать роковым",- цитировали газеты одного из врачей. Женщина была спасена. Ее перевезли в Лондон на военном вертолете (вертолеты летают на небольших высотах, и поэтому запрет на полеты на них не распространяется). Правда, представители армии тут же заметили, что это был исключительный случай.

Прочие истории были скорее анекдотичными. Например, газеты всех европейских стран рассказали об известном британском актере Джоне Клизе, который снимался в двух фильмах о Джеймсе Бонде и двух фильмах о Гарри Поттере, не говоря уже об участии в комедийной группе Monty Python. Клизу, которого закрытие европейского неба застало в Осло, нужно было срочно вернуться в Лондон. Мест на поездах и паромах не было, и он решил взять такси из Осло в Брюссель, чтобы там сесть на поезд Eurostar, совершающий рейсы между Брюсселем и Лондоном. Поездка обошлась актеру, по данным норвежского телевидения, в $5 тыс. Кстати, попутно выяснилось, что на время вулканического кризиса не попавшие на рейс путешественники охотно пользовались этим видом транспорта. Самой длинной оказалась поездка из Осло в Париж. По словам представителей ассоциации таксистов Осло, водители не поднимали цен и везли своих пассажиров строго по счетчику.

Но если с анекдотами и историями из жизни, связанными с извержением вулкана Эйяфьятлайокюдль, пресса испытывала очевидные трудности, то конспирологи чувствовали себя прекрасно. Теории заговоров и самые невероятные гипотезы, объясняющие причину возобновления вулканической активности Эйяфьятлайокюдля, множились на глазах.

Разумеется, раньше всех заявили о себе приверженцы Нострадамуса и уфологи. Первые вспомнили о том, что Нострадамус якобы говорил о ядовитом облаке, которое уничтожит большую часть населения Европы. Появление облака пепла из Эйяфьятлайокюдля поначалу объявили исполнением предсказания, тем более что оно распространилось как раз на большую часть Европы. Впрочем, когда оказалось, что облако вовсе не ядовито и даже не заметно с поверхности Земли, а опасно только для самолетов, любители Нострадамуса заявили, что это облако предупреждающее.

Уфологи стали рассуждать о том, что и извержение, и облако - дело рук (или, может быть, щупалец) инопланетян. На YouTube выложили десятки видеоматериалов, якобы снятых накануне или во время извержения, на которых будто бы четко видны странные маневры инопланетных кораблей. Кроме того, говорят уфологи, кратеры вулканов, как известно, любимые места приземления НЛО. Что именно произошло, не уточняется: то ли корабль не так сел, то ли он взорвался при посадке и спровоцировал вулканическое извержение. Однако, по версии уфологов, именно инопланетяне во всем виноваты.

Настоящие, серьезные конспирологи, разумеется, отмели всю эту уфологическую чушь. И выдвинули свои версии. Одна из них заключалась в том, что шумиха в прессе была инспирирована то ли владельцами гостиничных сетей, то ли железнодорожниками, то ли автопроизводителями. Приверженцы второй версии, которая пользуется большой популярностью, видят в случившемся не руку большой бизнеса, а руку спецслужб и/или военных. По одной из версий, о которой рассказала германская газета Bild-Zeitung, общеевропейский хаос спровоцировали американские военные. Они в очередной раз испытали "сейсмическое оружие". Сторонники версии о кознях американской военщины напомнили, что официальный несекретный проект Пентагона по исследованию северного сияния HAARP (High Frequency Active Auroral Research Program) уже принес потрясающие результаты: американцы якобы могут создавать северное сияние искусственно. Третья, еще более популярная среди конспирологов, версия заключается в том, что на самом деле ничего и не происходило. То есть, конечно, есть такой вулкан Эйяфьятлайокюдль, и он даже действительно проснулся. Но никакого выброса пепла, никакого его распространения на большую часть Европы не было. Закрытие воздушного пространства - это проведенные спецслужбами глобальные учения по предотвращению массовых терактов с использованием воздушных судов. Тем, для кого версия о маневрах представляется слишком пресной, предлагается еще одна. Никаких маневров не было, а спецслужбы мира и вправду разоблачили и предотвратили теракт таких чудовищных масштабов, что даже разговоры об этом могут посеять панику, а потому должны храниться в строжайшей тайне.

Впрочем, самой популярной остается версия о том, что извержение Эйяфьятлайокюдля - это первый признак близящегося конца света. Эта версия устраивает почти всех, поскольку позволяет каждому оставаться в рамках собственных эсхатологических представлений. По словам исследователя Маартена Келеманса, извержение - свидетельство подготовки к взрыву супервулкана (возможно, того же вулкана Катла). Такое уже было в истории, цитирует его вся та же Bild-Zeitung. Примерно 215 млн лет назад взрыв вулкана привел к гибели примерно 90% всего живого на Земле. "Существуют указания на предстоящее новое суперизвержение",- говорит Келеманс. По версии независимых от Келеманса, но близких ему по духу сторонников учения о календаре майя, в котором последним годом человеческой истории значится 2012-й, пепельное облако над Европой - предвестник конца мира безотносительно причины, по которой он наступит. Наконец, по версии любителей скандинавских эпосов, Эйяфьятлайокюдль - свидетельство начала битвы бога Тора с великанами, битвы добра и зла, о которой во всех подробностях написано в Эддах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Власть». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка