О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Pratt & Whitney приземляет иранские Ту-204СМ

ПМЗ получил от Pratt & Whitney, своего акционера и партнера по программе ПС-90А2, уведомление о возможных сложностях с получением лицензии Госдепартамента США на ВЭД в связи со сделкой на поставку в Иран ПС-90А2 в составе Ту-204СМ

Производитель авиационных двигателей ОАО "Пермский моторный завод" (ПМЗ) получило от американской компании Pratt & Whitney, своего акционера и партнера по программе создания модификации двигателя ПС-90А2, уведомление о возможных сложностях с получением лицензии Госдепартамента США на внешнеэкономическое сотрудничество в связи с реализацией российской стороной контракта на поставку в Иран двигателей ПС-90А2 в составе среднемагистральных самолетов Ту-204СМ. Если проблема не будет решена, рыночный потенциал Ту-204СМ существенно сократится.

Как рассказали "АвиаПорту" несколько источников в авиаотрасли, американская компания Pratt & Whitney уведомила своего партнера ПМЗ о возможных проблемах с выдачей Госдепартаментом США лицензии на внешнеэкономическое сотрудничество. Это связано с тем, что создаваемый российским и американским двигателестроителями мотор ПС-90А2 может быть поставлен в Иран, в отношении которого в США введены строгие экономические санкции. Как пояснил собеседник, знакомый с ситуацией, речь идет о пяти самолетах Ту-204СМ, которые иранской авиакомпании Iran Air Tour должна поставить лизинговая компания ОАО "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК).

Управляющий директор ОАО "ПМЗ" Михаил Дическул заявил "АвиаПорту", что "у предприятия нет экспортных контрактов, все контракты заключает лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко". Генеральный директор ИФК Александр Рубцов отказался от комментариев. Однако источники, близкие к сделке, подтверждают, что "переписка с Pratt & Whitney имеет место быть, и вопрос еще не решен". В российском представительстве United Technologies и "Объединенной авиастроительной корпорации" воздержались от комментариев, не подтвердив, но и не опровергнув информацию о переговорах.

Если проблема не будет урегулирована, возможные негативные последствия для программы Ту-204СМ не будут ограничиваться срывом контракта на пять машин. Как известно, ранее ОАО "Туполев" и ОАК вели активные переговоры о продаже Ирану лицензии на производство среднемагистральных самолетов Ту-204 за $3 млрд, речь шла о выпуске порядка 100 машин. В то же время, потенциальный спрос на этот самолет без учета иранской сделки оценивался в 2009 году в 150 машин, но в 2010 году даже эта скромная цифра стала казаться излишне оптимистичной.

Сотрудничество с американскими поставщикам традиционно осложняется внешнеполитическими отношениями России и США. Так, в июле 2006 года госдепартамент США обвинил ФГУП "Рособоронэкспорт" и ОАО "АХК "Сухой" в нарушении закона "О нераспространении в отношении Ирана" от 2000 года, налагающего запрет на сотрудничество с этой страной в сфере распространения оружия массового уничтожения. Тогда внешнеполитическое ведомство ввело санкции в отношение "Рособоронэкспорта" и холдинга "Сухой": американским госорганизациям было запрещено поставлять что-либо этим компаниям или закупать у них товары, частным компаниям США - поставлять "Рособоронэкспорту" и "Сухому" продукцию военного или двойного назначения. Представители "Сухого" говорили, что это никак не отразилось на сроках реализации проекта создания SSJ-100, однако двум американским поставщикам SSJ-100, в том числе Hamilton Sundstrand, госдепартамент на тот момент отказал в выдаче лицензий на поставку комплектующих для SSJ. Санкции в отношении "Сухого" были сняты Госдепартаментом США в ноябре 2006 года.

В свою очередь, 9 апреля 2010 года ОАО "Казанский вертолетный завод" распространило официальное сообщение по итогам работы в 2009 году, в котором в том числе отмечалось, что "в прошлом году под давлением (правительства - "АвиаПорт") США канадская фирма Pratt & Whitney фактически отказалась поставлять свои двигатели на "военные" версии "Ансата" и Ми-38". "Как известно, на "Ансаты" по проекту устанавливаются по два двигателя РW-207K стоимостью около $300 тыс. Если для Ми-38 замену удалось найти в России (правда, в итоге сроки запуска проекта в серию сдвинулись минимум до 2014 года), то для "Ансата" в России сегодня есть единственная альтернатива - несертифицированный двигатель ВК-800 производства "Климов", о котором даже неизвестно, когда пойдет в серийное производство", - говорится в сообщении. Вопрос об установке на "Ансат" украинского МС-500 пока также не решен.

Сейчас основной совместной программой российских авиастроителей и Pratt & Whitney является сотрудничество по программе создания среднемагистрального самолета МС-21: американская компания выиграла тендер НПК "Иркут" на поставку двигателя. В августе прошлого года президент Pratt & Whitney по семейству двигателей нового поколения Роберт Сайя заявлял "АвиаПорту", что "руководство компании Pratt & Whitney не боится политических рисков по проекту создания двигателя для самолета МС-21". Однако если американская сторона будет указывать в качестве препятствия к поставкам двигателя для МС-21 контракт с Ираном на поставку Ту-204СМ с моторами ПС-90А2, возможно, ОАКу придется выбирать между двумя программами....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка