Красная звезда
20 декабря 2001, 17:10
"Триумф" состоялся. Войска к нему готовы
Визитная карточка: Генарал-лейтенант Горьков Александр Юрьевич родился в Москве 10 января 1953 года. В 1975 году с отличием окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище. В 1984 году - также с отличием - Военную командную академию ПВО им. Г.К. Жукова, а в 1995 году - Академию Генерального штаба. Проходил службу в должностях: командир зрдн, командир ЗРП, заместитель командира дивизии ПВО, командир дивизии ПВО, заместитель командующего войсками МО ВВС и ПВО по вооружению. С сентября 2000 года - начальник зенитных ракетных войск ВВС
- Александр Юрьевич, в последнее время много говорится о поступлении в войска новой зенитной ракетной системы "Триумф". Но ведь ее предшественник - система С-300 и без того лучшая в мире. Так ли уж необходимо в условиях ограниченного финансирования принятие такой системы на вооружение именно сейчас?
- Нам давно уже не хватает сил и средств ЗРВ, особенно находящихся на юго-восточном, восточном и северном направлениях. Это уже общеизвестный факт: если раньше прикрытие было сплошным, то сейчас оно носит объектово-зональный характер. Получив новую технику и переоснастив войска на две трети, мы к 2010 году сможем решить задачу сплошного прикрытия более шестидесяти процентов территории страны.
- А не повлечет ли поступление новой системы в войска очередного сокращения личного состава?
- Наоборот, она частично решит вопросы численного состава войск. Сейчас цифра укомплектованности офицерами составляет 80 процентов. И это при том, что реформы последних лет сократили количественный показатель обслуживающих С-300 от предусмотренного в ТТЗ, ровно на половину.
Возможности "Триумфа" заставят нас уменьшить число огневых подразделений. К примеру, полк двухдивизионного состава новой системы по своим возможностям будет намного выше полка С-300 трехдивизионного состава. Высвободившиеся офицеры пройдут переучивание на те системы и средства, которые входят в систему непосредственного прикрытия боевых порядков.
- Насколько в связи с этим можно будет говорить о гарантированной безопасности наиболее значимых государственных объектов?
- Во время перевооружения Московского особого района с системы С-25 на новое поколение комплексов мы обеспечивали прикрытие по аэродинамике 0,7-0,8, а по крылатым ракетам не ниже 0,90-0,95, сейчас цифра по крылатым ракетам - значительно снижена. По аэродинамике она осталась почти на прежнем уровне, но беспокоит то, что в целом живучесть системы резко уменьшилась, так как убрали эшелон дальнего кольца. Раньше при осложнении ситуации должны были действовать самоходные системы, затем группировка дальнего кольца и завершала все уже центральная группировка над Москвой. То есть коэффициент кратности перекрытия и огневая производительность системы на отдельных направлениях ранее была, конечно, выше. Поэтому мы большие надежды возлагаем на принятие в этом регионе новой перспективной системы "Триумф".
- В какой стадии сегодня находится эта работа?
- За прошедший год мы провели ряд экспериментов на полигоне Капустин Яр. И в соответствии с программой, по которой мы во временных рамках пока еще отстаем, доложили в МО и ГШ о том, что первый этап закончен. Из-за недофинансирования работ по производству ракет не удалось провести все стрельбы. Но в силу того, что отдельные эксперименты друг друга дополняли, было решено их совместить. Так что работа по программе, утвержденной правительством, находится на стадии, когда можно говорить о том, что комплекс с ракетой 48Н6Е принят.
- В войсках идет подготовка к принятию "Триумфа" на вооружение?
- Мы постепенно модернизируем стоящую на вооружении технику, внедряя в нее алгоритмы, которые будут в дальнейшем использованы в "Триумфе". Это, конечно, вынужденный путь решения проблемы. В 80-х годах, когда шло перевооружение на С-300, головной разработчик ЦКБ "Алмаз" выпускал 30-35 комплексов в год. В 90-х годах произошел экономический развал структур кооперации, производящей для нас вооружение и за последние 6-7 лет мы вообще не получили ни одного нового комплекса. Поэтому совместно с производителями было выбрано стратегическое направление на модернизацию уже имеющейся на вооружении техники. Модернизация должна подвести нас к новой системе. За прошедший год нам совместно с НПО "Алмаз" удалось провести доработки в учебном центре с тем, чтобы части и подразделения имели возможность проходить учебно-боевую практику. А также в Подмосковье по этой программе доработан боевой комплект, который имеет перспективу решения задач нестратегической ПРО.
- Ведется ли подготовка специалистов для новой системы?
- В Тверском университете ПВО заложена программа подготовки по изучению "Триумфа" и всех его составляющих, которые войдут в общую систему, это средства непосредственного прикрытия "Панцирь", системы радиотехнической, радиолокационной и загоризонтной разведки. Кроме того, мы развиваем с этого года подготовку курсантов в Ярославском институте, где в программах прописаны элементы изучения перспективного комплекса. Но если будущий специалист сегодня начнет подготовку в Ярославле, то завершит ее лишь через 5 лет. Это слишком долго, к тому времени новые комплексы уже будут у нас на вооружении. Поэтому в учебных центрах, которые мы имеем в войсках, также созданы новые программы для переподготовки офицеров.
- Предстоящие структурные изменения в Московском округе ВВС и ПВО каким-то образом связаны с принятием новой системы на вооружение?
