Время новостей
23 июля 2010, 09:48
"Уходить из ниши Ми-8/17 мы не собираемся"
Заместитель генерального директора по маркетингу ОАО "Вертолеты России" И.Пшеничный рассказал, почему доля мирового рынка, занимаемая российскими вертолетами, за время кризиса не только не уменьшилась, а выросла
- Здесь, в Фарнборо, вы подписали один контракт. Чем он примечателен?
- Этот контракт - часть нашей стратегии по выходу на рынок коммерческих вертолетов Индии. Россия очень хорошо представлена на военном рынке этой страны, армия и флот которой эксплуатируют примерно 300 наших вертолетов. Коммерческий сектор винтокрылой авиации Индии, по расчетам экспертов, будет бурно развиваться в ближайшие годы, и нам необходимо найти на нем свое место. Мы заключили контракт на поставку в Индию четырех гражданских машин: двух Ми-172 и, что мне особенно приятно отметить, двух Ка-32А11ВС. Это будут первые "камовские" гражданские машины в Индии.
- Отчеты западных производителей вертолетов показывают, что в прошлом году в мире спрос на гражданские вертолеты упал, а на военные, наоборот, поднялся. И если вертолетостроительным компаниям удается сохранить рентабельность, то именно благодаря военным заказам. Отмечаете ли вы такую же тенденцию в вашем холдинге?
- Мировой кризис прежде всего сказался на небольших коммерческих эксплуатантах, которые приобретали вертолеты легкого и среднего класса. Спрос в этом сегменте рынка значительно снизился. Но так исторически сложилось, что в нашем портфеле заказов легкие вертолеты составляют незначительную долю. Наша специализация - это вертолеты среднего и тяжелого класса. Их, как правило, заказывают государственные эксплуатанты, крупные авиационные компании, и в этом сегменте объем продаж если и падал, то ненамного. У нас он даже рос. По нашим оценкам, если в 2008 году мы занимали примерно 4,2% мирового рынка вертолетов, то в 2009-м - 5%. К концу 2009 года мы практически закрыли заказами производственные мощности наших заводов на 2010 год. А некоторые заводы имеют заказы и на будущий год.
- Зарубежные аналитики объясняют всплеск мирового спроса на военные вертолеты двумя действующими военными кампаниями - в Афганистане и Ираке. Поставляете ли вы свою продукцию в эти страны?
- Действительно, события в этих двух странах вызвали активизацию вертолетных работ, в том числе по обслуживанию гуманитарных операций. И это создает дополнительный интерес к нашей технике. Хотя Ближний Восток - один из стратегических регионов, где продаются и широко используются вертолеты российского производства, "Вертолеты России" не имеют никаких подписанных контрактов по продаже новых машин ни с правительственными, ни с коммерческими организациями Ирака или Афганистана, а также по поставке запасных частей или по технической помощи.
- Каково соотношение поставок на внутренний рынок и за рубеж?
- По итогам 2009 года примерно 50:50. Динамика позитивная, так как до этого в течение ряда лет внутренний рынок вертолетной техники стагнировал, и мы в большей степени зависели от экспорта. Поставки, в том числе по линии "Рособоронэкспорта", по-прежнему обеспечивают нам большой объем продаж. В 2009 году мы экспортировали примерно половину из произведенных 183 вертолетов.
- Вы упомянули, что исторически сильной стороной российского (а еще раньше советского) вертолетостроения были средние и тяжелые машины, прежде всего семейство Ми-8/17. Не является ли это одновременно и потенциальной слабостью "Вертолетов России"? Не может ли такая концентрация в одном сегменте рынка подвести вас в будущем, если рыночная конъюнктура изменится?
- Да, это исторический факт. В СССР было принято, если уж строить, то строить суперсамолеты и супервертолеты. Кроме того, крупные машины были реально востребованы в силу наших больших расстояний и специфики работ, на которых они использовались: геологоразведка и т.п. Внутренний рынок сложился как рынок средних вертолетов, и я не вижу предпосылок к тому, чтобы он уменьшался в будущем. Но сознавая, что время не стоит на месте, а устойчивость бизнеса зависит от диверсификации модельного ряда, обе наши ведущие фирмы - "Миль" и "Камов" - последние годы уделяли большое внимание диверсификации по горизонтали, то есть выходу в смежные бизнес-ниши. Наш коммерческий модельный ряд хорошо сбалансирован. В центре стоят Ми-8 и Ми-17 всех модификаций, а также Ка-32, то есть машины взлетной массой 10-11 т, в более легком сегменте - гражданская машина Ка-62 (7 т). Еще легче вертолеты Ка-226 и "Ансат". Вместе с тем у нас есть Ми-38 (13 т) и Ми-26 (40 т).
Мы нацелены на сбалансированный рост портфеля заказов в части продуктовой линейки с учетом тенденций рынка и наших конкурентных преимуществ. Уходить из ниши Ми-8/17 мы не собираемся. Если наши основатели были гениями и сумели правильно определить потребности рынка на много лет вперед, значит, нам надо удержать и закрепить эти позиции. Сейчас в 110 странах мира находится в эксплуатации более 3 тыс. вертолетов в 110 странах мира семейства Ми-8. А вот из этой прочно завоеванной ниши мы можем двигаться в смежные секторы рынка.
- На международном авиасалоне в Фарнборо американская компания Sikorsky объявила, что до конца месяца продемонстрирует прототип вертолета с полностью электрическим приводом. Ведутся ли столь революционные разработки в "Вертолетах России"?
- Нельзя останавливать развитие инженерной и конструкторской мысли. Мы стимулируем развитие творческих идей и подходов в наших коллективах. Электрическая машина - пока технологический эксперимент. В России тоже проводили разные эксперименты, в том числе по оценке целесообразности выпуска вертолета на природном газе. Мы сегодня концентрируемся на совершенствовании модельного ряда. Однако перспективная задача у нас тоже есть: создать вертолет со скоростью 500 км/час. Это может стать революционным прорывом, поскольку сейчас скорость вертолетов в мире ограничена 200-300 км/час....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов