Военно-промышленный курьер
12 мая 2010, 11:05
Запасной "Манас" в Казахстане
Военно-транспортные соглашения Астаны с Вашингтоном угрожают национальным интересам России
Эти позиции были закреплены во время визита 11-13 апреля в Соединенные Штаты казахстанского президента Нурсултана Назарбаева, который встретился со своим американским коллегой Бараком Обамой. Помощник нынешнего хозяина Белого дома по вопросам России, Евразии и Кавказа Майкл Макфолл сообщил журналистам, что "президенты обсудили возможности осуществления полетов в Афганистан из США через Северный полюс и территорию Казахстана. Это значительно удобнее, чем полеты через Европу, как это осуществляется сейчас".
Макфолл также рассказал, что Назарбаев и Обама рассмотрели вопрос о том, как лучше использовать Северную распределительную сеть (Northern Distribution Network), через которую идет 30-35% американских грузов в Афганистан. По окончании встречи глав двух государств было распространено заявление, в котором Барак Обама выразил благодарность Казахстану за оказание гуманитарной и экономической помощи Кабулу, поддержку его усилий в области образования афганского народа, напомнив о решении Астаны направить 50 млн долларов на новую программу обучения граждан Афганистана в казахстанских университетах.
После встречи ряд СМИ США, в том числе и радио "Свобода", уточнили, что соглашение о военном транзите через Северный полюс якобы уже подписано 11 апреля. Данные сообщения выглядят по меньшей мере странно, поскольку маршруты полетов американских самолетов через Арктику в Казахстан неминуемо будут проходить над российской территорией. Дала ли наша страна согласие на это, официальные источники РФ не говорят. Хотя данная тема для Москвы очень значима: ведь Арктика входит в зону жизненно важных интересов России и в небе над ней уже начали патрулирование самолеты стратегической авиации ВВС РФ.
Кстати, над нейтральными пространствами Северного Ледовитого океана барражируют и американские военные самолеты, правда, уже не так часто, как во времена существования СССР. Экс-главком ВВС России (1991-1998) генерал армии Петр Дейнекин пояснил "ВПК", что активные полеты в небе Арктики стратегические самолеты ВВС США с ядерными боеприпасами освоили еще в период холодной войны. И только после потепления отношений между Москвой и Вашингтоном они прекратились. Дейнекин считает вполне оптимальным перелеты военной авиации США через Северный полюс в Казахстан и далее. При этом самолетам необязательно садиться в Казахстане для дозаправки топливом. Это можно сделать с помощью воздушных танкеров и в небе Арктики.
Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, долгое время возглавлявший в Минобороны РФ Главное управление международного сотрудничества, придерживается другого мнения. Он считает, что американцы обязательно захотят совершать посадки в Казахстане. Там, предполагает генерал, совсем скоро может появиться база ВВС США, аналогичная той, что имеется в Киргизии. Это сделает транзит военных грузов и личного состава в Афганистан более надежным. Для формирования в Казахстане авиационной инфраструктуры уже есть определенные правовые основания, поскольку в конце 2008 года сенат парламента страны ратифицировал два американо-казахстанских меморандума, в которых декларируется поддержка Астаной операции ВС США "Несокрушимая свобода" в Афганистане. В данных документах прописаны порядок и условия предоставления аэропорта Алма-Аты в качестве запасной площадки для экстренного приземления самолетов военно-воздушных сил коалиции, ведущей боевые действия на афганской территории. Именно аэропорт бывшей столицы республики и может стать основной военной базой США и НАТО в Казахстане, считает Леонид Ивашов.
Как рассказал "ВПК" проживающий в Алма-Ате военный журналист Анатолий Ладин, хотя американо-казахстанские меморандумы утверждены относительно недавно, в последние годы американские самолеты, как и крылатые машины других стран НАТО, были частыми гостями в местном аэропорту. Активно осваивать небо Казахстана они начали после 2005 года, то есть со времени закрытия американской базы "Ханабад" близ Карши (Узбекистан). Ладин ссылается на официальные данные: за время проведения антитеррористической операции в Афганистане самолеты НАТО более 50 раз экстренно садились в алма-атинском аэропорту.
"Это выглядит немного странным. Ведь есть несколько постсоветских аэродромов в непосредственной близости от границы с Афганистаном - Бишкек, Душанбе, Термез, Мары. И их уже используют страны НАТО. А здесь, надо же, летят в Алма-Ату, в обход границы с Китаем, теряя целых два-три часа. Не многовато ли тратится ресурсов на эти так называемые экстренные пролеты?" - удивляется эксперт. Хотя если самолеты начнут летать через Северный полюс, ничего странного в таких остановках не будет.
Но вот вопрос: даст ли разрешение Россия на прокладку воздушного пути над своей территорией со стороны Северного полюса для американских военных самолетов? Ведь эти перелеты представляют потенциальную угрозу национальной безопасности страны - с высоты можно вести разведку да и мало ли чего может здесь случиться...
По мнению же генерала Ивашова, полеты авиации США через Северный полюс в Казахстан "угрожают интересам не только России, но и других стран - Китая и особенно Ирана, против которого в настоящее время со стороны США готовится военная операция". Полеты своей военной авиации над Казахстаном американцы могут использовать в разведывательных целях и против КНР, в основном для наблюдения за ядерным центром в Западном Китае, считает эксперт.
Таким образом, Москве стоит подумать, давать ли разрешение на воздушный транзит грузов Пентагона через Арктику на территорию Казахстана. Астана, заверяющая Вашингтон о своей открытости и транспарентности, конечно, не против существования американской военной базы на казахстанской территории. Однако такое расширение геополитического влияния США на регион напрямую угрожает национальным интересам России. Начальник Генерального штаба ВС РФ, выступая перед журналистами в 2009 году, не побоялся об этом сказать открыто. Здесь настораживает тот момент, что Казахстан считается другом и союзником РФ. Если это так, то Астана, безусловно, должна согласовывать с Москвой свои наиболее значимые военно-политические шаги. Однако, как мы видим, на деле это происходит далеко не всегда....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
СПАФ 2025 состоится 24-27 июня при поддержке Минпромторга России
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 15, 2024
Аэрофлот перевез амурскую тигрицу из Владивостока в Екатеринбург
Ноябрь 15, 2024
В Красноярском крае в результате вмешательства транспортной прокуратуры авиакомпанией "КрасАвиа" прекращено навязывание пассажирам дополнительных услуг при продаже билетов