О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В пору "Оборонпрому" открывать "Оборонобучение"!

Нужно готовить среду, из которой могут появиться лидеры. Учиться самим и учить других

К сожалению, мы во второй раз проиграли турецкий вертолетный тендер, в котором участвовали в общей сложности около десяти лет, заплатив за свое участие кругленькую сумму более 10 млн. долларов. Это был заведомо тупиковый тендер. Несколько лет подряд нас "кормили" коротким списком, но наша "Акула" (их "Эрдоган") так и не победила, не говоря уже о Ми-28. И не только потому, что имея всего нескольких штук летательных аппаратов, рассчитывать на победу в зарубежном военном тендере невозможно. Чтобы понять, что в мусульманской стране, где более 80% населения, кроме родного турецкого, говорят на немецком или французском (итальянском), победить невозможно, достаточно один раз побывать там на отдыхе. Но, как это не парадоксально звучит, добиваться отдельных успехов - можно, потому что остальные 20% сегодня пытаются говорить по-русски. Кстати, еще один турецкий вертолетный тендер для нужд СВ, ВВС и ВМС включает более 30 многоцелевых вертолетов на общую сумму около 500 млн.долл. Ситуация в Турции не стоит на месте и не ждет, когда же мы разберемся в своем вертолетном хозяйстве, какой же вертолет нам самим нужен.

Сегодняшняя Турция - это обострение внутриполитического положения, активизация террористов, взрывы (стало не спокойно), экономические трудности, стремление к европейской интеграции, усиление позиций западноевропейских авиа- и двигателестроителей. На все это накладываются сложные природно-климатические условия, очень высокие температуры, которые сочетаются со сложным рельефом, горами и морскими условиями применения. Турции нужны вертолеты. Турция купит вертолеты. Вопрос в том, какие?

Ни модернизированный американский боевой вертолет АН-64D Apache, ни новый западноевропейский высокотехнологичный Tiger здесь не могли победить по определению. Турции нужен дешевый, универсальный, небольшой (средний), с простой и понятной системой технической эксплуатации вертолет. Этакая небольшая, неприхотливая, боевая машина второго эшелона.

Организовав тендер на боевой вертолет, турки сумели бесплатно открыть высшую школу вертолетных знаний, пригласив в качестве учителей лучшие мировые вертолетные кадры. В погоне за виртуальной победой мы бросились учить турок самым современным вертолетным технологиям. В то время как самим в пору открывать тендер, чтобы подучиться ведению современного вертолетного хозяйства.

Во все времена стратегию развития вертолетов определяли настоящие лидеры. Вместе с уходом М.Л. Миля, Н.И. Камова и М.В. Вайнберга, мы растеряли своих лидеров. На смену им пришли так называемые безликие команды, без реальных лидеров. Ибо те, кто их возглавляет, явно или не явно не тянут на эту и роль, выступая в роли проводников чужой воли и чужих идей.

К сожалению, найти таких гигантов, как Миль или Камов, не просто, а может быть даже и не возможно. Лидеры "на дороге не валяются", их нужно готовить заранее. Вспомните, кто становился президентами американских вертолетостроительных и двигателестроительных компаний. При знакомстве с биографией очередного президента компании Sikorsky или Pratt & Whitney Canada диву даешься - целая вертолетная эпоха. А как умеют беречь вертолетные кадры в Европе! За примерами далеко ходить не нужно: теперь уже бывшие со-президенты, сумевшие за 10 лет вывести Eurocopter в лидеры мирового вертолетостроения, господа Ж.Ф. Бигэ и З. Соббота. Кстати, второй недавно возглавил европейское агентство EASA, которое в ближайшие годы будет определять единую политику сертификации всей вертолетной техники в Европе (и не только). А мы? Собираем команды из "специалистов", которые борются между собой за власть, совершенно забывая о вертолетах, а потом жалуемся... плохая команда. А другая придет, будет лучше? Навряд ли. Чтобы добиться положительного результата, нужен целый комплекс мероприятий.

Во-первых, возрождение формирование системы подготовки и отбора (облагораживания) команд единомышленников. Во-вторых, создание интегрированных структур (для выработки стратегии, основных принципов), объединяющих разработчика, производителя и заказчика. В-третьих, поддержка вертолетной общественности, которая не боится задавать неудобные вопросы и получает на них грамотные ответы, ибо только неудобные вопросы могут сдвинуть нас с места. И конечно, подготовка будущих лидеров.

Процесс подготовки лидеров кропотливый, начинается задолго до предпенсионного возраста: учебные гранты, публикации, издания, международные семинары, конференции, выставки, работа в рамках совместных предприятий... Другими словами, нужно готовить среду, из которой такие лидеры могут появиться. Учиться самим и учить других, а не пытаться искать врагов или "глубокомысленные" объяснения по поводу прихода к власти очередной команды. В пору "Оборонпрому" открывать "Оборонобучение"!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка