О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия планирует закупить 40 украинских Ан-70

Россия планирует закупить в ближайшие 10 лет 40 военно-транспортных самолетов Ан-70. Эксперты называют возвращение проекта Ан-70 большой удачей для российской армии и надеются, а "антоновцы" обещают произвести нужное количество машин в срок. Смущает цена

Россия планирует закупить в ближайшие 10 лет 40 военно-транспортных самолетов Ан-70, способных десантировать военную технику, сообщил в среду командующий ВДВ Владимир Шаманов. Эксперты называют возвращение проекта Ан-70 большой удачей для российской армии и надеются, а "антоновцы" обещают произвести нужное количество машин в срок. Смущает цена.

Закупка около 40 военно-транспортных самолетов Ан-70, от которых Россия долгое время отказывалась, предусмотрена государственной программой вооружения на 2011-2020 годы, разрабатываемой сейчас в правительстве РФ.

"Все мое отношение (к самолету Ан-70- GZT.RU) должно строиться на официальных документах. Сегодня завершается разработка госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы. Исходя из тех подходов, которые высказало командование ВДВ, там есть модернизация Ил-76, модернизация и возобновление производства Ан-124 "Руслан", и там есть закупка 30-40 Ан-70. По крайней мере она спланирована. Будет это или не будет - это не мне решать. Но когда потребность войск была обозначена, нам сказали, что мы можем пока соответствующие подходы показать. После утверждения посмотрим",- сказал Шаманов на брифинге в Москве.

По его словам, Ан-70 сможет заполнить "стремительно теряемую" нишу самолетов Ан-12, которые уже не выпускаются и постепенно вырабатывают ресурс. Кроме того, он отметил, что восстановление программы Ан-70 выглядит ожидаемо на фоне улучшающихся отношений России и Украины.

"Это всех нас, безусловно, радует, потому что на Украине у меня проживает очень много родственников",- признался командующий ВДВ.

Ан-70

Самолет Ан-70 разработан в КБ "Антонова" в конце 1980-х годов в качестве оперативно-тактического военно-транспортного самолета, способного взлетать и садиться на грунтовые полосы длинной 600-700 метров (то есть, на любую мало-мальски ровную полянку). Взлетный вес- 47 тонн, что превышает харатеристики ближайших российских аналогов- Ту-330, Ил-214/MTA (оба самолета существуют только в чертежах), Ил-76, а также французского А-400. Первый полет совершил в 1994 году. Всего украинцы успели построить две машины- в 1995 первый опытный образец столкнулся в воздухе с другим самолетом и разбился. На оставшейся машине до 2001 года проводились летные испытания, пока по дороге в Якутск он не упал после взлета недалеко от промежуточного аэропорта в Омске из-за отказа двигателей. Сейчас тот самолет восстановили и продолжают использовать для испытательных полетов. По межправительственному соглашению 1993 года до 2018 года планировалось выпустить 164 Ан-70 для ВВС России и 65- для ВВС Украины.


ВВС России ради создания Ан-70 пожертвовали двумя "Русланами"

Главком ВВС России в 1991-1997 года генерал армии Петр Дейнекин рассказал GZT.RU, что в свое время пообещал генеральному конструктору Ан-70 Петру Балабуеву поддержать эту машину, и для обеспечения финансирования проекта передал ОКБ Антонова два самолета Ан-124 "Руслан", выручка от эксплуатации которых направлялась на развитие Ан-70. Он добавил, что после распада Союза проект продолжал развиваться, пока не поменялось руководство сначала ВВС, а затем и самих стран. При этом два "Руслана", переданных Дейнекиным ОКБ "Антонов", в ходе раздела авиации так и остались на Украине.

"Проект транспортного самолета Ан-70- это моя боль, слава Богу, сейчас ситуация поменялась. Я думаю, что эта машина должна сослужить хорошую службу в военной и коммерческой авиации",- подчеркнул Дейнекин.

Ан-70 испытали лучшие российские летчики

Преемник Дейнекина на посту главкома ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков вспомнил, что подписал распоряжение о начале летных испытаний Ан-70 в России, что, фактически давало самолету право на серийное производство, но вмешалась "темная сила барышей".

"Губернатор Омской области даже предусмотрел деньги для модернизации завода "Полет" (на котором планировали собирать Ан-70 в России- GZT.RU). А потом мои последователи (следующий главком ВВС Владимир Михайлов- GZT.RU) сделали так, что проект был приостановлен - заявили, что он не нужен, что он утяжелен, опасен и т.д. Короче говоря, заблокировали",- рассказал Корнуков.

Экс-главком ВВС добавил, что когда он подписывал свое решение, перед ним лежали рапорты летчиков и инженеров, которые проводили испытания Ан-70, и летчиков военно-транспортной авиации, которые "попробовали" самолет в управлении. "Я просил полетать на этой машине опытных летчиков- командующих дивизий, полков и даже командующего военно-транспортной авиации Виктора Денисова. И все они дали высокие оценки этой машине",- отметил Корнуков.

Причина отсутствия Ан-70 в войсках - в барышах

По его словам, основная причина, по которой проект Ан-70 был заблокирован в российском военном руководстве, не связана с качеством самолета.

"Я думаю, что здесь опять вмешалась темная сила, которая называется "барыши" и "деньги". И заблокировали, перевели этот самолет- по непонятным причинам, хотя я никогда не ставил его в один ряд с Ил-76, поскольку это самолеты для разных задач",- отметил Корнуков.

В 2003 году тогдашний главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов, который пришел на смену Корнукову в 2002 году, неоднократно заявлял, что Ан-70 некачественен, и даже запретил ему участвовать в МАКС-2003, сославшись на высокую вероятность аварии.

"Этот самолет нельзя пускать на "МАКС-2003", чтобы не произошло тяжелого авиационного происшествия. Он не отвечает требованиям безопасности, которые пока не гарантированы на этом самолете при использовании двигателя Д-27. Приступать к серийному производству этого самолета можно только после устранения этого мощного недостатка",- заявил тогда Михайлов. При этом он высказался за преимущества самолета Ил-76МФ.

К сожалению, дозвониться до господина Михайлова не удалось.

"Антонов" готов строить по 10 машин в год

Представитель АНТК им. Антонова сообщил GZT.RU, что украинский завод готов "без проблем" выпускать до 10 самолетов в год. "Если будет твердая воля к заказу и финансирование- никаких проблем. В свое время наши заводы выпускали сотни самолетов",- пояснил представитель разработчика Ан-70.

В пример он привел судьбу самолета Ан-148, производство которого началось стремительными темпами после того, когда было принято политическое решение, что самолет востребован в России. После этого "сразу подключились бизнес-структуры, банки", которые позволили предприятию "почувствовать уверенность" и развернуть производство. По словам собеседника GZT.RU, уже летают 6 АН-148, а до конца года планируется построить 18-20 таких машин.

Бортовое оборудование можно обновить

По словам представителя АНТК, сейчас на заводе достраивают два Ан-70 для ВВС Украины, и здесь ожидают параметров для модернизации бортового оборудования Ан-70 в интересах российских ВВС,

"Несмотря на то, что самолет новый, часть оборудования- особенно компьютеры и дисплеи- уже устарело; прошло время, появилась новая электроника, новые дисплеи, новые компьютеры, более мощные и легкие. Поэтому сейчас мы ждем техническое задание на замену оборудование, чтобы понимать, что нужно заменить и на какие образцы. Эта работа сейчас продолжается, и одновременно самолет продолжает летные испытания - осенью и зимой выполнял полеты и сейчас тоже готовится к полетам",- отметил представитель "Антонова".

Под Ан-70 придется модернизировать наземную инфраструктуру военно-транспортной авиации

Основным недостатком Ан-70 в российской армии называют его высокую стоимость и затраты на модернизацию систем наземного обслуживания.

"Новый Ан-70 стоит почти вдвое дороже Ил-76. И не смотря на последующую экономичность - турбовинтовые двигатели Ан-70 потребляют на порядок меньше, чем реактивные Ил-76 - на аэродромах придется модернизировать инфраструктуру наземного обслуживания - ремонта, заправки и т.д.. Этот момент, почему-то, пока никто не учитывает",- отметил собеседник GZT.RU

Представитель ВВС России отметил, что принятие на вооружение Ан-70 также потребует большой программы подготовки летчиков, которым придется проходить подготовку на Украине. Кроме того, запчасти для двигателей также придется ждать из-за рубежа.

"Первое время неизбежно будут проблемы с этим самолетом. Он еще не обката и не опробован в условиях армейской эксплуатации. С Ил-76 уже как-то все "слетались", знают все его минусы и плюсы. А здесь машина таит в себе массу неожиданностей",- отметил представитель ВВС России

"Антонов" доказал превосходство перед "Ильюшиным"

Российские военные эксперты связывают возобновление программы по Ан-70 с низкой активностью российских ОБК. Руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что подняв АН-70 и сохраняя проект "антоновцы" доказали свое преимущество перед "ильюшинцами", которые уже трижды переносят создание удлиненной версии Ил-76, а также двухдвигательного среднего транспортного российско-индийского самолета MTA.

"У Российских КБ нет подобных проектов. Учитывая, что у нас нет гиганстких военных амбиций, Ил-76 в варианте ФМ (длиннее на 5 мертов- GZT.RU) мог бы закрыть эту нишу. Но срок старых Ил-76 финален, а ОКБ "Илюшина" не сумела предоставить следующее поколение этого самолета - Ил-476. И, учитывая, что ОКБ "Илюшина" провалили не один проект, конечно, мы в значительной степени сейчас зависимо от "антоновцев",- отметил Пухов.

В то же время эксперт подчеркнул, что сейчас важно правильно оценить возможности украинского завода изготовить 4-5 самолетов в год, а так же способность российского бюджета вовремя за них расплатиться.

"Крестным" Ан-70 может стать Владимир Путин

На АНТК "Антонов" ждут, что уже летом Ан-70 должен быть показан правительственной делегации из России. Не исключено, что смотреть Ан-70 поедет российский премьер Владимир Путин. Именно с его заявлений о высоких достоинствах Ан-148 в свое время начался бурный рост интереса к этой машине. Однако, выбор в пользу Ан-70 должны сделать в первую очередь военные....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка