О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия приступила к созданию вертолета-невидимки пятого поколения

"Вертолеты России" объявили о том, что разрабатывают вертолет "пятого поколения". В ее создание российская компания готова вложить $1 млрд

В среду "Вертолеты России" объявили о том, что разрабатывают вертолет "пятого поколения". В ее создание российская компания готова вложить $1 млрд. Винтокрылушю машину будущего пытаются создать и в США.

О том, что российский вертолетный холдинг ведет разработку переспективной винтокрылой машины исполнительный директор компании "Вертолеты России" Андрей Шибитов проговорился на пресс-конференции в Москве.

"Мы активно работаем над концепцией боевого вертолета пятого поколения. Начата продувка двух аэродинамических схем - соосной и классической. Получены первые результаты. На каком проекте из двух мы остановимся, станет ясно в первом квартале 2011 года", - отметил Шибитов.

Исполнительный директор не стал называть будущих параметров вертолета, однако сообщил, что пока в работе два ее варианта - с соосным расположением винтов (как в Ка-52) и с классическим (как у Ми-24).

При этом, по словам Шибитова, над классической схемой - большой несущий винт и маленький вспомогательный - работает ОКБ Миля (вертолеты семейства "Ми"), над соосной- ОКБ фирмы "Камов" (вертолеты семейства "Ка"). На финансирование разработки с 2011 года "Вертолеты России" начнут вкладывать около $1 млрд, после чего ожидают, что финансирование пойдет из бюджета.

В Минобороны РФ также не стали раскрывать характеристики будущей машины, однако авиационные военноначальники отметили обязатальные качества, которыми должен обладать вертолет будущего.

Легкий, бесшумный и невидимый

Бывший главком ВВС России генерал армии Александр Корнуков отметил в интервью GZT.RU, что вертолет "пятого поколения" должен обладать как минимум тремя новыми качествами - легкость, малошумность и невидимость для радаров.

"Высокая шумность - это очень серьезный недостаток современных вертолетов. Машина фактически разу обнаруживает себя во время боя. Поэтому низкая шумность- это один из главных факторов, которым должен обладать вертолет будущего. И конечно, он должен быть невидимым для радаров, то есть построен по технологии "стелз",- сказал Корнуков GZT.RU

Так же бывший главком ВВС отметил, что новый вертолет должен управляться двумя пилотами, причем лучше, если они будут сидеть друг за другом, а не рядом.

Х-образный винт снизил шумность Ми-28 на 15%

Бывший командующий армейской авиации ВС РФ генерал-полковник в отставке Виталий Павлов считает, что есть немало технических решений, способных сделать вертолет малошумным.

"Например, когда на Ми-28 поставили Х-образный рулевой винт, его шумность снизилась процентов на 15, по сравнению с аналогичным вертолетом Ми-24, у которого лопасти расположены равномерно", - отметил Павлов. По его словам, шумность вертолета можно также снизить за счет доработки двигателя.

В то же время он подчеркнул, что кардинально увеличить скорость винтокрылой машины не удастся из-за особенностей конструкции. "Ну, допустим, будет у него скорость 350 километров в час, вместо 300. Но для систем ПВО и зениток эта разница не принципиальна", - отметил Павлов.

Соосная система более надежная, классическая - более устойчивая

Бывший командующий армейской авиации также отметил, что очень сложно сделать выбор между двумя принципиально разными системами - соосной и классической.

"У той и другой есть свои достоинства и свои недостатки. Например, я помню, как Ми-24 прибыл из-под обстрела и у него в лопастях насчитали 43 пробоины. И ничего, машина благополучно села. Как себя поведет в такой ситуации Ка-52- сказать сложно. С другой стороны - в узких ущельях, в горах Ка-52 будет более маневренным из-за отсутствия хвостовой балки", - отметил Павлов.

"Я пилотировал вертолеты с обеими системами- и Ми-24, и Ка-52, и Ка-26. По моему субъективному мнению, соосная система более устойчивая в управлении, классическая - более надежная",- отметил Павлов.

Без госзаказа вертолет пятого поколения зачахнет

Президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов опасается, что новый вертолет окажется мертворожденным.

"Если не будет государственного заказа на эту машину, она зачахнет. Как это произошло с Ка-50 и Ка-52. Мы за все хватаемся - самолеты пятого поколения, вертолеты пятого поколения, но почему-то пока ничего из этого не поступает в войска- сегодня в армии у нас вертолеты 70-х годов прошлого века. Поэтому руководство страны должно не только восторгаться новой техникой на различных авиашоу, но и закупать ее для войск",- отметил Ивашов,

Поколение NEXT

"Внедряемые сейчас Ми-28, Ка-50 и Ка-52 - это четвертое поколение. Основной боевой вертолет армейской авиации Ми-24 - это третье. Его предшественник - Ми-4 - это второе поколение. И самые первые машины - Ми-1- первое",- объяснил GZT.RU первый заместитель Ивашова, первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

По его словам, вертолетов пятого поколения в мире еще нет, в США только начались разработки похожих машин. "Основные критерии "пятого поколения" - увеличенная дальность полета, интеллектуальная система управления вооружением "выстрелил и забыл", возможность ведения воздушного боя с самолетами (современные вертолеты работают, в основном, по земле), невидимость для радаров, жесткий винт который позволит этой машине развить скорость до 500-600 км/ч и системы гиперспектрального химического анализа поверхности, которые позволяют "видеть", например, тропу, по которой прошли наркоторговцы, в течении месяца.

В то же время эксперт отметил, что снижение шумности для современных боевых условий "не принципиально". "Раньше вертолеты обнаруживали по шуму винтов- это 20-30 километров. Сегодня современные РЛС способны засечь вертолет на удалении 150-200 км. Поэтому для современной войны вопрос шумности вторичен",- отметил Сивков.

Он добавил, что при благоприятном развитии событий - устойчивом финансировании и слаженной работе конструкторов и производителей, новый вертолет можно создать за 5 лет. В худшем случае появление машины пятого поколения затянется на 20-30 лет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка