Вестник авиации и космонавтики
28 августа 2002, 16:40
"Наша цель - обеспечение надежности и безопасности управления воздушным движением"
- Борис Иванович, почти шесть лет назад, в декабре 1996 года создано Федеральное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" - Госкорпорация по ОВД. Каковы основные итоги ее деятельности за это время?
- Госкорпорация была создана в целях повышения безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации. Тогда сама жизнь потребовала принятия срочных мер по наведению, образно говоря, порядка в небе. Надо было собирать воедино многочисленные разрозненные предприятия, задействованные в сфере использования воздушного пространства, управления воздушным движением, радиотехнического и связного обеспечения полетов гражданских воздушных судов. Выяснилось, что небо, то есть воздушное пространство страны, разделить нельзя. V него должен быть один хозяин. Только в этом случае можно обеспечить безопасность полетов и своей родной авиации, и зарубежной.
- И какое наследство вам досталось?
- Довольно большое - 34 региональных государственных специализированных предприятия. Основным видом их деятельности было предоставление пользователям воздушного пространства, в основном авиакомпаниям, услуг по аэронавигационному обслуживанию на договорных началах. Процесс передачи имущества ИВП, УВД и ЭРТОС некоторыми аэропортами растягивался на долгие годы. Все потому, что некоторые довольно влиятельные авиапредприятия никак не желали расстаться с имуществом, предназначенным к передаче в ведение Госкорпорации. Используя свое выгодное положение на оживленных перекрестках воздушных трасс, они видели в аэронавигационных сборах лишь дополнительный источник прибыли. При этом руководители этих предприятий, как правило, забывали вкладывать средства в техническое перевооружение систем ОВД. Не говоря уже о том, что при таком подходе большинство остальных предприятий по ИВП, УВД и ЭРТОС, особенно из числа расположенных в российской глубинке, были обречены на медленное вымирание. В этом случае огромные пространства страны остались бы просто недоступны для полетов гражданских воздушных судов, поскольку, по всем авиационным законам, на всем протяжении воздушных трасс должно быть надежное радиотехническое сопровождение.
- А в чем выгода для нашей страны от пролета иностранных воздушных судов?
- Выгода есть и немалая. Уникальное геополитическое положение России в Евразии дает исключительную возможность использовать свою территорию для объединения телекоммуникационных систем стран Западной Европы и Центральной и Юго - Восточной Азии. Решение этой проблемы одновременно с формированием международных транспортных коридоров позволит получить ряд дополнительных экономических и политических преимуществ. Если же оперировать всем понятными цифрами, то, например, по оценкам специалистов нашего дочернего предприятия в Магадане "Аэронавигация Северо-Востока", пролет через зону их ответственности одного иностранного воздушного судна дает доход в одну тысячу долларов.
- Какие цифры характеризуют масштаб деятельности ФУП "Госкорпорация по ОВД"?
- Система организации воздушного движения в Российской Федерации - составная часть мировой аэронавигационной системы. По своим масштабам и объемам обслуживания воздушных судов она занимает лидирующее место в мире. В настоящее время структура воздушного пространства Российской Федерации включает в себя 7 зональных и 4 вспомогательных зональных, 71 районный и 46 вспомогательных районных центров. Они осуществляют ежедневное обслуживание воздушного движения на 542 международных и внутренних воздушных трассах общей протяженностью 393702 километра.
Семь тысяч диспетчеров воздушного движения и руководителей полетов органов ОВД обслуживают ежегодно до 600 тысяч полетов воздушных судов. Пользователями воздушного пространства являются почти 30 министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, десятки зарубежных авиакомпаний и организаций.
При формировании единой хозяйственной системы ОВД в целях повышения эффективности вновь созданной структуры проводится укрупнение государственных унитарных дочерних предприятий Госкорпорации и их сокращение. В соответствии с постановлением Правительства РФ, ФУП "Госкорпорация по ОВД" должна стать основой управленческой структуры Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД РФ), а функции по организации воздушного движения должны осуществляться дочерними предприятиями.
- Какие проблемы, кроме названных вами организационно-хозяйственных, являются сегодня приоритетными для Госкорпорации по ОВД?
- В первую очередь, вопросы технического перевооружения. Сегодня в дочерних предприятиях Госкорпорации в эксплуатации находится 17 тысяч средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи. При этом 60% средств радиолокации и радионавигации, а также 80% средств электросвязи работают на продленном ресурсе и требуют замены или проведения ремонтно-восстановительных работ. И это несмотря на то, что ежегодно растет объем средств, выделяемых на обновление техники.
В соответствии с Федеральной программой "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" осуществляется техническое перевооружение государственных унитарных дочерних предприятий Госкорпорации по ОВД. Ставка делается на отечественного производителя средств связи, навигации и наблюдения, на рациональное использование имеющихся технических средств, принадлежащих различным ведомствам. Сегодня почти 70% районных центров ОВД оснащены средствами автоматизации.
Но в этом направлении нужны кардинальные меры. Тем более, что во всем авиационном мире уже определился главный вектор развития систем ОВД. Опыт передовых стран подсказывает, что будущее в вопросах обеспечения надежной и безопасной организации воздушного движения принадлежит глобальным системам связи, навигации и наблюдения на основе использования космической техники и перспективных систем связи. В авиационном сообществе эта программа получила название CNS/ATM. Именно поэтому Федеральная программа модернизации ЕС ОрВД РФ предусматривает создание перспективных аэронавигационных систем и их объединение в единую Федеральную автоматизированную аэронавигационную систему. Эти мероприятия должны органично вписываться в Глобальный план ИКАО применительно к системам CNS/ATM, чтобы в последующем интегрироваться в мировую аэронавигационную систему. Переход к аэронавигационным системам будущего на основе концепции CNS/ATM станет одним из наиболее крупных проектов, когда-либо осуществленных авиационным сообществом.
Возникает вопрос: каким путем необходимо идти при создании перспективных аэронавигационных систем. На наш взгляд, это должен быть эволюционный путь, интегрирующий все передовые достижения и наработки, способный обеспечить требуемую безопасность полетов в условиях поэтапного укрупнения центров ОВД в сложившейся и совершенствующейся структуре воздушного пространства Российской Федерации.
В основу создания перспективных систем и формирования Федеральной аэронавигационной системы положена поэтапная и плановая реализация и внедрение следующих ее элементов: глобальных систем связи, навигации, наблюдения на основе спутниковой системы ГЛОНАСС; интегрированной многоуровневой системы планирования использования воздушного пространства; интегрированных аэродромно-районных АС УВД; оснащение аэродромов средствами обеспечения посадки воздушных судов на основе новых принципов; перспективных средств ОВД с использованием метода автоматического зависимого наблюдения; интегрированных многоуровневых тренажно-моделирующих комплексов и методов повышения уровня профессиональной подготовки диспетчеров УВД.
Федеральная аэронавигационная система будет строиться по модульному принципу при оптимизированном сопряжении разнотипных, с высокой степенью разброса характеристик отечественных и зарубежных технических средств.
Первым шагом на этом пути станет оборудование Магаданского центра УВД системой спутниковой навигации. Центр входит в Государственное унитарное дочернее предприятие "Аэронавигация Северо-Востока", которое возглавляет Владимир Моисеевич Либов, много сделавший для внедрения и апробации в реальной работе новейших технологий организации воздушного движения. Опыт работы Магаданского центра подтверждает, что общее направление выбрано верно.
Использование спутниковых систем связи и наблюдения за воздушными судами в воздушном пространстве, охватывающем несколько регионов страны, позволит перейти к этапу объединения процессов планирования и управления воздушным движением в укрупненных узловых региональных центрах с соблюдением принципа "одно ГУДП - один центр ОрВД".
В этих укрупненных центрах, как в узлах глобальной сети, могут быть сосредоточены новейшие средства обработки и отображения информации, собираемой от всех необходимых источников наблюдения, средств авиационной связи и ретрансляции, использующих спутниковые ресурсы.
Программа внедрения перспективных аэронавигационных систем в целом Федеральной аэронавигационной системы на территории Российской Федерации обеспечит требуемую эффективность и безопасность организации воздушного движения по воздушным трассам и вне их, в аэродромной и аэроузловой зоне, в процессе взлета, захода на посадку и посадке.
- В средствах массовой информации много говорилось о перспективах использования кроссполярных или трансарктических трасс. Насколько они реальны?
- Это еще одно важное направление деятельности Госкорпорации. Причем если кто-то только говорит, то мы реально делаем все, чтобы этот очень выгодный для России проект заработал. Мы были среди тех, кто инициировал проведение первых опытных перелетов по этим трассам, участвовали в их обеспечении с точки зрения аэронавигации и УВД. Могу сказать, что количество полетов по этим трассам из Азии в США и обратно растет. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но рост налицо. С 1998 года, когда состоялся первый демонстрационный полет по одному из кросполярных маршрутов, воздушным пространством над Северным Ледовитым океаном воспользовались сотни воздушных судов, принадлежащих десяткам иностранных компаний. В то же время в вопросах широкого использования этих трасс мы стоим у истоков большой работы, требующей больших технических решений и немалых вложений.
- Борис Иванович, вы входите в оргкомитет нынешней представительной выставки. Что бы вы могли сказать о ее целях и задачах? Ведь наверняка многие структурные подразделения Госкорпорации являются ее участниками.
- Значение первого Международного салона гражданской авиации в "Домодедово" трудно переоценить. Ведь он призван содействовать развитию международного транспортного сотрудничества, обмену передовым опытом и достижениями в области авиационной и наземной техники, высоких технологий и систем управления. Было бы неправильно не вспомнить сейчас о тех, кто непосредственно обеспечивает успех этого масштабного авиационного действа - и в воздухе, и на земле. В их числе сотрудники одного из крупнейших и передовых наших предприятий - Московского центра автоматизированного управления воздушным движением, который возглавляет опытнейший наш руководитель Владимир Васильевич Егоров. Представьте только - зона ответственности центра -воздушное пространство над территорией общей площадью 720 тысяч квадратных километров, 18 субъектов Российской Федерации, более ста аэродромов различной ведомственной принадлежности, в том числе такие крупнейшие воздушные гавани, как "Домодедово", Шереметьево, Внуково, Быково. Ежегодно Московский центр обслуживает более 350 тысяч полетов воздушных судов. Многое от них будет зависеть и на сегодняшнем авиационном празднике.
В заключении хочу сказать о самом главном: от чего зависят как результаты, так и сама деятельность предприятий ФУП "Госкорпорация по ОВД" - это, конечно же, трудовой коллектив или как принято сейчас называть - персонал.
Специалисты по организации воздушного движения относятся к категории лиц, подверженных воздействию экстремальных факторов в процессе трудовой деятельности. Данная группа профессий характеризуется интенсивными психологическими нагрузками. Для высокой надежности выполнения служебных обязанностей представителям этой категории необходим высокий уровень профессионального здоровья, - его физической, психической и социальной составляющих, обеспечивающих и профессиональное долголетие.
Проводимая в течение последних лет работа в области кадровой и социальной политики способствовала улучшению социального климата в трудовых коллективах. У нас внедрена Единая тарифная сетка по оплате труда, предусматривающая централизованное корпоративное регулирование условий оплаты труда работников, в зависимости от экономических возможностей предприятий и показателей сложности и трудоемкости выполняемых работ. Средняя зарплата работников предприятий ФУП "Госкорпорация по ОВД" только за первое полугодие 2002 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 30%.
В рамках Концепции социального развития ФУП "Госкорпорация по ОВД" на уровне предприятий и филиалов, а также на общероссийском и международном уровнях периодически проводятся соревнования по различным видам спорта. Данные мероприятия, прежде всего, направлены на пропаганду здорового образа жизни, активного отдыха и приобщение работников к занятиям физической культурой и спорта.
В целях создания представительного органа работодателей предприятий ФУП "Госкорпорация по ОВД" 14 мая 2002 года было проведено общее собрание некоммерческой организации "Ассоциация аэронавигационного обслуживания". На нем приняты решения об избрании новых руководящих и контрольно-ревизионных органов, а также о представительстве некоммерческой организации "Ассоциация аэронавигационного обслуживания", интересов предприятий ФУП "Госкорпорация по ОВД" при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров и регулировании социально-трудовых отношений.
Сложились деловые, конструктивные отношения с представителями работников в лице Профобъединения работников единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, а также местных профсоюзных организаций авиадиспетчеров и авиаработников радиолокации, радионавигации и связи.
Укомплектованность наших предприятий персоналом, при штатной численности 25000 человек, поддерживается на высоком уровне -90%, а специалистами по УВД - 92% - 94%. Предприятия обладают хорошим составом специалистов.
Службами управления персоналом на предприятиях ФУП "Госкорпорация по ОВД" постоянно проводится работа, направленная на обеспечение социальной стабильности, рациональной расстановки сил и средств, создание условий для переподготовки и повышения квалификации персонала, укрепление дисциплины, организованности и повышение престижности профессии.
При этом мы отдаем себе отчет в том, что имеется целый ряд нерешенных вопросов, касающихся социальных задач, которые признаны на данном этапе развития ФУП "Госкорпорация по ОВД" в качестве неотложных, требующих первоочередного решения. В связи с этим выражаю надежду на консолидацию усилий, как администрации, так и всех работников предприятий для решения этих вопросов, предусматривающих обеспечение социальных гарантий работников, социальное развитие предприятий ФУП "Госкорпорация по ОВД" и системы ОВД РФ в целом.
Пользуясь случаем, в преддверье профессионального праздника, поздравляю всех коллег с днем воздушного флота, желаю всем крепкого здоровья, профессионального долголетия, удачи, радости жизни, семейного счастья и благополучия!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Вестник авиации и космонавтики». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
В РФ может появиться тариф на билеты на самолеты и поезда для многодетных семей
Ноябрь 25, 2024
Еще один самолет ростовской компании совершил аварийную посадку в Красноярске
Ноябрь 25, 2024
Реконструкция аэропорта Павлодара повлечет приостановку рейсов