О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Прилетит вдруг спасатель...

Ждать и догонять - что может быть утомительнее? А именно этим приходится почти каждый день заниматься воздушным спасателям. Ждать сигналов о помощи, ждать разрешения на вылет, а затем, проклиная быстро убегающие секунды, в небе над Москвой догонять время. Когда в кабине вертолета в зыбком состоянии между жизнью и смертью находится раненый, счет идет буквально на минуты. Дежурный врач вертолетной группы Дмитрий Катенич может припомнить десятки случаев, когда он, не отрываясь от реанимационных манипуляций, орал пилотам сквозь рев винтов: "Ребята! Жмите! Теперь все зависит от вас..."

Им сверху видно все

Воздушная "скорая помощь", бесспорно, эффективнее наземных экипажей "03". Вертолетчики МЧС рассказывают, что практически каждый день они наблюдают с высоты следующую картину: карета медицинской помощи мчится по противоположной от ДТП стороне дороги и не может развернуться или стоит в дорожной пробке в какой-нибудь сотне метров от аварии. А спасательный вертолет БО-105 (его в отряде ласково называют "бошка") способен прибыть к месту происшествия уже через 15 минут после вызова. Две минуты уходит на получение разрешения на взлет, еще минута на погрузку в вертолет и запуск двигателей, оставшихся по нормативу двенадцати минут хватит, чтобы долететь до любой точки Москвы от базы, которая находится в Выхине.

За день дежурный экипаж - в него входят два пилота и один врач - обычно совершает в среднем от четырех до пяти полетов. Впрочем, день на день не приходится. Вертолетчики вспоминают, как однажды они улетели на вызов, а вернулись на базу только к концу дня. В тот день сигналы о происшествиях поступали один за одним. Вертолет приземлялся, забирал пострадавшего, доставлял его в больницу и снова взмывал в небо за другим раненым.

Дежурной вертолетной бригаде постоянно приходится иметь дело с тяжелыми пострадавшими, и порой, чтобы сохранить их жизнь, командир принимает решение посадить вертолет у дверей приемного отделения. В одном из последних таких случаев была спасена жизнь пятилетней девочки, получившей черепно-мозговую травму в дорожной аварии.

Буквально каждый день пилоты и дежурный врач видят кровь, смерть, но даже среди таких драматических сюжетов встречаются моменты, которые вызывают невольную улыбку. "Однажды, - вспоминает командир экипажа Валерий Тарасенко, - мы прилетели на аварию, в которой пострадали двое мотоциклистов. У парня было сильное сотрясение мозга, а его юная попутчица сломала переносицу. Когда девушка, явно любительница острых ощущений, узнала, что ей предстоит полет на вертолете, она радостно воскликнула: "Ради такого не жалко и сломанного носа!"

В другой раз спасателям пришлось снимать с высотной конструкции незадачливого сварщика, который забрался наверх и после окончания работы испугался спускаться вниз. Что делать? На человека словно ступор какой-то нашел. Пришлось поднимать его на борт вертолета с помощью закрепленной на тросе сетки.

- Как-то раз, - рассказывает командир вертолетной эскадрильи Владимир Трифонов, - пришлось сажать вертолет на полотно Московской кольцевой автодороги. Обстоятельства требовали поступить именно так. Разбившиеся машины перегородили почти всю проезжую часть, а наш вертолет занял последнюю остававшуюся свободной для объезда полосу. Мы услышали в свой адрес злую реплику одного из водителей, который грозился протаранить вертолет, если мы немедленно не освободим трассу. К сожалению, бывает и такое.

На вопрос "Итогов", как пилоты ориентируются в городе с высоты птичьего полета, Владимир Трифонов улыбнулся и кивнул на атлас Москвы.

- Чтобы дежурить по городу, пилоты-спасатели должны отлетать как минимум год по Москве в качестве стажеров, - рассказывает он. - В навигационную систему вертолета заложены только основные вертолетные площадки города. На сегодняшний день в городе их шесть, и все они находятся возле крупных лечебных учреждений: это городские больницы N 7, 15, 20, 71 и Институт Склифосовского.

Получив сигнал о ЧП, вертолет поднимается в небо и отправляется в указанный район. Сверху видны главные транспортные магистрали города, спальные районы, крупные объекты. По уже знакомым ориентирам пилоты определяют нужный адрес и снижаются над ним, руководствуясь исключительно по карте города и собственному знанию местности. Определив точное место, вертолет делает "заходный" круг для того, чтобы экипаж мог найти наиболее удобную для посадки площадку. Оказывается, движение в мегаполисе затруднено не только для автомобилей, но и для вертолетов. Главными помехами для перемещения воздушных спасателей являются многочисленные перетяжки проводов и высотные здания без специальных сигналов - так называемой воздушной маркировки. Пилоты сетуют на то, что перетяжки часто возникают без согласования в тех местах, где их раньше никогда не было, и при посадке вертолета это создает большие трудности. А в ночное время полеты по городу вообще крайне опасны, и потому рабочий день вертолетного экипажа заканчивается с наступлением темноты. Дело в том, что полет во время спасательной операции проходит на высоте ста пятидесяти метров, а, например, высота одного из жилых домов на Соколе достигает 142 метров. "В Москве в последнее время появляется очень много таких объектов, и никто не гарантирует, что на крыше здания установлена световая маркировка", - говорит Владимир Трифонов. Зато крыши многих высотных новостроек в столице сегодня оборудуются вертолетными площадками специально для того, чтобы помощь пострадавшим могла прийти и с воздуха, например в случае пожара. Пока, правда, по словам вертолетчиков, им ни разу не приходилось садиться на крыши московских зданий.

Маршруты полетов над Москвой ограничены даже для спасателей. Они не могут внедряться в воздушное пространство внутри Садового кольца (например, на прошлой неделе им не было дано разрешение вылететь к месту взрыва у гостиницы "Националь"), не могут пролетать над Курчатовским институтом, Центральной клинической больницей. Запретная для полетов территория и район Донского монастыря.

Чтобы не нарушать правила воздушного движения в небе над Москвой и разбираться в топографии города с высоты птичьего полета, необходим немалый опыт. У большинства летного состава, а в отряд входят 29 пилотов, за плечами опыт ведения боевых действий в огненном небе Афганистана, в горячих точках африканского зарубежья и, наконец, в Чечне.

"Колеса в воздух"

Эскадрилья воздушных спасателей располагается на аэродроме в подмосковном Жуковском. В ее состав входят три вертолета Бо-105, один Бк-117, один Ми-8 и один Ми-26. Каждое утро в 11.00 дежурный вертолет вылетает на площадку, расположенную в районе 15-й горбольницы. Однако вылет может не состояться в случае, если не позволяют метеоусловия: облачность ниже 350 метров, ветер более 15 метров в секунду и видимость менее 5 километров.

Помимо городского дежурства экипаж вертолетного отряда находится в состоянии готовности, получившей рабочее название "час двадцать". Если в одном из российских регионов произойдет чрезвычайная ситуация федерального масштаба и будет принято решение о необходимости присутствия вертолетного подразделения, то ровно за один час двадцать минут пилоты-спасатели обязаны добраться до аэродрома в Жуковском. Там в чрево самолета Ил-76 погрузят два вертолета и прозвучит команда "колеса в воздух".

Сегодня вертолетчики работают практически на всех масштабных катастрофах. Основное поле их деятельности - поисково-спасательные работы, транспортировка спасателей на место ЧС и доставка тяжелораненых в больницы. Для большинства удаленных от населенных пунктов районов, где нет дорог, от присутствия вертолетного подразделения зависят жизни сотен людей. Однако вылет вертолета на место катастрофы не всегда является гарантией эффективности проведения операции.

- Часто случается так, что при подлете к месту катастрофы метеоусловия резко изменяются или рельеф местности не подходит для посадки машины, тогда мне приходится принимать решение о возвращении в аэропорт, - рассказывает Владимир Трифонов, - поэтому успех спасательной операции зависит от взаимодействия наземных и воздушных отрядов.

Вертолетчики МЧС совершали облет места схода ледника в Кармадоне, доставляли отряды спасателей и вывозили пострадавших во время наводнений в Ленске, Якутске, Краснодарском крае. Они вели поиск упавшего вертолета на Камчатке. Обычно поисковые работы ведутся визуально с борта вертолета. Выбирается район, который нужно обследовать, и с воздуха ищут обломки техники или пострадавших. Однако, по словам спасателей, очень трудно найти, например, человека с воздуха в тайге или в горах, если нет необходимого оборудования. Поэтому на борту вертолета Бк-117 установлен специальный прибор - тепловизор, работающий в инфракрасном диапазоне, который способен заметить на земле объект поиска. Когда объект замечен, начинается непосредственно спасательная операция. Бывают ситуации, когда вертолет не имеет возможности совершить посадку, а состояние человека оценивается как тяжелое, и он не способен самостоятельно двигаться. Тогда с помощью лебедочного троса на землю спускается спасатель и транспортирует пострадавшего на борт вертолета с помощью специальных носилок. Если все-таки у пилотов есть возможность посадить машину, то в первую очередь врач приступает к оказанию медицинской помощи на месте. Пока доктор работает, один из членов экипажа выпрыгивает наружу и становится на охрану пространства вокруг вертолета, чтобы кто-нибудь из окружающих не попал под лопасти еще не остановившегося винта. Чем медленнее винт вращается, тем ниже опускаются его лопасти, и их движение становится опасным для окружающих.

Для транспортировки одного или двух пострадавших в эскадрилье применяют вертолеты Бо-105, Бк-117 и Ка-32. Размеры кабины этих машин не позволяют перевозить большое количество людей, но медицинское оборудование вполне пригодно для оказания экстренной помощи. На борту этих вертолетов есть аппарат искусственного дыхания, оборудование для измерения электроэнцефалограммы сердца, прибор для удаления жидкости из поврежденных органов, капельницы.

Для переброски отрядов спасателей с крупногабаритными грузами и для транспортировки большого количества пострадавших, как правило, в небо поднимают Ми-8 или Ми-26. В Ми-8 можно перевозить до 32 пассажиров, а в Ми-26 спокойно влезет 20 тонн груза. Вертолеты-тяжеловозы часто используются для тушения пожаров. Например, Ми-8 оснащен пожарным колоколом, вмещающим 3 тонны воды.

- В Москве наши вертолеты не участвовали в тушении пожаров, только иногда мы вылетали на крупные пожары с большим количеством пострадавших, где основная наша задача была доставить их в больницу, - говорит Владимир Трифонов.

Каждый день пилоты вертолетной эскадрильи взмывают в небо над Москвой, и каждый вылет можно назвать по-настоящему боевым. Летчики вертолетного отряда МЧС не склонны к разного рода суевериям, но когда они обсуждают последний вылет, никто из них никогда не скажет "последний полет", пилоты всегда говорят "крайний"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Итоги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка