О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дорогое удовольствие пятого поколения

Премьер В.Путин посетил ЦАГИ, где ему показали истребитель пятого поколения Т-50. Новинка российского ОПК и чуть ли не единственная надежда ВВС страны сегодня проходит летные испытания

Вчера премьер Владимир Путин посетил в подмосковном Жуковском Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где ему показали истребитель пятого поколения Т-50. Новинка российского оборонно-промышленного комплекса и чуть ли не единственная надежда ВВС страны сегодня проходит летные испытания. До 17 июня самолет совершил 15 полетов, благополучно преодолев важный психологический рубеж чертовой дюжины в 13 полетов, на которые с суеверием смотрят конструкторы и пилоты. Вчера Т-50 в 16-й раз подняли в небо в присутствии главы правительства.

До 2012 года на развитие Центра авиастроения в подмосковном Жуковском из бюджета выделят около 11 млрд. руб., сообщил вчера Владимир Путин. При этом на финансирование самого ЦАГИ выделяется 1 млрд. руб. Премьер с удовлетворением отметил, что институт, занимающийся испытаниями авиатехники, а также различных сложных конструкций, работает стабильно. Он также сообщил, что в перспективных планах развития ЦАГИ - создание трех новых мощных аэродинамических труб. "Но это уже отдельные деньги. Около 60 миллиардов рублей. Они будут выделяться не в один год. Мы должны понять, что здесь является приоритетом", - отметил премьер.

Затем ему был показан знаменитый Т-50 - будущее ВВС России. Летные испытания этого истребителя пятого поколения проходят по графику. Правда, доподлинно неизвестно, был ли в этом графике учтен вчерашний визит Владимира Путина. Но первый полет Т-50 состоялся 29 января 2010 года на заводском аэродроме Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения. Тогда истребитель провел в воздухе 47 минут. Сейчас счет полетного времени идет уже на часы, но пока еще нельзя сказать, что "новорожденный" твердо стал на ноги. Впрочем, у испытателей не так много времени - серийные поставки Т-50 начнутся уже с 2015 года. К тому времени новый самолет, видимо, обретет более благозвучное имя, которое не будет столь прямо связано с танками. Первые истребители должны поступить в Липецкий центр боевого применения и переучивания летного состава уже в 2013 году.

Считается, что с созданием Т-50 российское авиастроение и смежные отрасли подтвердят выход на качественно новый технологический уровень. Машина будет оснащена принципиально новым комплексом авионики, радиолокационной станцией с фазированной антенной решеткой. Применение композиционных материалов и инновационных технологий обеспечило современную аэродинамическую компоновку самолета, рекордно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности.

Другой подарок для российских ВВС готовит Таганрогский авиационно-технический комплекс, где на днях объявлено о начале работы над новым самолетом-разведчиком, который со временем заменит парк самолетов А-50. В металле новинка, создаваемая на базе Ил-76МД, появится через два года. На сегодняшний день завершена разработка документации и ведется подготовка производства для строительства. Самолет-разведчик должен существенно превзойти модернизированный А-50У и тем более экспортный аналог этой машины, известный как А-50ЭИ.

Следует сказать, что независимые эксперты без особого пиетета относятся к парадным отчетам со сборочных конвейеров и КБ оборонных предприятий России, давая в целом негативные оценки перспективам перевооружения армии и флота. Двадцать постсоветских лет прошли для Вооруженных сил страны практически впустую, говорит руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. За это время не было создано ни одного нового танка или самолета. На вооружение принят только один вертолет. "Военная техника находится в загоне. Россия отстает от Запада и США лет на 20", - подчеркнул аналитик, напомнив, что американцы создали свой самолет пятого поколения 18 лет назад.

Что касается Т-50, то, по словам Цыганка, ввиду закрытости информации нюансы этого проекта широко не обсуждаются. Однако известно, что летные испытания на заводе проходили с использованием французских технологий. Импортная авионика, установленная на опытном образце Т-50, обеспечивала испытание планера, в то время как отечественная тестировалась на другой машине. В перспективе российская авионика заменит французскую, но это едва ли сделает новую машину дешевле западных аналогов. "Самолеты пятого поколения - очень дорогие машины. Если смотреть по совокупности цен, то затраты на их разработку и производство примерно одинаковы что для России, что для США", - резюмировал Цыганок.

К слову сказать, американцы таких расходов не потянули. В итоге число самолетов пятого поколения в ВВС США сегодня почти в четыре раза ниже первоначального плана - не 280, а только 80 машин. Сколько Т-50 в итоге окажется по карману Минобороны РФ, покажет время. А то, что обладать истребителем пятого поколения - удовольствие дорогое, подтвердил и Путин. По его словам, на завершение работ по этой машине потребуется около 30 млрд. руб. Это дополнительно к тем 30 млрд. руб., которые уже потрачены на первой стадии создания самолета....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка