АвиаПорт.Ru
6 января 2004, 15:50
Здесь учили летать на Ту-104
После начала регулярных полетов первого советского реактивного лайнера Ту-104 в 1956 году на авиазаводах в Харькове, Омске, а позже в Казани развернулось массовое строительство самолетов этого типа. С каждым годом для его приема открывались новые аэропорты. Если к лету 1957 года Ту-104 базировался только в Москве ("Внуково"), Иркутске и Новосибирске, то уже к концу 1960-го в СССР и Чехословакии лайнер эксплуатировали 10 авиапредприятий. К этому моменту выпуск Ту-104 на всех трех заводах был уже практически завершен - всего было построено 200 с небольшим машин.
Для своего времени это был совершенно новый лайнер, ведь до этого в "Аэрофлоте" летали на магистральных линиях в основном поршневые Ил-14 со скоростью, на высотах и вместимостью в три раза меньших, чем у Ту-104. Вот как писали о новом лайнере газеты того времени: "Внешний вид самолета необычен. Он имеет длинный фюзеляж сигарообразной формы и блестит на солнце своей белизной. Его тонкие, как у чайки, крылья откинуты назад…".
Внуковский учебно-тренировочный центр не справлялся с обучением летчиков со всей страны, и в апреле 1957 года новый ЛУТЦ открылся в "Толмачево". Основные его подразделения размещались на территории действующего и ныне военного аэродрома по соседству с только что сданной искусственной взлетно-посадочной полосой длиной 2500 метров. Современных зданий аэропорта и авиакомпании еще не было - велось строительство первого двухэтажного Командно-диспетчерского пункта, который до конца 1963 года выполнял функции аэровокзала и штаба Толмачевского авиаотряда. Вместо Новосибирска, ЛУТЦ вполне мог бы быть открыт в Ульяновске, но взлетно-посадочная полоса Ульяновска на тот момент не могла принимать тяжелые воздушные суда.
Из "Внуково" в "Толмачево" было передано необходимое имущество и оборудование, принадлежащее ранее внуковской Отдельной учебной эскадрилье. Первый самолет ЛУТЦа приземлился в "Толмачево" 26 января 1957 года. Это был учебный вариант стратегического бомбардировщика Ту-16 с гражданской регистрацией СССР-Л5411 - как известно, Ту-104 был создан на базе именно этого самолета. Различия в их конструкции касались в основном пассажирской кабины, а кабина экипажа, все основные элементы управления, двигатели, шасси и т.д. были идентичны. Вскоре к ЛУТЦу были приписаны еще несколько пятидесятиместных самолетов Ту-104.
Наличие "близкого" военного родственника - Ту-16, который в то время уже мог нести на борту ядерное оружие, стало причиной засекречивания в первые годы эксплуатации технической литературы по Ту-104. Поэтому специалисты изучали матчасть самолета в секретной библиотеке ЛУТЦа.
В Центре обучались летчики не только из Новосибирска, а со всей страны - из Хабаровска, Тбилиси, Ленинграда. Одним из слушателей ЛУТЦа был полковник, дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка, прошедший всю войну и летавший в дивизии Покрышкина. Однако именно его инструкторы Центра так и не смогли выпустить готовым к самостоятельным полетам на Ту-104. Видимо, сказался возраст и привычка летать на легких поршневых самолетах. Тем не менее, у большинства летчиков из самых разных городов от учебы в ЛУТЦе остались хорошие воспоминания.
Как вспоминают бывшие пилоты-инструкторы, некоторым из которых во время работы в ЛУТЦе было всего 30 лет, учебный налет был очень большой. Иногда в день один инструкторский экипаж выполнял до 10 взлетов-посадок в день. Причем, учебные экипажи менялись прямо на полосе. После того, как топливо в самолете заканчивалось, инструкторы переходили на новый, заправленный самолет и снова поднимались в воздух с новой группой будущих пилотов Ту-104.
В один из таких полетов на борт попросились авиатехники Толмачевских линейные эксплуатационно-ремонтных мастерских ГВФ, которые обслуживали и регулярные, и учебные рейсы Ту-104, но сами на нем еще не летали. Во время полета аэропорт закрылся и самолет сел на запасной в Ташкенте, где и простоял еще некоторое время. Через сутки с лишним "пропавших" техников встречали в "Толмачево" всей технической сменой.
Инженерно-авиационная служба тоже, по понятным причинам, не имела большого опыта обслуживания самолета. Так, первая смена двигателей на учебном Ту-16 длилась целых три недели. Не хватало инструмента, приспособлений, наземного оборудования, спецтранспорта. Потом это время сократилось до двух-трех дней. Обслуживать двигатели приходилось очень часто - их первый ресурс составлял всего 200 часов налета - то есть примерно через месяц на самолет приходилось ставить новые двигатели, а снятые отправлять в ремонт. Все работы по техническому обслуживанию Ту-104 и летом, и зимой проводились на открытом воздухе - ангар построили в 1964 году, когда ЛУТЦ в Новосибирске уже завершил свою работу.
Первым начальником новосибирского ЛУТЦа стал заместитель начальника ЗСУ ГА П.П.Малышкин (потом его сменил на посту М.А.Банный, который в 1961 году возглавил Ульяновскую Школу высшей летной подготовки, а потом стал начальником Управления Летной службы МГА СССР). Командиром летного отряда ЛУТЦа был назначен К.В.Белецкий, возглавлявший до этого транспортный отряд Новосибирской авиагруппы. В качестве инструктора работал в ЛУТЦе будущий Герой Социалистического труда, известный толмачевский летчик А.П.Помелов. Еще до открытия регулярных рейсов на Ту-104 из Новосибирска в Москву он уже опробовал на новой технике этот маршрут. Подчинялся Центр не Западно-Сибирскому управлению гражданской авиации, а напрямую Москве.
В самом начале 1960-х в Ульяновске была сдана в эксплуатацию новая полоса, приспособленная к приему Ту-104, и ЛУТЦ был переведен в состав Школы высшей летной подготовки ГВФ. Большинство инструкторских экипажей пополнили ряды Толмачевского авиаотряда и стали выполнять регулярные пассажирские рейсы.
Нынешний Центр подготовки авиационного персонала, расположенный в "Толмачево" (бывший УТО - Учебно-тренировочный отряд) не имеет отношения к ЛУТЦ, так как создан на базе новосибирского УТО, который существовал еще до войны в аэропорту "Северный". В современное здание в "Толмачево" он переехал в середине 1970-х годов.
Интересно, что в 1973 году в "Толмачево" снова было организовано переучивание летчиков на Ту-104. Занимался этим уже новосибирский УТО. Созданием учебно-методической эскадрильи в УТО занимался Заслуженный пилот СССР В.И.Дыдыкин, летавший на Ту-104 в "Толмачево" с 1958 года.
Толмачевскому авиаотряду было необходимо пополнить свои летные ряды - на смену Ту-104 приходил лайнер Ту-154, и наиболее опытные экипажи уже осваивали этот тип воздушного судна. Но количество Ту-104 в "Толмачево" составляло в то время около 20 самолетов и УТО, как ранее и ЛУТЦ, несколько лет готовил летные кадры для реактивной техники, хотя и в значительно меньших объемах....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 27, 2024
Международному аэропорту "Брянск" может быть присвоено имя легендарного летчика Павла Камозина
Ноябрь 27, 2024
Петербуржцам показали, как будет выглядеть аэропорт Левашово
Ноябрь 27, 2024
В Октябрьском собираются возобновить работу аэропорта?