Независимая газета
22 ноября 2006, 19:44
Идея бесхвостости носится в воздухе
Британские и американские специалисты после трех лет разработок представили проект нового пассажирского самолета SAX-40. Издаваемый им в полете звук будет не громче, чем у стиральной машины
"Рассекречен проект революционного пассажирского самолета, деловая характеристика которого мало что скажет непосвященному, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "НГ" академик Российской академии космонавтики им. Н.Э.Циолковского, эксперт в области аэродинамики летательных аппаратов Валентин Белоконь. - 150-тонная при старте машина летит со скоростью около 900 км/час, перевозя 215 пассажиров. В этом ничего особенного нет. Правда, дальность приличная - около 9500 км".
Так в чем же, собственно, революционность нового проекта? Прежде всего в том, что SAX-40 экономит 35% топлива по сравнению с лучшими из ныне существующих авиалайнеров. Уже сейчас этот факт заставляет говорить о новой машине как о спасителе гражданской авиации от вполне вероятного "зеленого" налога за те парниковые газы, которые выбрасывают в атмосферу самолеты.
"Несомненно, такая уникальная экономичность достигнута нетривиальным образом, - подчеркивает Валентин Белоконь. - Это первый пассажирский лайнер, созданный по принципу интегрирования крыла с фюзеляжем. В авиации такие вещи достаются очень неочевидными, очень серьезными усилиями. И я не сомневаюсь, что сократить срок проектирования SAX-40 помог также колоссальный прогресс в использовании суперкомпьютеров. Самолет не проектируется с помощью готовых формул, он во многом является вопросом искусства, помноженного на мощность компьютерного эксперимента, как в данном случае".
А вот это действительно уже нетривиальный результат: необычно высокая экономичность (на треть выше, чем у самого экономичного на сегодняшний день Boeing 787, который, правда, еще не летает) достигнута всего за три года разработок. Сверхзвуковой пассажирский Concorde проектировался около семи лет, стандартный на вид Airbus A380 - 13 лет. "Здесь есть интрига, - уверен Валентин Белоконь. - Данная машина является симбиозом двух идеологий: серповидного крыла, предложенного еще в 1944 году германской фирмой ARADO, и наших истребителей класса Су-27 - Су-34, которые явились значительным шагом в интеграции крыла с фюзеляжем (разработка 1969-1981 годов). SAX-40 - умелая адаптация этих решений. Таким образом, становится гораздо яснее, как за три года сравнительно скромным коллективом всего из 40 человек спроектирован столь революционный самолет".
Столь изощренное интегрирование фюзеляжа самолета с крылом - непонятно, где кончается крыло и начинается собственно фюзеляж, - по мнению нашего эксперта, позволило достигнуть уникально высокого аэродинамического качества аэроплана (отношение подъемной силы к тяге). "У Concorde и нашего Ту-144 эта величина достигает 7,5; у Boeing 747-787 - около 20. У SAX-40 - 25-27, - подчеркивает Белоконь. - До него во всем мире летал только один серийный самолет с аналогичным показателем аэродинамического качества - наш стратегический разведчик М-55 ("Геофизика", ОКБ Мясищева): у него аэродинамическое качество было около 25".
Наш собеседник поясняет, что фактически бесхвостыми были уже и Concorde, и Ту-144 - у них был только киль, располагавшийся очень близко от крыльев; а вот стабилизаторов уже не было. В проекте самолета SAX-40 кили как бы раздвоены и перенесены на концы крыльев.
Подчеркнем еще раз: подобного пассажирского лайнера еще не знала история мировой авиации. Размах крыла у SAX-40 - 67,5 м. Это кажется чрезмерным для достаточно небольшой машины, почти как у 400-тонного Boeing 747. Но зато это означает повышенную площадь крыла. Три инновационных двигателя пристыкованы к задней части крыла, причем двигатели с регулировкой направления реактивной струи.
Много других решений. Например, при посадке шасси выходит из створок, но сами они снабжены обтекателями, которые уменьшают и сопротивление, и шум. Сближаясь с землей со скоростью 350-400 км/час, самолет сильно задирает нос. Нормальный современный самолет имеет так называемые предкрылки, которые резко повышают подъемную силу. В этом самолете предкрылок нет, но особый профиль - отогнутый вниз клювом - позволяет снизить скорость до достаточно безопасного уровня и без предкрылок.
Понятно, что главной целью всех усилий ученых и конструкторов было вовсе не желание поразить воображение потенциальных пассажиров. "Такая форма самолета - блестящее достижение аэродинамики, - считает Валентин Белоконь. - Форма служит двояким целям: и крейсерскому очень экономичному полету, и хорошему режиму безопасной посадки".
Сами создатели самолета подчеркивают, что даже если производители и одобрят новый дизайн, то на борт SAX-40 мы с вами поднимемся в лучшем случае году в 2025-2030-м: выпуск совершенно нового самолета - удовольствие очень дорогое и достаточно рискованное. Кроме того, этот процесс требует и строительства новых производственных мощностей.
"И все-таки 2025 год - это консервативная оценка, - уверен академик Российской академии космонавтики Валентин Белоконь. - Когда принципиальные вещи решены, конечно, все зависит от субсидий. Я предвижу, что срок может сократиться до 2015 года. Кроме того, не сомневаюсь, что разработчики SAX-40 еще не все карты выложили. Наверняка они спроектировали или активно проектируют сейчас класс самолетов - начиная с самого легкого, SAX-40 в 150 т, до 1000-тонного лайнера по крайней мере"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" в 2024 году увеличила пассажиропоток на 17 %
Январь 14, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за декабрь 2024 года
Январь 15, 2025
Расчеты FPV-дронов группировки войск "Север" уничтожили пулеметное гнездо, бронированную технику и скопления живой силы ВСУ в зоне проведения СВО
Январь 15, 2025
Драгоценности на 22,5 млн обнаружили шереметьевские таможенники