О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолеты во сне и наяву

Россия представила на авиасалоне "Фарнборо" новый авиационный проект

В понедельник в пригороде Лондона Фарнборо открылась крупнейшая аэрокосмическая выставка мира - "Фарнборо-2010". Этот салон считается Меккой для всех производителей авиационной и космической техники, поскольку именно здесь определяется будущее отрасли на многие годы вперед. Россия участвует в "Фарнборо-2010" со своими новыми авиапроектами и надеется подписать контрактов на несколько миллиардов долларов.

Несколько лет назад американцы выбрали "Фарнборо" стартовой площадкой для первой мировой премьеры истребителя пятого поколения F-22 Raptor. Два года назад компания "Сухой" привезла сюда макет салона своего нового пассажирского авиалайнера Sukhoi Super Jet-100. А в этом году "Сухой" участвует в летной программе аэрошоу со своим лайнером. Впрочем, в этот раз все внимание приковано не только к нему. Россия пытается удивить авиационный мир масштабной презентацией одного из самых амбициозных проектов последнего времени - пассажирским среднемагистральным авиа лайнером МС-21.

- Здесь очень много интересного, - признался "Известиям" замминистра обороны Владимир Поповкин, отвечающий за вооружения. - Для себя я уже решил, что необходимо вносить коррективы в гос программу вооружений. В части разработки и закупки новых комплексов управления и применения авиационного вооружения, а также вертолетной техники. Нам срочно надо купить до одной тысячи вертолетов Ми-26 и Ми-171. Это решение было продиктовано в том числе и завершившимися учениями "Восток-2010".

Ускоренная закупка ждет и другую новинку отечественного авиапрома - истребитель пятого поколения Т-50. По словам Поповкина, установочную партию из 10 машин ВВС получат уже в 2015 году. На этих истребителях военные будут учиться летать и применять оружие.

После 2016 года в части пойдут уже полностью "доработанные" машины - с новым двигателем. Всего планируется закупить не менее 60 истребителей. Вообще, как сообщил Поповкин, принято решение об увеличении объема финансирования госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы в полтора раза по сравнению с изначально запланированной суммой (новый объем госпрограммы составит около 20 трлн рублей против первоначальных 13 трлн).

Что касается МС-21, то этот проект призван бросить вызов Airbus и Boeing с их А320 и Boeing 737. Впервые в отечественной практике самолет будет делаться полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. По данным маркетинговых исследований, наибольший объем перевозок в России приходится как раз на маршруты малой и средней дальности - до 4000 км. На них сегодня летают российские Ту-154 и Ту-204, европейский Airbus A320 и американский Boeing 737. Это 40% всего объема воздушных перевозок в стране. За эту "долю", собственно, и собираются побороться российские конструкторы. Поэтому подход к презентации авиалайнера на "Фарнборо" - сродни планам по завоеванию мирового господства: отдельный ангар-павильон, внутри 20-метровые элементы конструкции будущего самолета - пассажирский салон, кабина пилотов, кухня и туалет.

- Для авиакомпаний самолет - это прежде всего средство зарабатывать деньги, - рассуждает глава корпорации "Иркут" Олег Демченко. - Проблемы существующих отечественных самолетов связаны с тем, что они создавались в первую очередь как летательные аппараты. В этом качестве они не уступают, а зачастую и превосходят западные лайнеры. Однако проектировались российские самолеты в тот период, когда экономические требования отечественных и западных компаний существенно различались.

Именно поэтому сегодня российские лайнеры уступают западным по главному для авиакомпаний качеству: экономической эффективности эксплуатации. Мы видим свою задачу в снижении операционных расходов на эксплуатацию.

Просчитанное снижение непосредственных расходов для МС-21 составит 12-15%.

Добиться этого хотят за счет меньшего расхода топлива. У МС-21 этот показатель будет как минимум на 20% ниже, чем у самолетов его класса.

По словам Демченко, МС-21 отличается и более совершенной аэродинамикой, отработанной специалистами инженерного центра корпорации "Иркут" и учеными ЦАГИ. В частности, на МС-21 должны применяться крыло большого удлинения и новые, сверхкритические профили крыла. В отличие от конкурентов МС-21 будет еще и легче. Добиться этого удастся за счет рекордного для России применения композитных материалов в конструкции самолета (их доля составит 40%).

Программа МС-21 предусматривает создание семейства ближнесреднемагистральных пассажирских самолетов, имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов. Семейство включает три самолета: МС-21-200 (150 мест), МС-21-300 (181 место), МС-21-400

(212 мест). Для каждой модификации МС-21 предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км) дальностью. В дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии (до 7000 км).

Новые возможности для авиакомпаний создает выбранный конструкторами "Иркута" диаметр фюзеляжа. Он на 10-20 см больше, чем у существующих машин. Казалось бы, немного. Однако для авиаперевозчиков это создает новые возможности. Например, за счет более широкого прохода, в котором два пассажира смогут разойтись друг с другом. В результате на 30% сокращается время посадки/ высадки пассажиров. В пересчете на время это несколько минут, но минуты и для пассажиров, и для перевозчиков складываются в часы, а в конечном счете первые "экономят" нервы, вторые - сотни тысяч долларов.

Смогут ли конкуренты модернизировать свои самолеты, чтобы свести на нет преимущества МС-21? Специалисты "Иркута" уверены: лишь частично. Чтобы усовершенствовать аэродинамику, установить "черное"

(композитное) крыло и новые системы, расширить фюзеляж, нужно проектировать принципиально новый самолет, а это станет реальным для основных конкурентов лишь после 2020 года. Так что у России есть реальный шанс вырваться в лидеры.

Как говорит Демченко, в проекте учтены даже, казалось бы, неочевидные вещи - при полете на большой высоте в салоне МС-21 будет поддерживаться давление воздуха, соответствующее высоте 1830 метров. Для сравнения, давление в салонах Боинга-737 и Эрбас А320 соответствует высоте 2400 м.

Все это, конечно, оценят пассажиры, страдающие сердечными заболеваниями. Кроме того, пассажиры МС-21 получат возможность выходить в интернет, использовать мобильные телефоны, видеть картинку с ТВ-камер, расположенных в носовой части самолета, играть в компьютерные игры. В общем, фактически мировой стандарт комфорта.

Как говорят конструкторы, МС-21 инновационен по многим параметрам. И, кроме того, создает еще один важный прецедент в отечественном авиастроении - он организован на базе партнерства государства и промышленности. Правительство финансирует проект в рамках Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиации".

Более того, этот проект должен стимулировать появление волны инноваций в смежных отраслях. Например, в Ульяновске будет построено специальное производство композитных материалов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка