АвиаПорт.Ru
19 августа 2009, 10:03
Сергей Чернышев: "По всем направлениям науки мы конкурентоспособны"
О том, насколько российская научная база готова к созданию прорывных продуктов, "АвиаПорту" рассказал директор ЦАГИ, доктор физико-математических наук С.Чернышев
- Что ЦАГИ планирует показать на МАКС-2009, на чем собирается сделать акцент?
- В этот раз, как и на авиасалоне МАКС-2007, у нас будет объединенная экспозиция государственных научных центров: ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ГосНИИ АС, ЛИИ им. М. М. Громова и Обнинское НПП "Технология".
Мы решили объединиться вокруг нашего главного на сегодняшний день проекта в области авиации - магистрального пассажирского самолета МС-21. Мы договорились, что каждый попытается осветить вклад конкретного направления науки в создание этого самолета. Новые технологии, новые материалы, исследования в области двигателестроения, в области аэродинамики и прочности конструкции.
Кроме этого, институты наши работают достаточно широко и по другим направлениям. Это уже будет конкретное наполнение стендов. Но стержень, вокруг которого мы объединились на выставке, - прорывной проект создания самолета МС-21.
- По боевому комплексу пятого поколения работа института не будет демонстрироваться в силу закрытости?
- Мы еще не очень научились эти вещи популяризировать, и в силу традиционной закрытости в том числе. Хотя, например, в Ле Бурже перспективные истребители типа F-35 демонстрируются уже не впервые. У нас другие традиции, и настроить нашу систему на новые рельсы довольно трудно. Вероятно, для этого должно пройти какое-то время.
Поэтому работа ЦАГИ по боевому самолету пятого поколения остается за кадром публичности. Но естественно, мы воспользуемся салоном для проведения переговоров с основными соисполнителями и заказчиками: Министерством обороны РФ и компанией Сухой.
- Наличие объединенной экспозиции говорит о том, что есть тенденция к объединению государственных научных центров?
- Да, была идея подчеркнуть, что институты имеют желание объединиться. В какой-то степени это была инициатива ЦАГИ. Такое решение мы приняли в свете того, что институты хотели подчеркнуть направленность на некую интеграцию.
На МАКС-2007 мы даже подписали меморандум о том, что институты считают, что необходимо объединение потенциалов и ресурсов и создать единый центр или холдинговую структуру при сохранении юридических лиц и брендов, хорошо известных во всем мире. Бренд уже сам по себе многое значит. В любой точке мира каждый, так или иначе связанный с летающей техникой, знает, что такое ЦАГИ. Интеграция должна проходить по тематике работ. Это позволило бы исключить дублирование направлений работы. Тем самым мы могли бы сэкономить ресурсы и направить их на наиболее важные направления.
- В прошлом году ЦАГИ отметило свое 90-летие. Какие еще наиболее важные события можно выделить в жизни института, так сказать, от МАКСа до МАКСа, то есть с 2007 по 2009 гг.?
- Главное достижение последних лет - это то, что, несмотря на все перестроечные годы, ЦАГИ сегодня прочно стоит на ногах. Мы можем констатировать, что практически по всем направлениям науки - аэродинамика, прочность, динамика полета, гидродинамика, акустика - мы конкурентоспособны. Это главное достижение.
Что касается событий последних двух лет, проведен огромный объем работ по созданию самолета Superjet 100. Колоссальный объем испытаний. Аэродинамических, статических, частотных, испытаний по системам управления. Испытания проводились в тесной кооперации с ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" и с рядом западных фирм, которые принимали участие в поставке агрегатов и систем самолета.
Это одно из главных наших достижений. Работа сегодня подходит к концу, мы вышли на этап сертификации, выполняем все запланированные мероприятия.
Самолет МС-21 уже начал получать более определенные очертания. Аэродинамики ЦАГИ получили коэффициент аэродинамического качества выше, чем у самолета Ту-204. В пересчете на расход топлива это означает, что удельный расход топлива будет составлять порядка 15 г/пассажиро-километр. Это серьезное достижение, хороший рывок по сравнению c Airbus и Boeing в этом классе машин.
- Это как бы текущая работа. А в плане перспективных аэродинамических компоновок, гиперзвуковых скоростей полета ЦАГИ что-то сегодня делает?
- В этой области событий достаточно много. Перемывание руды и добывание золотых крупиц - это постоянный процесс, намывание "золотого песка" идет постоянно.
Во всем диапазоне скоростей полета уже есть серьезные результаты. В частности, по одной из перспективных программ ЦАГИ разработал уникальный регулируемый воздухозаборник, которого нет у наших конкурентов. Такой воздухозаборник обеспечивает многорежимность самолета и повышение летных характеристик, решая вопросы интеграции силовой установки и планера самолета именно благодаря своей управляемости.
Есть целый ряд результатов в области создания конструкций из композиционных материалов. У нас есть, может быть, скромное, но все-таки движение вперед, которое и делает ЦАГИ привлекательным для мировых лидеров авиастроения в области композитных конструкций. В особенности в области применения концепции активной аэроупругости. Здесь мы лидеры в Европе.
Целый ряд уникальных результатов имеется в области аэродинамики закритических режимов обтекания летательных аппаратов, в частности на супербольших углах атаки.
Интегральные компоновки. Весь мир уже довольно уверенно сказал, что следующее поколение самолетов будет последним в истории человечества, имеющим традиционную форму. Через поколение это уже будет концепция интегральных летающих крыльев. В этой области ЦАГИ имеет огромные наработки, мы очень интересны в этой области таким компаниям как Boeing и Airbus. Нас часто приглашают к совместной работе, но свой научно-технический задел мы создаем прежде всего в интересах отечественного авиастроения.
- Как складываются отношения ЦАГИ с иностранными заказчиками и партнерами?
- Сегодня у нас устойчивые отношения с более чем пятью десятками зарубежных аэрокосмических фирм мира, с производителями самолетов и ведущими научными центрами. Существует очень хороший уровень академического сотрудничества в области фундаментальных исследований. Например, совместные научные семинары ЦАГИ и ONERA имеют многодесятилетнюю историю. В 2009 г. впервые провели совместный семинар с немецким научным центром DLR (Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt). На МАКСе впервые будем проводить конференцию молодых специалистов DLR-ЦАГИ. Здесь у нас очень хороший уровень контактов.
В области коммерческих разработок мы действуем достаточно осторожно. Все меньше и меньше участвуем в выдачи каких-то конкретных рекомендаций по улучшению летательных аппаратов, все-таки конкуренция!
Основатель ЦАГИ - профессор Императорского технического училища и Московского государственного университета Николай Егорович Жуковский. Его работы послужили фундаментом для развития авиационной науки в России.
В 1918 г. студенты и ученики Н. Е. Жуковского сумели убедить своего учителя обратиться к властям с предложением о создании научного центра. 1 декабря 1918 г. ЦАГИ начал работу. Сегодня ФГУП ЦАГИ - крупнейший в мире центр авиационной науки. Впервые в мировой практике институт объединил фундаментальный научный поиск, прикладные исследования, конструкторские разработки, производство и испытания опытных летательных аппаратов.
В ЦАГИ разрабатываются концепции перспективных летательных аппаратов, новые аэродинамические компоновки самолетов и вертолетов, конструктивно-силовые схемы, критерии оценки устойчивости и управляемости летательных аппаратов, стандарты в области прочности, теория флаттера, проводятся фундаментальные и прикладные теоретические и экспериментальные исследования в области авиационной, ракетной и космической техники.
Институт оснащен уникальной экспериментальной базой, способной в наземных условиях моделировать полет летательных аппаратов при скоростях от 10 м/с до значений, соответствующих М=22....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 11, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за февраль 2025 года
Март 14, 2025
Cеминар по обмену опытом при поддержке Авиарегистра России "Авиация. Квалификация. Надежность"
Март 14, 2025
ORS представил обновленную версию платформы ORS PSS
Март 13, 2025
В Омской области провели лесопожарные учения с участием вертолета и самолета