Эксперт
21 мая 2010, 17:42
Воздушный бой с чартерами
Российские авиационные власти намерены добиться строгого исполнения правил, согласно которым чартерные авиаперевозчики для выполнения своих рейсов должны получать разрешения у авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы
Но чартерные авиакомпании со своей судьбой мириться не стали и решили вступить в борьбу. Шесть из них - Sky Express, "Атлант-Союз", "ВИМ-Авиа", "Оренбургские авиалинии", "Трансаэро" и "Таймыр" - написали письмо главе Минтранса Игорю Левитину, в котором призвали его отменить пресловутый приказ № 92, требующий согласовывать выполнение чартерных рейсов с назначенным перевозчиком. Авторы письма уверены, что такое правило в условиях глобальной либерализации международного воздушного пространства выглядит анахронизмом, так как "не соответствует существующему уровню развития рынка чартерных авиаперевозок". Это прямой намек на Европу, где местные авиакомпании уже несколько лет работают в условиях так называемого "открытого неба", которые позволяют им летать в пределах ЕС сколько угодно и куда угодно безо всяких ограничений. Именно такой режим чартерные авиакомпании предлагают распространить и на Россию. Кроме того, в своем обращении к министру они жалуются на отсутствие четких и прозрачных критериев, которыми руководствуется Росавиация при выдаче разрешений на выполнение чартерных программ. "Все это негативно сказывается на деятельности авиаперевозчиков и туроператоров, но самое главное - ставит под угрозу перевозку российских пассажиров на наиболее востребованных направлениях", - резюмировали подписанты.
На самом же деле показная забота о благополучии пассажиров не более чем ширма. Главная цель чартерных перевозчиков - попытаться любым способом разрушить монополию назначенных авиакомпаний, и прежде всего "Аэрофлота". Впрочем, в самом "Аэрофлоте" этот выпад в свой адрес поначалу восприняли весьма сдержанно. Гендиректор авиакомпании Виталий Савельев распространил открытое письмо нашим авиационным властям, а также всем участникам туристического рынка, в котором призвал чиновников и руководителей авиакомпаний соблюдать закон [1], а требования конкурентов его игнорировать назвал "откровенно провокационными". "В случае признания требований, устанавливаемых приказом №92, устаревшими или неэффективными, необходимо вносить соответствующие изменения в приказ, а не идти на нарушение его требований", - говорится в письме руководства "Аэрофлота".
При этом наша национальная авиакомпания сообщает, что является назначенным перевозчиком с российской стороны на двух из ста популярных туристических маршрутов - Москва-Ларнака и Москва-Ираклион. И на этих направлениях она готова полностью удовлетворить спрос туристов. "К началу действия летнего расписания "Аэрофлот" модернизировал и восстановил летную годность всех имеющихся в парке отечественных судов Ил-96, часть из которых запланирована для выполнения регулярных рейсов в Ларнаку и Ираклион. "Аэрофлот" планирует выполнять 21 регулярный рейс в неделю в Ларнаку (на А-320, А-321, Ил-96) и семь регулярных рейсов в Ираклион (на Ил-96). При наличии повышенного спроса планируется введение дополнительных рейсов", - пишет Савельев.
Вместе с тем гендиректор "Аэрофлота" обращает внимание на то, что его авиакомпания в соответствии с приказом №92 не имеет возможности выполнения чартерных рейсов в Салоники, Варну, Монастир и другие города из-за отсутствия согласования соответствующих назначенных перевозчиков. Но истерики по этому поводу не устраивает. "Аэрофлот" не заключает договоры с туроператорами до получения соответствующих допусков Росавиации и не шантажирует авиационные власти наличием оформленных пассажиров на несогласованные рейсы", - говорится в письме. Точно так же Виталий Савельев призывает вести себя и руководителей других авиакомпаний.
Но никакого эффекта на чартерных перевозчиков это обращение не возымело. Более того, один из них - Sky Express - пошел на прямую конфронтацию с "Аэрофлотом" и продал билеты пассажирам на несуществующий рейс Москва-Ларнака, который должен был вылететь 19 мая из Внуково. Никакого разрешения от "Аэрофлота" у Sky Express, понятное дело, не было. В результате Росавиация полет запретила, а уже прошедших регистрацию пассажиров пришлось спешно вывозить в Шереметьево и отправлять на Кипр регулярным рейсом "Аэрофлота". Несмотря на то что вся ответственность за этот инцидент полностью лежит на руководстве Sky Express, Российский союз туриндустрии (РСТ) обвинил "Аэрофлот" в захвате чужих пассажирах. А пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина даже заявила, что "действия "Аэрофлота" очень напоминают рейдерство". "Пассажиров вывели из самолета под предлогом замены борта, а затем на автобусе из Внуково везли в Шереметьево", - говорит Тюрина. По ее словам, для того чтобы "заполучить" клиентов Sky Express, "Аэрофлот" на час задержал свой рейс. "Таким образом, декларируемая Росавиацией забота о необходимости наведения порядка на рынке чартерных перевозок для обеспечения безопасности полетов фактически превратилась в издевательство над пассажирами", - делает вывод пресс-секретарь РСТ. Впрочем, как рассказал журналистам директор департамента по связям с государственными органами "Аэрофлота" Олег Михайлов, руководство Sky Express само обратилось к "Аэрофлоту" с просьбой вывезти своих клиентов. Эту информацию подтвердил и коммерческий директор Sky Express Виталий Коренюгин. Правда, по его словам, у Sky Express просто не было другого выхода. "Разрешение на рейс в Ларнаку авиакомпания неоднократно пыталась согласовать с "Аэрофлотом" еще в марте, однако не получала никакого ответа. На фоне молчания "Аэрофлота" Росавиация выдавала нам разовые разрешения, но 19 мая не выдала, и, согласно правилам, мы передали рейс "Аэрофлоту", - сказал Коренюгин. Но о каком молчании идет речь, если руководство Росавиации заранее предупредило участников рынка о намерении навести порядок, а назначенный перевозчик (в данном случае "Аэрофлот") в открытом письме подтвердил свое намерение полностью обслужить весь спрос на маршрутах в Ларнаку.
Очевидно, что наши туроператоры и чартерные перевозчики просто не готовы играть по установленным правилам и строго соблюдать закон. Четкие правила игры им просто не нужны. Большинству турагентств гораздо легче "по понятиям" договориться с чартерной авиакомпанией, а той, в свою очередь, - с чиновником в Росавиации. Но хочется верить, что теперь этой круговой поруке пришел конец. И наши авиационные власти сложившуюся порочную практику пресекли навсегда....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 15, 2024
Коллектив СЭГЗ занесен на Доску Почета Удмуртии
Ноябрь 15, 2024
Соцсети: камчатское "Витязь-Аэро" может сменить вывеску и снова полететь
Ноябрь 15, 2024
В Совфеде предложили запретить овербукинг на авиарейсах
Ноябрь 15, 2024
Метод проектирования лопастей вертолета с управляемой геометрией разработали в ПНИПУ