- Отделять одно от другого, пожалуй, нельзя. Потенциальная возможность управления огневыми средствами, которая здесь создана, как раз обеспечивает внедрение перспективных систем, имеющих возможности борьбы со всеми существующими типами целей. Будущее за созданием средств нападения и защиты в воздушно-космической среде. Система ПВО Москвы известна всему миру, и самое главное здесь - автоматизированная система управления (АСУ). Новые комплексы как раз будут удачно интегрированы в эту структуру.
- На совместной пресс-конференции разработчиков оружия Концерна "Антей" и НПО "Алмаз", проходившей на МАКС-2001, была продекларирована новая корпоративная стратегия перехода от разработки отдельных систем к комплексным системам ВКО. Ваше отношение к этому?
- Я думаю, что это очень верное решение. Пограничная среда между ближним космосом и атмосферой уже используется потенциальным противником для эффективного решения наступательных задач. И естественно, что развитие средств противоборства должно быть направлено в эту среду. Жизнь показала, что отдельные разработки в этой области бесперспективны, и уж, если заниматься системой ВКО, значит, нужно заниматься всем вместе. При этом, решая целый комплекс проблем, наращивая возможности и определяя эшелоны воздействия по траекториям оперативно-тактических и тактических ракет.
Так что объединение фирм-разработчиков в Концерн ПВО - это, на мой взгляд, правильное решение. Кстати, и система "Триумф" принята как межвидовая и обладает высокими потенциальными возможностями сопряжения с взаимодействующими силами и средствами ПВО, в том числе и сухопутных войск.
- Такое объединение "Алмаза" и "Антея" - это фактически отражение того болезненного процесса объединения, который происходит в ЗРВ ВВС и войсковой ПВО? Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Такой процесс - это объективная необходимость. А болезненно он проходит не везде. Например, в Санкт-Петербурге никакой особенной болезни нет. Там на автоматизированное управление приняты все силы и средства ПВО этого региона. В Ростове поступление новых систем управления и перевооружение на них также инициировало этот процесс. Там в свое время было 3-4 мощных соединения ЗРВ, а сейчас их количество резко снижено. Наращивая возможности за счет войсковой ПВО, боевая задача решается на качественно новом уровне. А там, где в автоматизированном режиме система пока не может принять на себя все силы и средства ПВО, существуют другие формы взаимодействия.
- Как вы считаете, не повлекут ли организационные проблемы по созданию концерна ПВО затягивание сроков работ по перспективной системе?
- Не думаю. Кооперация НПО "Алмаз" остается прежней, НПО, как и раньше, будет головным предприятием для ЗРВ ВВС по системе С-300.
- И все же придется принимать какие-то болезненные решения, так как идут разработки зенитных ракетных систем, решающих параллельные задачи?
- Но ведь и наши войска объединяются на период решения общих задач! На отдельных направлениях слабы ЗРВ ВВС и не слишком сильны ПВО сухопутчиков, но, работая вместе, мы становимся сильнее. Так же и объединение в общий концерн должно все перспективные идеи проинтегрировать и получить качественно новый результат.
- Что вас сегодня более всего не устраивает во взаимодействии с разработчиками?
- К большому сожалению, принципы ноу-хау сейчас выходят на первый план. То, что знает конструктор, он не всегда передает войсковым специалистам. Хотелось бы, чтобы этот дисбаланс несколько уменьшился в плане обмена практикой использования оперативного поиска неисправностей и глубины знания самой сути происходящих процессов в том или ином образце вооружения. К сожалению, не всегда офицер может устранить неисправности и отказы техники. Приходится вызывать специалистов, в том числе "Алмаза", которые почти моментально определяют, локализуют и устраняют неисправность. А что делать, если такое случается в боевых условиях? Механизм решения этой проблемы, думаю, должен быть таким: улучшение профессиональной подготовки и подключение к этому процессу специалистов НПО "Алмаз", в том числе на стадии получения первичного образования, а также непосредственное присутствие разработчиков в войсках для передачи тонкостей алгоритма принятия технических решений.
- Какие бы вы определили приоритеты на ближайшую перспективу?
- Самое главное - вооружить войска новой системой. При современных темпах развития средств воздушно-космического нападения говорить о надежности прикрытия и выполнении задач по ПВО уже невозможно. Кроме того, это поднимет волну энтузиазма в войсках. Когда заходишь в кабину новой техники, видишь совсем другую эргономику, экраны, чувствуешь комфорт - душа ракетчика радуется! В этом комплексе настолько глубокий диалог между вычислительными системами и человеком-оператором, что понимаешь - она думает так же, как и ты, это просто здорово!
Хочется, чтобы мобильность наших войск была подкреплена горючим, иначе "выкатываемся" редко, и система приобретает стационарный характер, а в условиях современного боя она должна быть исключительно мобильной.
С ПВО ВМФ мы друг друга понимаем, и хотелось бы, чтобы такое же плотное взаимопонимание сложилось и с руководством войсковой ПВО.
Ну и самое главное - не потерять тот боевой состав и человеческий потенциал, который сейчас имеем. Самые трудные времена мы, думаю, уже пережили.
- Как вы считаете, сегодня это перспективный род войск?
- Перспективнее я не вижу....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 28, 2024
Авиационный пресс-клуб соберётся на двадцать третью встречу
Ноябрь 28, 2024
Цены на билеты рухнули: авиакомпании объявили фантастические скидки в "Черную пятницу"
Ноябрь 28, 2024
Аэропорт Владикавказа возобновил работу
Ноябрь 28, 2024
Владимир Богатырев: "Мы видим спрос на кадры для беспилотной авиации"