Российская газета
18 июня 2010, 10:10
Истребитель с умом
Премьер-министру раскрыли секреты авиаиспытаний
Вчера премьер-министр приехал в Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского (ЦАГИ). Сначала он посмотрел, как работает трансзвуковая аэродинамическая труба Т-128 - на моделях самолетов, затем посетил зал статических испытаний натурных конструкций. Кроме того, премьера ждали на летном поле, где новейшему истребителю довелось показать, на что он способен в открытом небе. Сопровождали главу правительства вице-премьер Сергей Иванов и губернатор Подмосковья Борис Громов.
С моделями самолетов Путина знакомил гендиректор ЦАГИ Борис Алешин. Он рассказал премьеру и историю института. ЦАГИ - крупнейший центр авиационной науки. Он впервые объединил фундаментальные и прикладные исследования, конструкторские разработки, производство и испытания летательных аппаратов. Здесь самолеты проходят государственную экспертизу: только после заключения ЦАГИ можно осуществить первый полет.
Трансзвуковая труба Т-128 - объект секретный. Гостайну составляет даже ее номер - сотрудники института на вопрос о том, что он означает, отвечают, что информация засекречена. Конструкция мощностью 100 МВт предназначена для исследований аэродинамических характеристик и аэроупругости моделей летательных аппаратов. Условия максимально близки к полетным. Здесь проходят испытания "Суперджет-100" и Ту-334, Ил-96 и Су-27, МиГ-29 и Т-50, а из зарубежных бортов, например, А380 и бизнесджетов.
"Это крупнейшая в восточном полушарии труба", - объяснил начальник лаборатории Антон Горбушин. Всего в мире их 11, крупнее российской только две конструкции в США. Впервые в мире в такой трубе применена регулируемая перфорация стенок. Она позволяет минимизировать влияние границ потока. Качество потока здесь лучше всего - равномерное, с низким уровнем турбулентности, с возможностью изменения параметров - скорости и плотности.
В 1983 году стоимость объекта составляла 200 млн долларов, сейчас - от миллиарда до полутора, по разным оценкам. С тех пор ни одной новой трубы не появилось, так что отечественная - еще и самая современная. Ее ближайшие аналоги были построены в 1940-х и 60-х годах. Испытания в ЦАГИ заказывают все КБ бывшего СССР и все основные производители гражданской авиатехники, в том числе Boeing и Airbus.
В зале статических испытаний самолеты проверяют на прочность. В зале, который посетил премьер, проходит завершающий этап сертификационных статических испытаний "Суперджета". Самолет стоит посредине ангара, наглухо опутанный проводами и шнурами. Он, как и другие образцы, будет разрушен в лаборатории во время проверки на прочность. Испытания на 90 процентов завершены и закончатся летом. "Практически все недостатки обнаружены и исправляются, - говорит начальник отделения статической и тепловой прочности Александр Дзюба. - Обычная процедура".
Путину показали небольшой фильм о проверке самолета на прочность. "В натуре заснято, как у него все гуляет", - говорил Алешин. Он пояснил, что только так можно увидеть колебания атмосферы, которые не заметны при простом наблюдении.
"Самолет может быть допущен к эксплуатации только после всех испытаний, когда мы уверены в его прочности", - поясняет начальник комплекса, замгендиректора ЦАГИ Михаил Зиченков. "С одной стороны, мы хотим сделать самолет очень легким, с другой - очень прочным, - добавляет он. - Если борьба двух взаимопротиворечащих тенденций заканчивается компромиссом, самолет получается эффективным и надежным".
Летательный аппарат подвергается максимально возможным в полете нагрузкам, увеличенным в полтора раза. Их он должен выдержать в течение трех секунд. При этом все должно работать: и двери, и шасси. Во время статических испытаний в зале никого не должно быть, это просто опасно. После этого самолет разрушается "с умом", чтобы найти резервы для снижения массы. "Пассажирские самолеты погибают очень тихо и быстро, истребители - очень долго", - задумчиво добавил Дзюба.
ЦАГИ сотрудничает и с международными компаниями, исследования часто проводят совместно. В цехе висит аэроупругая поисковая модель дальнемагистрального самолета, ее проверяют на устойчивость к турбулентности. Так вот это исследование проходит в рамках программы ЕС.
Увидев трясущийся образец, Иванов вспомнил про пляшущий мост в Волгограде. Очень кстати, ведь помимо летательных аппаратов на прочность здесь испытывают и мосты - их поведение похоже на поведение самолетных конструкций. В лаборатории стоит модель моста через Москву-реку в Серебряном Бору. Как выяснилось, проблема волгоградского моста - в обтекаемости.
Премьер подошел к сотрудникам института и рассказал, что на развитие ЦАГИ из бюджета в этом году будет выделен 1 млрд рублей. На дороги в Жуковском уйдет еще 4 млрд. Всего до 2012 года на центр авиастроения будет потрачено 11 млрд рублей. Глава правительства также добавил экономической информации: за 5 месяцев ВВП вырос на 10,3 процента, а безработица сократилась на 14,4 процента - примерно на миллион человек.
Заключительным аккордом посещения Жуковского стали испытания истребителя пятого поколения на аэродроме "Раменское". Он совмещает в себе функции ударного самолета и истребителя. Оснащенный комплексом "электронного пилота", радиолокационной станцией и другими новшествами, он совершил уже 13 полетов.
"Это, безусловно, будет машина, которая будет превосходить нашего основного конкурента F22", - одобрил премьер.
- А по цене? - спросил летчик-испытатель Сергей Богдан.
- А по цене ровно в 2,5-3 раза дешевле, - ответил глава правительства.
По мнению Владимира Путина, это очень серьезное конкурентное преимущество, с учетом лучшего качества. На первом этапе на самолет было истрачено 30 млрд рублей, и столько же еще пойдет на доработку. В Вооруженные силы партия истребителей поступит в 2013 году, но испытания будут продолжены. Массовые закупки минобороны планирует начать в 2016 году.
Вчера Богдан провел 16-й по счету полет истребителя. "Совершенно новый борт, аэродинамика, оружие, двигатели, очень хорошо развитый интеллект на борту, очень комфортный с точки зрения пилотирования, - остался доволен он. - Виден существенный шаг вперед". По его словам, самолет по размерам меньше аналогов, а задачи решает сложнейшие. "Даже летает по-другому", - восхищался Богдан. То, что истребитель может выполнять фигуры сложного пилотажа на небольшой высоте, свидетельствует о прорыве, заключил он. "Самолет очень насыщен системами, - сказал он премьеру. - И боевым духом".
- Конечно, боевым духом прежде всего, - улыбнулся глава правительства.
А затем поднялся к кабине пилота. Но садиться не стал: ограничился осмотром. "Кабина стала шире, - пояснял Богдан. - Можно управлять многими жизненно важными системами, не снимая рук с руля. Ведь при перегрузке больше трех атмосфер руки трудно поднять".
- Я знаю, я летал, - перебил его Путин....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
В РФ испытали сочетающий возможности вертолета и самолета дрон "Аделикс-10"