О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиабилеты подорожают к лету

Перевозчики компенсируют убытки из-за вулкана традиционным повышением тарифов

Пассажиры авиакомпаний уже один раз пострадали от извержения вулкана Эйяфьятлайокудль. Теперь им, возможно, придется заплатить вторично. По оценкам европейских экспертов, в течение ближайших двух месяцев авиабилеты вырастут в цене в среднем на 5%. Авиаторы будут компенсировать свои убытки, которые они понесли в апреле. И, если верить подсчету IATA, убытки немалые: извержение вулкана обошлось мировым авиаперевозчикам в $1,7 млрд. Индустрию, которая в прошлом году потеряла $9,4 млрд, это может разрушить.

Я спросила в IATA: "А как вы насчитали $1,7 млрд?" И мне ответили так: "Мы знаем приблизительно количество рейсов, которые авиакомпании должны были совершить, нам известны среднестатистическая загрузка рейса и среднестатистическая доходная ставка с одного пассажира. Если перемножить одно на другое и третье, получается размер выручки, которую авиакомпании должны получить за оказанные услуги. И, следуя логике, не получили, раз услуги не оказали".

Но это не так. К тому моменту, когда аэропорты стали закрываться, а перевозчики начали отменять рейсы, авиакомпании продали основную часть билетов на эти рейсы: пик продаж на каждый конкретный рейс приходится на неделю, предшествующую полету.

Чтобы подсчитать реальные потери авиакомпаний, отталкиваться только лишь от суммы гипотетической выручки за несколько дней не совсем правильно. Во-первых, нужно точно знать процент возвращенных авиакомпаниям билетов, и сколько денег авиакомпаниям реально пришлось вернуть. А таких данных по отрасли пока нет. Еще один важный момент: не каждый тариф позволяет пассажиру требовать возврата полной стоимости билета. Как правило, самые дешевые билеты можно сдать назад только с очень большими штрафными санкциями. И пассажиры соглашаются с этим условием ради недорогого перелета. Так что о 100% возврате билетов говорить не приходится. Особенно, если помнить, что далеко не все авиакомпании были полностью парализованы. Те из них, кто мог, в принципе, выполнять хоть какие-то рейсы, вывозили своих пассажиров более вместительными самолетами в аэропорты, открытые для полетов.

С расходами тоже есть нюансы. Раз полеты не выполнялись, то авиакомпании не тратились на заправку самолетов, не пользовались услугами аэронавигации, не платили за взлет-посадку и обслуживание пассажиров в терминалах, не закупали бортовое питание, а, значит, не несли более 50% своих обычных расходов. Так что сумма реальных потерь отрасли может существенно отличаться от первоначального подсчета IATA. Но возможное повышение тарифов - не единственный способ их компенсации.

Ассоциация призвала правительства всех стран помочь своим авиакомпаниям восполнить причиненный ущерб, и правительства вроде бы откликнулись на этот призыв. Российские чиновники тоже не остались в стороне. Сначала глава Росавиации Александр Нерадько, а потом вице-премьер Сергей Иванов заявили о готовности компенсировать нашим авиакомпаниям их убытки. И они принялись их считать. В "Трансаэро" говорят про 20 млн рублей, в ГТК "Россия" - про 6 млн рублей. По словам главы "Аэрофлота" Виталия Савельева, точная сумма убытков его авиакомпании пока неизвестна, но она исчисляется "миллионами долларов", и вроде бы "Аэрофлот" в помощи государства не нуждается.

Гораздо интересней, почему чиновники хотят оказать авиаторам эту помощь. А потому, что авиакомпании, по сути, оказали услугу государству, безропотно взяв на себя заботу о пассажирах. В одной из авиакомпаний мне рассказали, что вообще-то, учитывая форс-мажорность ситуации с вулканом, перевозчики не обязаны были за свой счет заниматься пассажирами: размещать их в гостиницах, обеспечивать им питание. Но они это сделали. К тому же, Росавиация недвусмысленно дала понять: если в аэропортах сутками будут толпиться голодные пассажиры, то все будут за это наказаны. Форс-мажор или не форс-мажор - никого не волнует....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка