О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Иллюзия конкуренции



США любыми способами выдавливают с мирового рынка оружия своих соперников

Фактически ежегодно США наглядно демонстрируют своим европейcким союзникам, а заодно и всем остальным странам, кто на мировом рынке оружия является "хозяином".

В этом году наиболее яркий пример защиты американского капитала продемонстрировало командование Министерства военно-воздушных сил США. Оно немало постаралось, чтобы не допустить подписания контракта между Министерством обороны Турции и французской компанией "Талес" на установку новых станций радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Fast 16 на модернизируемые турецкие истребители типа F-16C/D.

Как известно, самолет F-16 производства компании "Локхид-Мартин" является самым распространенным типом истребителей в мире. В настоящее время он состоит на вооружении ВВС США и более 20 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. В течение последних 15 лет на экспорт было поставлено более 2000 истребителей, и заказы на их производство продолжают поступать.

Надо сказать, что опыт применения тактической авиации в Персидском заливе и на территории бывшей Югославии показал все возрастающую зависимость выживаемости самолетов от наличия на них средств РЭБ. Именно поэтому ВВС стран-импортеров F-16 проявили большую заинтересованность в приобретении новейшей радиоэлектронной аппаратуры. ВВС США совместно с рядом американских и европейских компаний, работающих в области военной авионики, заключили контракты на модернизацию аппаратуры РЭБ истребителей F-16 с большинством стран, где они уже состоят на вооружении или куда планируются их поставки из США.

Важно отметить, что одним из основных поставщиков аппаратуры РЭБ выступала и французская компания "Талес" - признанный европейский лидер в производстве радиоэлектронной аппаратуры военного назначения.

История же с модернизацией турецких истребителей F-16 (на вооружении Турции около 250 машин) развивалась следующим образом. На первой группе истребителей (79 машин), подвергшейся модернизации, была установлена американская станция РЭБ AN/ALQ-178(V) производства компании "Локхид-Мартин". Для модернизации аппаратуры РЭБ на второй группе истребителей турецким военным командованием была выбрана французская компания "Талес".

Как только американцам стало известно о том, что контракт им не достается, они сразу же перешли к "нецивилизованным формам" конкуренции. Минобороны Турции предупредили, что, во-первых, при установке на турецкие истребители французских станций РЭБ не должны быть нарушены условия "электромагнитной совместимости" с остальным радиоэлектронным оборудованием самолета и не ухудшены параметры авионики истребителя американского производства. Во-вторых, это правило распространяется не только на истребители F-16, но и на все самолеты американской постройки. И, в-третьих, ВВС США, по сути, потребовали после модернизации предоставить представителям компании "Локхид-Мартин" возможность ознакомиться со всей документацией компании "Талес" по станции Fast 16 с целью определения наилучших вариантов ее интеграции в комплекс бортовой аппаратуры F-16. (Вроде французы в этом ничего не смыслят).

Официальный военный представитель Франции в Анкаре охарактеризовал такую позицию США как в высшей степени лицемерную, толкающую Турцию к передаче выгодного контракта американской фирме. "Этот проект открывает двери французской станции РЭБ на мировом рынке авионики для истребителей F-16", - отметил он. Выдвигаемые же США жесткие требования, по его мнению, не что иное, как попытка устранить "Талес" из конкурентной борьбы за право проводить модернизацию истребителей в странах-импортерах.

Причем это не первый щелчок по носу компании "Талес", тогда еще носившей название "Томсон-CSF". Несколько лет назад внимание германских пилотов привлек французский комплекс радиотехнической разведки (РТР) "Астак", установленный на самолетах "Мираж". Он заинтересовал командование Люфтваффе своей высокой эффективностью в обеспечении защиты самолета в условиях противодействия систем ПВО противника. Кроме того, по мнению германских специалистов, он отличался в лучшую сторону от других аналогов удобством установки на самолете. И действительно, "Астак" является уникальным в своем роде комплексом РТР, выполненным в подвесном быстромонтируемом под фюзеляжем контейнере. Вплотную встал вопрос об оснащении им германских перспективных самолетов "Торнадо".

Противодействие американского военно-промышленного комплекса не заставило себя ждать. Первым шагом стала попытка денонсировать выработанные ВВС Германии оперативно-технические требования к бортовой системе РТР для установки на самолеты "Торнадо", так как им в наибольшей степени соответствовал французский комплекс "Астак". Проводником этой линии стало агентство "Нетма" (орган, ответственный со стороны НАТО за разработку программы "Торнадо"). Представителями этого агентства требования германских специалистов были модифицированы таким образом, чтобы отклонить французский комплекс. Для придания видимости некоей "объективности" своим действиям руководством "Нетма" был организован цикл консультаций и создан "независимый" консультативный комитет во главе с неким Е. Шульцем, который, как выяснилось позже, являлся высокооплачиваемым сотрудником американской фирмы "Литтон Амекон". И в результате, к удивлению европейских производителей, - в качестве соответствующей требованиям бортового комплекса РТР для самолета "Торнадо" рекомендуется американский комплекс производства компании TRW, в состав которого входит и обнаружительный приемник вышеупомянутой фирмы "Литтон Амекон".

Однако этот номер поначалу не прошел. Руководство ВВС Германии, опираясь на мнение своих специалистов, выступило против выдачи контракта на закупку комплекса РТР американской компании TRW. Во-первых, комплекс, по оценке германских специалистов, является уже морально и технически устаревшим (первоначально предназначался для оснащения американских самолетов F-15, при этом американские ВВС своевременно отказались от его закупки). А, во-вторых, компания TRW, в случае получения заказа, была в состоянии только через два года создать первый прототип комплекса. В результате деятельности расширенного комитета из представителей компаний и германских ВВС было принято однозначное решение о предоставлении права на получение контракта французской компании.

Казалось бы, вопрос был справедливо решен, но оказалось, что далеко еще не "вечер".

Лоббирование американских интересов и компании TRW стало осуществляться уже на государственном уровне: госсекретарь США по вооружению стал давить на своего германского коллегу и через него - на министерство обороны. Более того, явно с американской подачи на страницах популярного еженедельника "Дер Шпигель" была развязана кампания по обвинению руководства германских ВВС в коррумпированных действиях в интересах французского индустриального комплекса.

В результате французы лишились контракта в размере более 500 млн. франков, а европейские фирмы военно-промышленного профиля убедились в иллюзорности своей независимости от американских военных предпринимателей.

Ежегодные уроки, преподаваемые своим союзникам по НАТО их старшим братом - США на рынке оружия, очевидно, должны быть весьма интересны и отечественному ВПК при работе с зарубежными существующими и потенциальными заказчиками. Наличие даже самого перспективного образца ВВТ, планируемого к поставкам за рубеж и привлекшего повышенное внимание экспортеров, отнюдь не означает, что выгодная сделка состоится, так как интересы заинтересованных сторон могут в значительной степени не отвечать условиям "совместимости" с американским военно-промышленным комплексом. А тогда, как мы видим, в дело вступают нецивилизованные формы конкуренции, где используются все способы давления на держателя заказа....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка