О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Иркут" и "МиГ" сольют в течение полутора лет

В Иркутске президент корпорации "Иркут" А. Федоров заявил, что объединение НПК "Иркут" и РСК "МиГ" произойдет в течение полутора лет

Вчера в Иркутске президент ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" Алексей Федоров заявил, что объединение НПК "Иркут" и Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ" произойдет в течение полутора лет. А через 2-3 года может последовать консолидация всей авиационной промышленности России.

НПК "Иркут" создана в сентябре 2002 года, в ее состав входят Иркутский авиационный завод, ОАО "ТАНТК им. Бериева", ЗАО "Техсервисавиа", ЗАО "БеТа-Ир" (Таганрог), ЗАО "ОКБ "Русская авионика" (Жуковский), ЗАО "Итела" (Рыбинск) и ЗАО "ИркутавиаСТЕП". В 2003 году корпорация приобрела более 75% акций ОКБ им. Яковлева. 70,6% акций корпорации напрямую принадлежат менеджменту, в том числе 26,7% — Алексею Федорову. Принадлежащие государству 13,8% акций переданы в управление ОАО "АХК "Сухой". По итогам 2003 года капитализация компании составила $545 млн, объем продаж — $522 млн, валовая прибыль достигла $207 млн.

ФГУП РСК "МиГ" создана распоряжением правительства РФ от 8 декабря 1999 года. В корпорацию входят ОКБ им. Микояна, Летно-испытательный центр им. Федотова, ОАО "ММП им. Чернышева", ГУП "Завод им. Климова", ОАО "Красный Октябрь", ТМКБ "Союз", Рязанский приборный завод, ОАО "Объединение "Прибор", ОКБ "Электроавтоматика", НТП "Авиатест", ОАО "Камов". Объем заказов на производство и техническое обслуживание производственной техники в 2003 году составил около $350 млн. Портфель контрактных обязательств РСК достигает $1,4 млрд.


Впервые о планах правительства объединить Российскую самолетостроительную корпорацию (РСК) "МиГ" и самолетостроительную корпорацию "Иркут" 1 октября объявил руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, когда представлял на "МиГе" в качестве нового руководителя президента НПК "Иркут" Алексея Федорова. Премьер РФ Михаил Фрадков уволил генерального директора, генерального конструктора РСК "МиГ" Валерия Торянина и назначил на его место президента корпорации "Иркут" Алексея Федорова 25 сентября.

Вчера на пресс-конференции в Иркутске Алексей Федоров сообщил, что процесс слияния НПК "Иркут" и РСК "МиГ" в одну компанию должен пройти в максимально сжатые сроки и может занять от года до полутора лет. "Это будет очень сложный процесс, потому что предстоит объединить компании с противоположной формой собственности. РСК "МиГ" — федеральное государственное предприятие, а НПК "Иркут" — публичная компания. Для "Иркута" важно ясное понимание того, что это объединение будет выгодным, чтобы наши акционеры это поняли, — заявил господин Федоров. — Решение правительства об акционировании "МиГа" уже принято, но наиболее сложной будет работа по оценке активов компании, для которой будут привлекаться авторитетные компании, потому что сейчас нельзя наверняка сказать, сколько она стоит". "После завершения оценки стоимости РСК "МиГ" можно будет говорить о том, как распределятся доли в новой компании с рабочим названием "МиГ-Иркут", но государство будет основным акционером", — пояснил господин Федоров. В рамках взаимодействия "Иркута" и "МиГа" на Иркутском авиазаводе планируется начать производство истребителей моделей "МиГа". "Эти истребители наиболее известны в мире, всего за пределами России их эксплуатируется более пяти тысяч", — отметил господин Федоров.

Президент "Иркута" также сообщил, что выполнит все предусмотренные законодательством требования для управления государственным предприятием, в том числе будет решен вопрос о передаче в управление принадлежащего ему пакета акций "Иркута". По словам господина Федорова, сейчас в правительственных органах также согласуются вопросы совмещения им нескольких должностей, так как он остается президентом "Иркута" и председателем совета директоров ОАО "ТАНТК им. Бериева". Господин Федоров также отметил, что поданная Европейским авиационно-космическим концерном EADS в правительство РФ заявка на приобретение 10% акций "Иркута" сейчас рассматривается с учетом объединения "Иркута" и "МиГа".

Господин Федоров также заявил, что объединение "МиГа" и "Иркута" положит начало строительству единого авиастроительного холдинга в России, который смог бы эффективно работать, быть конкурентоспособным, а также обеспечивать внутренние потребности страны. Напомним, в июле 2003 года ОАО "НПК "Иркут", ОАО "Авиационный комплекс "Ильюшин" и ОАО "ОКБ им. Яковлева" обратились в правительство России с предложением по созданию единой компании. Тогда господин Федоров заявлял о том, что в России необходимо создать аналог Европейского авиационно-космического концерна EADS, для того чтобы объединить маркетинговую политику компаний, обеспечить привлечение инвестиций и устранить конкуренцию между российскими предприятиями. Единую авиастроительную компанию предполагалось создать в форме открытого акционерного общества со смешанной структурой уставного капитала (частного и государственного).

Господин Федоров сообщил, что сейчас эти предложения детально рассматриваются в правительстве и профильных ведомствах. По мнению президента "Иркута", основные авиационные предприятия России должны создать консорциум, который будет площадкой для анализа авиационных проектов и выработки стратегии. "Этот процесс займет 2-3 года, так как требуется провести масштабные маркетинговые исследования, оценить потребности рынка через 10-15 лет, чтобы принять правильное решение и реализовывать верные проекты. Сейчас же в России из-за разобщенности авиационных предприятий разрабатывается слишком много проектов", — пояснил господин Федоров. "Опыт показывает, что наиболее эффективно работают предприятия смешанной формы собственности, когда есть воля государства к развитию промышленности и возможность эффективного управления", — подчеркнул господин Федоров.

"Консолидация авиационной промышленности необходима в связи с тем, что он у нас рассчитан на большее количество продукции, чем может потребить рынок. В 70-80-е годы наша промышленность производила столько же самолетов, сколько весь остальной мир. Сейчас потребности рынка изменились. Придется ряд мощностей выводить, перепрофилировать", — отметил господин Федоров.

Аналитик компании "Тройка-Диалог" Гайрат Салимов считает, что консолидация авиапрома является необходимым шагом и должна быть проведена максимально быстро, чтобы успеть спасти как можно больше предприятий, если процесс затянется, объединять будет некого. "Желательно, чтобы ядром объединенной российской авиационной компании стала компания "МиГ-Иркут", и эта компания должна быть с частным капиталом, потому что государственное управление доказало свою неэффективность", — отмечает аналитик. Господин Салимов также подчеркнул, что других менеджеров для управления процессом объединения, кроме Алексея Федорова, нет. "О стоимости "МиГа" сейчас говорить трудно, в принципе, в отрасли дорогих активов помимо "Иркута" и "Сухого" нет", — отметил господин Салимов.

Аналитик банка "Зенит" Сергей Суверов отметил, что идея консолидации авиапрома витала в воздухе, потому что крупные компании более эффективны, при этом объединение авиационных предприятий позволило бы оптимизировать модельный ряд и централизовать научно-исследовательские и конструкторские работы. По словам аналитика, для создания глобальной компании эффективны были бы и государственные инвестиции, особенно в НИОКР. "Консолидация эффективна для компаний, конкурирующих на международных рынках, чтобы исключить их конкуренцию между собой, поэтому этот процесс неизбежен", — отметил господин Суверов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Иркутск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка