Российская газета
25 августа 2006, 14:17
О чем не расскажут "черные ящики"
В гражданской авиации случаев гибели самолетов по причине турбулентности не очень много, но они ведь не засекречены, и удивительно, что люди, имеющие прямое отношение к авиации, о них не знают
Впрочем, и без показаний этих самых ящиков, которые на самом деле оранжевые, а не черные, суть катастрофы понятна. Как сказал один из экспертов Межгосударственного авиационного комитета, скорее всего самописцы подтвердят то, что все системы самолета до вхождения в грозовое облако работали исправно и не было на борту никакого пожара. Просто лайнер попал в настоящую воздушную мясорубку, уцелеть в которой было невозможно.
В гражданской авиации случаев гибели самолетов по причине турбулентности не очень много, но они ведь не засекречены, и удивительно, что люди, имеющие прямое отношение к авиации, о них не знают.
"Российская газета" рассказала о трагедии, случившейся 17 октября 1958 года ("Две минуты игры со смертью", 10.06.98). В тот роковой день Ту-104 попал в страшную турбулентность. Ни опыт пилота, ни безотказно работавшая техника не помогли. Если сравнивать графику полета Ту-104 17 октября 1958 года и графику полета Ту-154 22 августа 2006 года, то они совпадают почти в деталях. На это, кстати сказать, обратил внимание один из экспертов МАК, просивший не называть своей фамилии, так как официальное расследование катастрофы под Донецком только начинается.
Ту-104 сорок восемь лет назад за считаные секунды подбросило на два с половиной километра вверх, а потом кинуло вниз. Ту-154 в минувший вторник точно так же сначала взмыл на два с половиной километра вверх, а потом резко пошел вниз.
Разница лишь в том, что в октябре 58-го стояла ясная сухая погода, а в августе этого года в районе Донецка бушевала гроза. И Ту-104 пикировал, а Ту-154 падал плашмя в так называемом плоском штопоре.
Удивительно и непонятно, что трагедия, случившаяся 17 октября 1958 года, не стала драматичным наглядным пособием для всех будущих пилотов гражданской авиации. Вот и получается, что даже опытнейшие летчики, Герои России, не верят, будто воздушный поток может сделать самолет неуправляемым и бросить его на землю. И становится понятным, почему иные пилоты взлетают и спокойно идут на грозу, вместо того чтобы переждать непогоду на земле.
В то, что вихревые воздушные потоки, называемые турбулентностью, могут погубить самолет, не верят многие даже очень опытные авиаторы. Летчик-испытатель Магомед Талбоев вообще считает все разговоры о турбулентности чушью. Он уверен: "В 90 процентах случаев катастрофы происходят по вине человеческого фактора, так как все летчики-линейщики - любители". Под "линейщиками" Талбоев подразумевает пилотов гражданских самолетов, летающих по четко определенным маршрутам.
Бывший главком ВВС Петр Дейнекин тоже считает, что опытному пилоту никакая турбулентность не страшна. Летчик-космонавт Георгий Гречко, который верит в существование "летающих тарелок", категорично заявляет: турбулентность не может сбросить на землю самолет, если он технически исправен.
Ситуация с катастрофой Ту-154 под Донецком, как это ни парадоксально, очень напоминает ситуацию первых недель после взрыва на Чернобыльской АЭС. Тогда даже маститые академики не верили в саму возможность такого взрыва и долго не могли найти его причину, а спасатели действовали как первооткрыватели, буквально на ходу изобретая различные способы дезактивации радиоактивных осадков. А ведь задолго до Чернобыля при строительстве атомной подводной лодки на заводе в Сормове случилась его прелюдия - 18 января 1970 года взорвался котел ядерного реактора. Наша газета рассказывала о том случае в публикации "Авария на стапеле" ("РГ", 15.03.95).
Несмотря на то что при ликвидации аварии в Сормове был накоплен уникальный опыт, его не изучили и не приняли как руководство к действию в аналогичных ситуациях. Атомную аварию просто строго засекретили, и никто о ней ничего не знал вплоть до начала девяностых годов прошлого века. Вот и считалось до апреля 1986 года, что ядерный энергетический котел не может взорваться потому, что не может, и все тут.
Лично мне несколько лет назад пришлось "прорываться" через грозовой фронт над Казахстаном при полете в Ташкент на Ил-86. Ощущение непередаваемое, так как молнии просто гуляли по крыльям самолета, а сами они... Было впечатление, что наш аэробус летел именно за счет того, что махал крыльями, словно орел. Пилоты, которых я спросил, как же они решились лететь сквозь этот ад, спокойно ответили: а вы что, хотели бы ночевать в Домодедово?
Был случай, когда Ил-62 подняли буквально в приказном порядке с аэродрома одной азиатской страны после завершившегося там авиасалона, хотя на страну надвигался тропический шторм. Именитым начальникам российской делегации очень хотелось домой. Все авиакомпании отменили рейсы, в воздух взмыл лишь Ил-62, пассажиры которого с поразительной веселостью вспоминали фильм "Экипаж". Мол, трусливые европейцы и американцы сгорят или утонут в разразившейся стихии, а мы (россияне!) прорвемся. Прорвались, до Москвы долетели. Вот только о том, что во время этого прорыва в грозовых разрядах буквально сгорели три из четырех резервных систем управления самолетом, узнали немногие.
Не стоит сомневаться, что эксперты Межгосударственного авиационного комитета совместно с украинскими коллегами в полном объеме расшифруют показания "черных ящиков". И окончательный вердикт будет оглашен. Однако многие эксперты, которые подтвердили и обосновали мне такую версию происшедшего, считают, что уже сейчас надо принимать чисто административное решение, запрещающее пилотам гражданских самолетов "играть" с грозовыми фронтами. И еще один их вывод - не мешало бы тем, кто управляет воздушным движением, учитывать при прокладке авиационных трасс зоны повышенной турбулентности. А там, где готовят пилотов для пассажирских авиалайнеров, начать учить летчиков относиться к такому понятию, как турбулентность, со всей серьезностью....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Октябрь 30, 2024
Международный форум двигателестроения обозначил новые цели ОДК
Ноябрь 7, 2024
После реконструкции аэропорт Балаково сможет перевозить более 98 тысяч пассажиров
Ноябрь 7, 2024
В ХМАО опубликовали расписание вертолетных рейсов до отдаленных деревень