О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ту-144: Был первым, стал последним

В подмосковном Жуковском вот уже второй год городские власти не могут решить вопрос с установкой памятника легендарному сверхзвуковому пассажирскому самолету Ту-144. Отчаявшись сдвинуть дело с мертвой точки, инициаторы проекта обратились за помощью к российским парламентариям.

Собственно, памятником должен стать один из двух, оставшихся у АНТК имени А.Н. Туполева, Ту-144Д под опознавательным знаком 77115. Это был последний самолет, построенный в Воронеже, из прославленного сверхзвукового семейства. В 1985-1986 годах на нем выполняли тренировочные полеты летчики-космонавты ЛИИ имени М.М. Громова по программе космического корабля "Буран".

Старшему поколению не надо объяснять, а вот молодым стоит напомнить, что Ту-144 был первым сверхзвуковым пассажирским самолетом, поднявшимся 31 декабря 1968 года в небо. Широко разрекламированный европейский "Конкорд" "встал на крыло" на два месяца позже. За нашим же числится и мировой рекорд скорости для самолетов такого класса - 2443 километра в час. Конечно, сегодня можно иронизировать по поводу того, кому, собственно, нужно было это соревнование, подумаешь, на месяц позже или раньше. Но в те годы, в условиях жесткого соперничества двух систем, речь шла не только о престиже страны, но и о преимуществах ее социально-экономической политики. Работа над этим уникальным самолетом дала толчок развитию отечественной науки, высоким технологиям, производству.

Всего было построено 16 летных экземпляров. По разному сложилась их судьба. Самая трагическая была у третьего Ту-144. Он упал в июне 1973 года во время демонстрационного полета на авиасалоне в Париже. Погибли шесть членов экипажа во главе с командиром Михаилом Козловым.

Еще один самолет сгорел в мае 1975 года, совершив вынужденную посадку у села Ильинский Погост Егорьевского района Московской области. И в этот раз не обошлось без жертв, погибли бортинженеры Олег Николаев и Вячеслав Венедиктов. Остальные Ту-144 участвовали в различных испытательных полетах, а 10-й и 11-й - в регулярных пассажирских рейсах по маршруту Москва - Алма-Ата - Москва.

В 80-х годах Ту-144 был "закрыт". Кое-кто "наверху" посчитал, что он слишком дорогой в обслуживании и малоперспективен. Сами же авиаторы полагают, что он просто намного опередил свое время. В те годы были закрыты и другие многообещающие программы, достаточно вспомнить космический корабль "Буран".

В то время когда у нас в стране к Ту-144 потеряли интерес, его проявили на Западе. Американцы давно вели работу над подобным самолетом, но что-то у них никак не складывалось. И вдруг появилась уникальная возможность поближе познакомиться с чудом советской технической мысли. В 1994 году по контракту с NASA один из Ту-144 был переоборудован в летательную лабораторию для выполнения шести экспериментов по заказу фирм США. С 1995-го по 1999 год было выполнено 27 полетов в рамках программы Ту - NASA, в том числе три с пилотами США. Как говорят специалисты туполевской фирмы, американцы за эти годы взяли максимальное количество информации о нашем самолете и все, что связано с полетами пассажирских лайнеров на сверхзвуковых скоростях.

В декабре 2000 года в Германию был продан один из Ту-144, который в 1979 году совершил показательный рейс по маршруту Москва - Хабаровск. Теперь он стал визитной карточкой музея в Зинсхайме. Ведутся активные переговоры о продаже летной лаборатории. Нет сомнения, что в ближайшее будущее и этот экземпляр уйдет на Запад, так как желающих приобрести самолет более чем достаточно.

На открытой площадке Жуковского аэродрома стоит еще один Ту-144 под опознавательным знаком 77115. Вполне возможно, что и он в конце концов оказался бы в одном из западных музеев или частной коллекции, если бы не забили в набат сами авиаторы. Почему какому-то баденскому Зинсхайму можно, а Жуковскому - центру авиационной науки и техники, с аэродрома которого и поднялся первый Ту-144, нельзя сделать символом города самолет-красавец?

Одним из первых с инициативой поставить самолет на площади возле мэрии Жуковского выступил последний инженер по эксплуатации Ту-144 Алексей Амелюшкин. Его сразу поддержали Герои России, заслуженные летчики-испытатели Анатолий Квочур, Владимир Матвеев, Магомет Толбоев. Вскоре этой идеей буквально заразилась научная и авиационная общественность Жуковского. Совет директоров АНТК имени А.Н. Туполева откликнулся на нее и принял в мае прошлого года соответствующее решение. Но вот уже после этого скоро год пройдет, а самолет все стоит на аэродромном поле. Нет, сами инициаторы продолжают жить этой идеей, подготовили на общественных началах в масштабе макет памятника, предусмотрев на нем даже музей самолета, но вот только городские власти что-то охладели к проекту.

Первый заместитель главы города Александр Потапов и сегодня за установку самолета. Но появились какие-то сомнения насчет того, а обязательно ли его ставить напротив мэрии? Хотя строительный совет при главном архитекторе города дал положительное заключение, и лучше этого места просто нет. Мимо мэрии проходит дорога на знаменитый авиасалон МАКС. Через год после своей просьбы к туполевской фирме у руководства города вдруг возникли вопросы по финансированию проекта, дальнейшему содержанию памятника.

Между тем, как сказал генеральный директор АНТК имени А.Н. Туполева Виктор Левченко, нужно срочно принимать какое-то решение - самолет должен быть в чьих-то хозяйских руках. Непосредственно туполевской фирмой он использоваться не будет. Между тем Ту-144 стоит на балансе, а значит, ложится дополнительным бременем и на без того скудный бюджет авиаторов. Естественно, они его с большим удовольствием кому-нибудь продали бы, но пошли навстречу общественности Жуковского и передают его безвозмездно. Но дело с мертвой точки так и не сдвинулось.

В этой ситуации инициаторы проекта обратились за помощью к российским парламентариям. На просьбу авиаторов откликнулся заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Попов. Он выехал в Жуковский, посмотрел, в каком состоянии находится самолет, познакомился с предполагаемым местом его установки. А после этого состоялся предметный разговор в кабинете первого заместителя главы города.

На вопрос, почему он взялся помогать жуковским авиаторам, Вячеслав Алексеевич ответил, что еще до его командования Северным флотом, вот так же из музея "ушли" на Запад два самолета времен Великой Отечественной войны, которые нашли в болотах Заполярья. "Я просто не могу представить, что такая же судьба ждет уникальный Ту-144", - заключил он.

Мнение Вячеслава Попова однозначно: "Если бы я был мэром Жуковского, то нашел бы и деньги, и возможность установить самолет на центральной площади города. Потому что для Жуковского - это все равно, что собор Христа Спасителя для Москвы, как Эйфелева башня для Парижа. Я не собираюсь никого контролировать, но уж коль взялся, то буду всячески помогать благородному делу", - заверил Вячеслав Попов.

Со своей стороны и наша газета будет постоянно отслеживать судьбу уникального самолета. Потому что мы не хотим, чтобы частица нашей истории канула в безвестность....
Авторские права на данный материал принадлежат «Парламентская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка