Гудок
28 апреля 2010, 10:01
Авиакомпаниям заплатят за пассажиров
Государство готово компенсировать убытки российских авиаперевозчиков за счет бюджета
Вице-премьер Сергей Иванов накануне подтвердил что механизм помощи авиакомпаниям будет обсуждаться после того как сами перевозчики полностью подсчитают свои убытки. Он напомнил, что потери мировой авиаотрасли от извержения исландского вулкана и решения о закрытии воздушного пространства оцениваются примерно в $2 млрд. При этом Сергей Иванов отметил, что в России небо не закрывали, однако российские авиакомпании на протяжении 6 дней не могли выполнять рейсы в Европу.
По словам вице-премьера, наибольший ущерб от закрытия европейского воздушного пространства понес "Аэрофлот", так как это наиболее крупная российская авиакомпания и больше всего выполняет регулярных рейсов в Европу.
В тоже время генеральный директор ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" Виталий Савельев заявил, что убытки компании, по предварительной оценке составляют несколько миллионов долларов. Но компания не намерена просить помощи у государства и повышать цены на билеты.
За время закрытия воздушного пространства "Аэрофлот" вернул пассажирам полную стоимость около 4 тысяч билетов, разместил за свой счет в гостиницах около 1300 человек в России и примерно 2 тыс пассажиров в Европе.
В пресс-службе авиакомпании S7 сообщили, что за время извержения вулкана были отменены только рейсы в Европу. Поэтому убытки не значительны и в данный момент как раз завершается подсчет потери, связанных с размещением пассажиров и возвратом билетов. Заявку на компенсацию убытков S7 в Росавиацию пока не подавала.
Как отметил руководитель пресс-службы "Трансаэро" Сергей Быхал примерный объем потерь уже известен - 18-20 миллионов рублей. "Главные статьи убытков - возврат билетов пассажирами, поехавшими на поездах или машинах, наземное обслуживание пассажиров в странах Европы - то есть размещение в гостинице, оплата питания, а также расходы компании связанные с выполнением рейсов большей протяженности, связанных с облетом облака пепла в Европе.
Как отметил генеральный директор Федерального агентства Воздушного транспорта Александр Нерадько, в настоящее время в России, как и во всем мире не предусмотрено механизмов по компенсации потерь авиатранспортным компаниям. Поэтому в ходе консультаций с представителями авиаперевозчиков будет сформирован универсальный механизм финансовой поддержки со стороны государства.
Нынешний коллапс полностью соответствует определению форс-мажора, Однако согласно статье 401 Гражданского кодекса РФ запрет на авиаполеты, введенный европейскими властями полностью соответствует определению "форс-мажора". А в этом случае авиакомпании не несут никакой материальной ответственности за неисполнение своих обязательств.
К форс-мажорным обстоятельствам относятся стихийные явления, такие, как землетрясение, наводнение, а также обстоятельства общественной жизни: военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и т.д.
К форс-мажору относятся запретительные меры государственных органов: объявление карантина, запрещение перевозок, запрет торговли в порядке международных санкций и т.д.
Начальник инвестиционного отдела ИК "Грандис Капитал" Денис Барабанов пояснил "Гудку", что в случае наступления форс-мажора частные компании вне зависимости от сферы их деятельности не вправе рассчитывать на компенсацию убытков со стороны государства. "Но "Аэрофлот" - это компания с участием государственного капитала и если "Росавиация" решит их поддержать, то стоит поддержать и других перевозчиков.
Но бюджет на 2010 год расписан и в нем исключены адресные выплаты коммерческим предприятиям. Но как показал кризис, правительство с готовностью предоставляет финансовую помощь крупным компаниям. Поэтому механизм покрытия убытков за счет бюджета можно придумать", - предположил Денис Барабанов.
По мнению эксперта даже получивший миллионные убытки "Аэрофлот" не особенно нуждается в дополнительных государственных средствах. "Потеряв на запрете полетов 10 миллионов долларов, наш крупнейший перевозчик получил в десятки раз больше только на роялти от зарубежных компаний", - объяснил Денис Барабанов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
ОАК передала Минобороны России новые самолеты Су-34
Ноябрь 25, 2024
Аэропорт Шереметьево при участии Рексофт импортозаместил шину аэропортовых сообщений
Ноябрь 25, 2024
МГТУ ГА принял участие в деловой программе Транспортной недели