О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Монополия на память

Главная военная прокуратура Польши пригласила вчера близких жертв авиакатастрофы под Смоленском, чтобы они из первых рук узнали о ходе расследования ее причин

Главная военная прокуратура Польши пригласила вчера близких жертв авиакатастрофы под Смоленском, чтобы они из первых рук узнали о ходе расследования ее причин. Напомним, что 10 апреля погибли 96 польских граждан, включая президентскую чету. Накануне встречи генеральный прокурор Польши Анджей Серемет выразил надежду, что ответы ведущих следствие прокуроров на вопросы, пожелания и требования убитых горем людей снимут все недоразумения.

Генпрокурор сообщил, что собрано 40 томов документов, взяты показания у 204 свидетелей, запланирован вызов еще сотни очередных свидетелей, которые должны прояснить организацию вылета президентского самолета, на борту которого находились руководители государственных учреждений и командующие всех родов войск. В минувший вторник в течение трех часов давал показания Ярослав Качиньский, брат погибшего президента Леха Качиньского. В польской печати появились утверждения, что именно он в разговоре по спутниковому телефону с находившимся на борту лайнера братом "настаивал на приземлении в Смоленске во что бы то ни стало". Однако, как сказал представитель военной генпрокуратуры полковник Збигнев Жепа, Качиньский объяснил, что "этот телефонный разговор никоим образом не касался перелета, места приземления или погодных условий", беседа шла "о здоровье матери".

Анджей Серемет отмел все подозрения, будто причиной авиакатастрофы был заговор: "Никаких доказательств на этот счет нет". Генпрокурор, выразивший удовлетворение сотрудничеством с российскими коллегами, подтвердил, что в августе российская прокуратура передаст польской стороне девять томов, которые будут содержать описания осмотра останков погибших пассажиров, а также результаты вскрытий. Это важно, поскольку некоторые из членов семей жертв катастрофы настаивают на эксгумации родственников. Сам генпрокурор собирается в Москву в октябре, а раньше в Россию направится главный военный прокурор.

Вчерашний разговор был необходим. Дело в том, что после президентских выборов 4 июля тема авиакатастрофы под Смоленском, которая в период избирательной кампании на время ушла на второй план, стала главной в политической и общественной жизни страны. Особенно острой она стала после того, как 134 парламентария, представляющие оппозиционную партию "Право и справедливость" (ПиС) во главе с Ярославом Качиньским организовали в стенах парламента комиссию для самостоятельного расследования причин трагедии - ее первое заседание состоялось 23 июля. Были реанимированы версии заговора и покушения, подвергнуты сомнению следственные действия российской стороны. Правящей партии "Гражданская платформа" (ГП) было брошено обвинение в том, что следствие "пущено на самотек" и "отдано на откуп Москве". Заседание парламентской комиссии больше походило на сбор секты - туда не пустили депутатов из других фракций, а среди родственников жертв катастрофы отобрали тех, кто был готов использовать трагедию в политических целях.

Тем временем в Варшаве бушуют страсти вокруг деревянного креста, стихийно воздвигнутого у президентского дворца во время национального траура. О его переносе заявил избранный президент Бронислав Коморовский, инаугурация которого, по всей вероятности, состоится 6 августа. Это решение разозлило тех, кто хотел бы оставить крест на прежнем месте. Масла в огонь подливают представители "Движения 10 апреля" - его активистов объединяет неприязнь к правлению ГП и вера в то, что катастрофа под Смоленском была заговором против польского президента. Один из них водрузил у лампадки под крестом записку: "Прислужники России! Мало вам президентской крови на руках - получите и нашу". В столичную мэрию пришло письмо с тысячами подписей "варшавян и друзей Варшавы", которые потребовали водрузить памятник Леху Качиньскому на одной из главных площадей столицы. Мало кто сомневается, что за этими акциями стоит ПиС - потерпев поражение на президентских выборах, партия сделала своим политическим знаменем авиакатастрофу под Смоленском. Однако чаще звучат напоминания о том, что "нельзя отдавать кому-либо монополию на память о жертвах катастрофы" президентского лайнера. "Для ПиС важен не столько сам памятник, сколько борьба за него", - замечает "Газета выборча".

Вчера Ярослав Качиньский в очередной раз подверг критике деятельность правительства и его взаимодействие с Россией в расследовании причин авиакатастрофы: "В обычной демократической стране после чего-либо подобного правительства бы уже не было. Оно было бы сметено с поверхности земли, а его членам было бы нечего искать в политике". Лидер ПиС потребовал от следствия гласности "невзирая на то, как это повлияет на польско-российские отношения".

Противостояние обещает стать затяжным. Стало известно, что на имя генпрокурора Анджея Серемета поступило уведомление о совершении преступления премьером Дональдом Туском и Брониславом Коморовским, когда тот исполнял обязанности президента после гибели Леха Качиньского. Берлинский адвокат Стефан Хамбура, который представляет часть родственников жертв авиакатастрофы, обвиняет обоих руководителей в "отказе от совместного польско-российского расследования причин смоленской катастрофы". По словам адвоката, премьер и теперь уже избранный президент действовали во вред польскому государству, за что предусмотрено наказание до десяти лет заключения. Он сослался на телефонный разговор Туска с Дмитрием Медведевым, в котором российский президент заверял, что расследование будут вести вместе польские и российские прокуроры: "Совместное расследование продолжалось только три дня, поэтому прокуратура должна проверить, кто и почему от этой устной договоренности отступил". Пресс-секретарь генпрокурора сообщил, что уведомление будет соответствующим образом рассмотрено. А в стане ГП эту новость назвали "политической провокацией"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка