О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рейдерство высокого полета

Туроператоры обвинили в рейдерстве "Аэрофлот", заменивший вчера своим регулярным рейсом чартерный рейс авиакомпании SkyExpress

Туроператоры обвинили в рейдерстве "Аэрофлот", заменивший вчера своим регулярным рейсом чартерный рейс авиакомпании SkyExpress. Формально "Аэрофлот" действовал в рамках правил и с разрешения Росавиации. Но такой прецедент может дать старт переделу рынка чартерных авиаперевозок в пользу регулярных рейсов крупных авиакомпаний, предупреждают эксперты.

"Декларируемая Росавиацией забота о необходимости наведения порядка на рынке чартерных перевозок для обеспечения безопасности полетов фактически превратились в издевательство над пассажирами", - заявила порталу "Интерфакс-Туризм" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. "Почему авиационные власти, ссылаясь на формальный повод, потакают действиям, очень напоминающим рейдерство", - недоумевает Тюрина.

Столь жесткие завявления последовали после вчерашней истории, когда авиакомпания SkyExpress не смогла осуществить свой чартерный рейс в Ларнаку (Кипр). Запретила перевозку Росавиация. Отказ объяснялся тем, что рейс в Ларнаку не был согласован с назначенным на этой линии авиаперевозчиком - "Аэрофлотом".

"Согласно приказу N92 Минтранса РФ на тех маршрутах, где требуется согласование с назначенными перевозчиками на выполнение чартерных полетов, авиакомпании должны их получить. Только на основании этих согласований Росавиация выдает допуски на выполнение нерегулярных рейсов.

В том случае если авиакомпания не получила согласования, Росавиация не вправе выдавать допуск на выполнение рейса", - говорится в заявлении ведомства. В результате, 131 пассажир, направлявшихся на отдых, вылетели почти с двухчасовым опозданием. Более того, им были доставлены дополнительные неудобства: после посадки в аэропорту Внуково на борт SkyExress их попросили выйти и на автобусе перевезли в другой аэропорт - Шереметьево. Вместо SkyExpress рейс выполнила компания "Аэрофлот".

Инцидент эксперты не считают случайным. На днях глава Росавиации Александр Нерадько призвал максимально учитывать интересы регулярных авиакомпаний перед чартерными и добиться перераспределения рынка в сторону регулярных перевозок. Реакция "Аэрофлота" на слова главы Росавиации не заставила долго ждать. В минувший вторник "Аэрофлот" заявил, что привлечение чартерных компаний на маршруты Москва - Ларнака и Москва - Ираклион, на которых он является назначенным перевозчиком, нанесет ему экономический ущерб, и готов сам полностью удовлетворить спрос на этих направлениях.

Решение Росавиации стало полной неожиданностью для SkyExpress: с марта "Аэрофлот" никак не реагировал на запросы компании о согласовании маршрутов и ведомство регулярно выдавало разовые разрешения на полет. "Чартерные программы планируются как минимум за месяц, и Росавиация вполне могла бы заблаговременно предупреждать об отказе в полетах, а не делать этого в такой форме накануне вылета", - пожаловался "Транспорту Сегодня" представитель SkyExpress Виталий Коренюгин.

По сути авикомпанию вынудили обратиться за помощью в перевозке пассажиров к "назначенному перевозчику". При этом за перевозку своих же пассажиров SkyExpress пришлось доплатить "Аэрофлота" примерно по 50 евро с пассажира.

В "Аэрофлоте" дополнительные траты лоукостера считают оправданными: ответственность за сложившуюся ситуацию должен нести сам SkyExpress. В "Аэрофлоте" говорят, что выполнение перевозок SkyExpress по маршруту Москва - Ларнака - Москва было согласовано только до 16 мая и поэтому лоукостер не должен был продавать билеты на это направление.

Кстати, обезопасить себя от вероятных проблем перевозчики, осуществляющие чартерные рейсы, пытались. "Трансаэро", "Оренбургские авиалинии", "Атлант-Союз", "ВИМ-Авиа", "Таймыр" и SkyExpress в мае обращались в Минтранс с просьбой отказаться от практики согласования с так называемыми назначенными перевозчиками программ чартерных полетов. В частности, из списка предлагалось убрать такие направления как Варна, Бургас, София (Болгария), Ларнака (Кипр), Ираклион, Салоники (Греция), Зальцбург, Инсбрук (Австрия), Рим, Милан, Венеция (Италия), Подгорица (Черногория), Карловы Вары, Прага (Чехия), Монастир и Джерба (Тунис).

"Отсутствие четких и прозрачных критериев, используемых Росавиацией при выдаче разрешений на выполнение чартерных программ, негативно сказывается на деятельности перевозчиков и туроператоров, а также ставит под угрозу перевозку российских пассажиров на наиболее востребованных направлениях", - говорится в письме компаний. Минтранс на него пока никак не отреагировал.

"Не исключено, что в дальнейшем подобные случаи продолжатся. Произойдет это в том случае, если Росавиация решит жестко следовать приказу №92", - говорит руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. До сегодняшнего дня эта норма никому особенно не мешала, и поэтому ее никто не соблюдал: Росавиация выдавала разрешения, подразумевая, что назначенные перевозчики не возражают. Однако времена изменились: "Арофлот" стал возражать и это ставит под угрозу чартерные контракты других авиакомпаний. "Дальше все будет зависеть от той стратегии, которую выберет регулятор. Или он решит двигаться в сторону монополизации, или либерализации", - говорит эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка