Коммерсантъ
14 февраля 2005, 09:41
Индия выбирает российские самолеты
В индийском городе Бангалор завершилась авиационная выставка Aero India"2005. Прошедшие переговоры подтвердили, что Россия имеет хорошие перспективы в этой стране
Главной темой, обсуждавшейся на международной выставке Аеrо India"2005, был предстоящий тендер на оснащение военно-воздушных сил Индии 126 новыми многофункциональными истребителями среднего класса. Эта закупка оценивается примерно в $4, 5 млрд. Предполагается, что небольшую часть из этих самолетов поставит фирма - победитель тендера, остальные будут собраны по лицензии на индийских предприятиях. В прошлом декабре индийское министерство обороны разослало приглашения участвовать в тендере российской компании МиГ с истребителями МиГ-29М, французской Dassault с Mirage-2000-V, шведской Saab с GAF-39 Grippen и американской Lockheed Martin с F-16 Block 60. Сам тендер будет объявлен в марте. Однако высказывания ряда высших индийских военных чинов, по сути, уже свели число участников тендера до двух. Сначала при открытии выставки министр обороны Пранаб Мукерджи заявил, что "прежние американские санкции вынуждают Индию с опасением рассматривать закупки военной и авиационной техники в США". Надо заметить, что Вашингтон лишь недавно отменил санкции в отношении поставок Дели оружия, введенные после индийских ядерных испытаний в 1998 году. Кроме того, министр добавил, что Индия заинтересована в передаче ей технологий, против чего всегда выступают США. Тем самым господин Мукерджи дал понять, что закупать американский F-16 Дели не намерен.
Кроме того, высокопоставленный представитель индийских ВВС заявил корреспонденту , , Ъ", что и шведские Grippen не удовлетворяют требованиям тендера, к тому же на них стоят американские двигатели. ВВС серьезно рассматривает лишь Mirage-2000 и МиГ-29М2. "Российский истребитель имеет больше преимуществ, чем французский, - сказал источник. - Его выпуск легко освоит корпорация HAL на своем заводе в городе Насик. Однако пока этот завод загружен сборкой других российских истребителей - Су-30МКИ. Кроме того, Индия всегда поддерживает принцип диверсификации в военных закупках. Если мы покупаем тяжелые истребители Су-30 в России, то средние, наверное, будем брать в другой стране. Однако для МиГа не все еще потеряно. В тендере все будет зависеть от цены и глубины передачи технологий".
По словам высокопоставленного чиновника из российской делегации, даже в случае поражения в тендере фирма МиГ может получить в ближайшее время ряд крупных контрактов от Индии. Это дозаказ еще 30 корабельных истребителей МиГ-29К на сумму около $1,5 млрд для передаваемого индийским ВМС авианосца "Адмирал Горшков". Это количество самолетов было предусмотрено опционом в контракте от января 2004 года, когда Индия купила первые 16 МиГ-29К. В 2008 году Индия также намерена заключить контракт на поставку 40-50 корабельных истребителей на сумму около $2 млрд уже для своего авианосца ADF, строительство которого начинается этой весной. Не исключено, что это тоже будет МиГ-29К. Кроме того, в ближайшие несколько месяцев ВВС Индии, корпорация МиГ и "Рособоронэкспорт" подпишут соглашение о модернизации 50 ранее поставленных в Индию истребителей МиГ-29. По словам главы МиГа Алексея Федорова, стоимость контракта составит несколько сотен миллионов долларов.
В ходе выставки прошли также российско-индийские переговоры о совместном создании и финансировании перспективного истребителя пятого поколения. Здесь новости для России были не слишком обнадеживающими. Директор программы Агентства аэрокосмических разработок Индии Махарат Верма сообщил "Ъ": "Мы сейчас ожидаем одобрения в Минобороны финансирования разработки истребителей пятого поколения МСА в объеме $1, 2 млрд. Минобороны определило его массу в 20 тонн. Мы вели переговоры с Россией о совместных работах, но русские пока предлагают свой проект истребителей пятого поколения компании "Сухой" массой 35-40 тонн. Нас это не устраивает".
Однако были на выставке в Бангалоре для компании "Сухой" и хорошие новости. Глава корпорации HAL Ашок Беведжа объявил о намерении инвестировать в программу по созданию российской компанией регионального самолета RRJ $100 млн, что составляет 10% стоимости проекта.
Кроме того, господин Беведжа объявил о победе рыбинского НПО "Сатурн" в тендере на поставку двигателя для индийских учебно-тренировочных самолетов - однодвигательного HGT-36 и двухдвигательного HGT-39. Пока "Сатурн" дорабатывает проект своего двигателя АЛ-55И под индийские требования. По оценкам экспертов, HAL потребуется более одной тысячи двигателей АЛ-55И. Россия за разработку, выпуск партии двигателей и передачу технологий получит не менее $1 млрд....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали