АвиаПорт.Ru
6 апреля 2011, 11:59
"Аэрофлот" учит летать
Авиационная школа "Аэрофлота" будет готовить пилотов для Superjet 100
Первопроходцы "Аэрофлота"
Первая группа из шести пилотов прошла тщательный отбор с тем, чтобы обеспечить высокую безопасность летных операций при отсутствии подвижного летного тренажера (FFS) самолета SSJ100. Между тем, для ознакомления пилотов-инструкторов с особенностям пилотирования SSJ100 были использованы компьютерный тренажер (CBT), процедурный тренажер (FPTD) и летный тренажер класса 5 (FTD Level 5). По утверждению производителя самолетов, летный тренажер был аттестован специалистами Росавиации и их иностранными коллегами, и способен эмулировать условия реального полета, в том числе критические. Использование этого устройства и громадный летный опыт отобранной шестерки летчиков позволили им перейти к выполнению практических полетов на самолете SSJ100. "Многое по программе подготовки пришлось выполнять на реальном самолете, поскольку полноподвижный тренажер пока еще не готов", - говорит директор авиационной школы "Аэрофлота" (АША) Станислав Тульский.
Начальник отдела подготовки летного состава "Аэрофлота" Александр Мирошниченко рассказал, что не беспокоился по поводу недостатка в тренажерной подготовке своих летчиков, поскольку все они имеют за плечами большой опыт полетов на лайнерах семейства Airbus A320 и являются пилотами-инструкторами. Система дистанционного управления полетом и информационное поле кабины самолетов типа A320 и SSJ100 очень похожи. "Оба типа имеют боковую ручку управления полетом (sidestick) и стеклянные кабины (glass cockpit) на многофункциональных индикаторах (multifunctional displays, MFD) с жидкокристаллическими матрицами. Благодаря этому, летчики А320 без труда освоят SSJ100", - полагает он.
Собеседники в "Аэрофлоте" утверждают, что авиакомпания предпринимает все меры к тому, чтобы по ее вине задержек с вводом в эксплуатацию SSJ100 не было. В частности, по линии подготовки персонала. Пожалуй, сейчас самый актуальный и интересный вопрос - обучение следующей партии летчиков SSJ100. По определению, они не будут иметь столь богатого опыта, что имеется у шести специально отобранных инструкторов. "Вторая группа будет состоять из рядовых пилотов. Их будут обучать инструкторы "Аэрофлота", которые к тому времени сами закончат обучение, и достигнут определенного уровня, получив достаточную для обучения летную практику и опыт", - говорит А.Мирошниченко.
Источник в "Аэрофлоте" утверждает, что обучение второй группы пилотов начнется после майских праздников. Как много человек будет во второй группе? Никто из наших собеседников не дает точной цифры. С.Тульский заявляет: "Сколько будет самолетов, столько будет и летчиков. У нас расчет такой: на один самолет - пять с половиной экипажей, в каждом по командиру и второму пилоту. На первых рейсах за штурвалами SSJ100 будут находиться те самые шесть летчиков-инструкторов, которые в настоящее время обучаются на "Сухом". В ближайшее время у нас будет один самолет и шесть пилотов - достаточное число для начала эксплуатации. Так что, не волнуйтесь: все просчитано и организовано с таким расчетом, чтобы самолет не простаивал, раз уж он пришел в авиакомпанию".
Поскольку подходы к конструированию самолетов типа A320 и SSJ100 схожи, а архитектуры их бортовых систем во многом совпадают, учебные программы по данным типам сознательно унифицированы. Тренажер Superjet 100 будет иметь одинаковый с A320 уровень, - Flight Training Device Level D. После его установки в учебном центре, программы подготовки летчиков на SSJ100 и A320 станут "идентичными". Вот что об этом рассказывает А.Мирошниченко: "Благодаря программе А320, нами наработан колоссальный опыт подготовки летчиков на современные самолеты. Поэтому для нас задача освоить Superjet 100 - обычная, стандартная. Пока FFS не установлен, предполагается, что на Superjet 100 идут летчики только с опытом полетов на А320. Как только FFS будет установлен, мы сможем переучивать летчиков, которые не имеют опыта полетов на А320. Вся программа обучения займет 2-3 месяца максимум. Поэтому, если тренажер будет установлен в "Шереметьево-1" и настроен в конце года, через три месяца мы на нем выпустим летчиков, способных летать на SSJ100". При этом собеседник делает оговорку, что конкретные сроки на практике будут зависеть от времени поставки тренажера и самолетов.
С.Тульский говорит осторожнее: "Для нас SSJ100 ничего особенного в освоении не представляет. Пока тренажера SSJ100 нет, мы продолжим практику использования летчиков с опытом полетов на A320. Как только появится тренажер, мы начнем подготовку новых пилотов без опыта полетов на A320, и через три месяца они будут готовы".
Всего на 30 самолетов SSJ-100, заказанных "Аэрофлотом", понадобится 330 пилотов. Наличие и пропускная способность тренажеров - всегда "узкое горлышко", уверяет А.Мирошниченко. "Когда мы ведем речь о числе пилотов, которые проходят обучения на новый тип воздушного судна, следует помнить, что ранее обученным летчикам, которые работают в авиакомпании, необходимо поддерживать мастерство, регулярно проходить практику и проверки на тренажерах. Хотя у нас имеется два тренажера A320, один из них полностью загружен проверками и тренировками существующих экипажей".
Подвижный тренажер SSJ100 будет установлен в учебном центре "Аэрофлота", заняв место аналогичного устройства для Airbus A310. В настоящее время фирма-поставщик оборудования ведет работу сразу над двумя комплектами, которые должны достигнуть готовности с небольшим временным разрывом. Представители "Аэрофлота" надеялись, что смогут получить тренажер в июле-августе, - раньше, чем офис Superjet International в Венеции. Однако пока сохраняются в силе старые планы, согласно которым собственным тренажером "Аэрофлот" обзаведется к концу года или в первой половине следующего.
Наладка второго тренажера A320 компании CAE, отличающегося современной электрической системой подвижности, потребовала 80 рабочих часов инструкторского состава, и заняла десять календарных дней. "Я ожидаю, что тренажер SSJ100 не потребует большего времени для настройки, поскольку является продуктом известного мирового производителя, который ранее поставлял авиакомпаниям различные тренажеры", - сказал А.Мирошниченко.
Штурвальная подготовка второй и последующих групп будет вестись не на аэродроме ЛИИ им. Громова, который был задействован в первой фазе, полеты будут выполняться из "Шереметьево" - базового аэропорта "Аэрофлота", а также с аэродрома города Иваново. Задействовать "Шереметьево" предполагается, в основном, для проведения полетов ночью, с учетом современного оборудования столичного аэропорта. Однако его высокая загрузка в дневные часы заставляет использовать полосу в Иванове, где нет серьезных ограничений по использованию ВПП и прилегающего воздушного пространства.
Еще одна программа подготовки ориентирована на кабинные экипажи. В рамках курса "Аварийно-спасательная подготовка" (АСП) будет задействован процедурный тренажер для обучения экипажей SSJ100 технике штатного и аварийного покидания самолета. Данное устройство представляет собой отсек цилиндрической части фюзеляжа с дверным проемом. Он оборудован так, что позволяет выполнять открытие или аварийный сброс дверей, в зависимости от особенностей отрабатываемой штатной либо внештатной ситуации.
"Аэрофлот" проводит по курсу АСП различные тренировки. В том числе и такие, в ходе которых летный состав и бортпроводники учатся координировать совместные действия. В числе тренажерного имущества учебного центра авиакомпании в "Шереметьево-1" имеется специальное устройство - фрагмент фюзеляжа самолета Ил-96-300 на подвижной платформе. Оно позволяет отрабатывать аварийное покидание воздушного судна в случае поломки стойки шасси. "Такого рода ситуация - довольно сложная, требует слаженных коллективных действий и отработку специальных навыков", - комментирует С.Тульский. Хотя в данном случае речь идет о тренажере с использованием отсека фюзеляжа Ил-96-300, через него проходят экипажи не только этих воздушных судов.
Для проведения занятий по аварийно-спасательной подготовке в учебном центре имеются разные виды дверей, в том числе с самолетов типа Airbus A320, A330, Boeing 767, Ил-96-300 и Ту-154М. Кроме того, имеется водный бассейн, в котором экипажи отрабатывают навыки по аварийному покиданию самолета после приводнения, с использованием плотов.
Своя школа
Классы открывшейся 11 марта 2011 года авиационной школы "Аэрофлота" (АША) расположены в деревне Мелькисарово, неподалеку от аэропорта "Шереметьево". АША - негосударственное образовательное учреждение, очередное дополнение к имеющемуся широкому спектру учебных центров национального авиаперевозчика. Она призвана восполнить дефицит летных кадров, который ныне испытывает авиационная отрасль России, - и не только. По утверждению директора школы, новая структура создается в соответствии с высочайшими международными стандартами, с использованием лучшей иностранной практики.
В девяностые годы "Аэрофлот" многому учился на Западе, в том числе у фирм-производителей авиатехники Boeing и Airbus, а также ведущих европейских центров подготовки экипажей, таких как Lufthansa Flight Training (LFT). Сначала российские авиаторы учились у иностранных инструкторов за рубежом. Затем "Аэрофлот" стал арендовать у LFT тренажеры и учебные классы, с тем, чтобы проводить обучения силами собственных инструкторов. "Сейчас все необходимое мы имеем у себя в "Аэрофлоте": наличие опытных инструкторов и новейшего оборудования позволяет считать авиационную школу "Аэрофлота" лучшей в стране, и одной из лучших в мире, - утверждает С.Тульский, - качество подготовки пилотов и авиационных специалистов будет хорошим и абсолютно конкурентоспособным".
Сам Станислав Георгиевич, начиная с 1991 года, прошел несколько курсов обучения в зарубежных центрах: "В начале девяностых годов я и мои коллеги, которые сейчас работают в авиационной школе "Аэрофлота", последовательно освоили Airbus А310, Boeing 737, Boeing 767, Airbus 320 и Airbus 330". Они поехали учиться "аэробусам" в Тулузу, имея за плечами огромный опыт эксплуатации Ил-62М и Ту-154М, а позднее добавили к нему Ил-96-300, - на сегодня единственный отечественный тип воздушного судна, сохранившийся в парке "Аэрофлота".
Привнося немного личного в обсуждение данного аспекта, С.Тульский говорит: "Сам я два раза переучивался на Boeing 767 и 777 на фирме Boeing в Сиэтле. А на А320 и А330 - на Airbus в Тулузе. Наша школа широко использует зарубежные технологии: мы аккумулировали опыт обучения в десяти иностранных центрах. Кроме того, много общались с летчиками и инструкторами из разных стран мира. Думаю, двадцать лет опыта обучения создают прочную основу".
Менеджеры и инструкторы АША поддерживают дружеские отношения на личном уровне со многими своими учителями и коллегами за рубежом. В частности, с представителями европейского производителя. "В начале года к нам на экскурсию приезжали представители Airbus. Они были если не поражены увиденным, то сильно удивлены. И сказали мне, что им было приятно узнать и посмотреть, как в России местные авиаторы учатся аэробусам". Сегодня содружество между российскими и европейскими коллегами идет по линии совершенствования программ обучения по семействам самолетов A320 и A330.
Что главное в школе? "Все элементы важны, но когда все необходимое оборудование есть, в приоритет, конечно, выходят люди, инструкторы, методика обучения", - отвечает С.Тульский.
Советский Союз имел развитую систему подготовки военных и гражданских летчиков. Однако после распада страны она расстроилась. Резкое падение объемов пассажирских авиаперевозок лишило работы большое количество пилотов, часть из них трудоустроились за рубежом, включая Африку. Сегодня российская экономика - на подъеме, национальная система воздушного транспорта восстанавливается, вновь появился спрос на летчиков.
"Проблема нехватки пилотов существует в целом по стране, и мы пытаемся ее решить", - говорит генеральный директор ОАО "Аэрофлот" Виталий Геннадиевич Савельев. На подготовку пилотов-выпускников летных училищ национальный перевозчик тратит значительные средства, до $14 млн в год. Достаточно ли будет такого бюджета в последующие годы? Пытаясь ответить на этот и другие вопросы, национальный перевозчик первым делом оценил потребности, - свои собственные и в целом по отрасли. Соответствующими цифрами Виталий Геннадиевич поделился с представителями средств массовой информации на встрече в Мелькисарове 11 марта 2011 года. Он, в частности, сказал: "Если мы в "Аэрофлоте" нуждаемся в 250 пилотах в год, то в целом отрасли необходимо 800 летчиков. А к 2015 году, в соответствии с прогнозом развития самолетомоторного парка, мы будем в целом по стране ожидать дефицита летчиков, если не обеспечим выпуск до тысячи пилотов ежегодно".
К настоящему времени в государственной системе России сохранилось Ульяновское высшее авиационное училище, оно последовательно наращивает выпуск пилотов: в прошлом году выпустило 82 летчика, а приняло 200 курсантов. Ульяновск сосредотачивает усилия на начальной подготовке авиаторов. Он имеет соглашение с "Аэрофлотом", по которому инструкторы авиакомпании участвуют в процессе обучения. Затем "Аэрофлот" принимает выпускников училища и продолжает их обучение на конкретные типы авиалайнеров.
Авиационная школа "Аэрофлота" будет предоставлять собой второй этап обучения, принимая молодых людей в возрасте до 35 лет, желающих летать на A320 и SSJ100. По окончанию обучения, они выпускаются с лицензией летчика. На руки им выдается свидетельство типа MPL. К налету часов на поршневых самолетах, накопленному в Ульяновске, а это примерно треть от необходимого, курсанты добавляют курс подготовки на A320 или Superjet 100.
Директор авиационной школы "Аэрофлота" говорит: "Наш вклад в общее дело состоит в том, что мы даем четкое видение будущего молодым людям, которые хотят стать пилотами "суперджетов" или "аэробусов". Мы предлагаем им двухлетнюю программу обучения за счет "Аэрофлота", за которую они смогут расплатиться в течение пяти лет, работая в авиакомпании вторым пилотом, с налетом 80 часов ежемесячно. Условия работы в "Аэрофлоте" - на уровне, зарплата - высокая. Заинтересованность обеих сторон присутствует, в отношении условий и перспектив карьерного роста - полная ясность, так что мы рассчитываем получить практические результаты".
Стоимость обучения составляет около $27 тыс. Согласившийся на условия "Аэрофлота" пилот будет выплачивать из своей будущей зарплаты примерно $450 в месяц, пока кредит не погасится. По мнению В.Савельева, "данные условия позволяют устроить экономику так, что бы дать возможность пилотам получить хорошую подготовку, освоить суперсовременные машины - А320 и Superjet 100".
Чтобы готовить курсантов по требованиям "Аэрофлота", Ульяновск добавляет в свой парк Diamond DA42 - сравнительно простые по конструкции легкие двухмоторные поршневые самолеты. Они будут использоваться наряду с нестареющими Як-18Т. Одномоторный "яковлев" служит "летающей партой" для нескольких поколений пилотов. Он подходит для профотбора и начальной подготовки, тогда как DA42 главным образом будет использоваться для знакомства курсантов с технологиями стеклянной кабины и искусству взаимодействия командира воздушного судна и второго пилота в процессе полета.
В авиационной школе "Аэрофлота" установлен компактный тренажер самолета DA42 без системы подвижности, рассматривается возможность покупки второго тренажера. Устройство стоимостью порядка 230 тысяч евро хорошо показало себя в течение трех лет эксплуатации. Прошедшие тренажер летчики демонстрируют возросшее мастерство и легче осваивают А320.
Сегодняшняя пропускная способность учебной системы "Аэрофлота" составляет 160 пилотов ежегодно. В это число попадают как вчерашние выпускники Ульяновска, так и летчики старшего возраста, которые пришли в "Аэрофлот" из других авиакомпаний, где летали на советском типе или Boeing 737. Как объяснил С.Тульский, общая пропускная способность системы в 2015 сохранится на отметке 160 пилотов, однако все выпускники будут молодыми летчиками, пришедшими сразу после завершения обучения в Ульяновске. "Волшебная цифра" объясняется возможностями тренажерного комплекса - в сегодняшнем виде она позволяет выпускать не более 160 человек, каждого с налетом 80 часов.
"Чтобы стать вторым пилотом "аэробуса", надо иметь свидетельство CPL, а это 250 часов налета, - говорит А.Мирошниченко, - и мы таких людей учим летать на A320. В этом плане мы накопили уникальный опыт: в таком количестве выпускать готовых пилотов, принимая кандидатов со столь низким налетом, - кроме нас в мире этого больше никто не делает. А мы делаем, и качество подготовки соответствует как требованиям "Аэрофлота", так и Airbus".
Российские инструкторы модифицировали программы Airbus с учетом особенности местных условий и самих летчиков, которые приходят в "Аэрофлот" с целью трудоустройства. "Аэрофлот ведет приемку самолетов семейства А320, начиная с 2003 года, их число в парке авиакомпании постоянно увеличивается. Сначала у нас было 18 машин, сейчас 69, - но и это не предел, будет 82. Прием дополнительных самолетов идет постоянно, а мы на протяжении восьми лет занимаемся массовым обучением экипажей новых машин", - рассказывает начальник отдела подготовки летного состава.
При проведении обучения интенсивно задействуются тренажеры различного рода. В частности, в Мелькисарово имеется процедурный тренажер А320, выполненный с широким использованием мониторов с жидкокристаллическими матрицами большой диагонали типа touch-screen. Он позволяет обучающимся освоить процедуры, выполняемые в кабине авиалайнера, а также проведение различных проверок, использование навигационного оборудования, и ознакомление с работой отдельных систем самолета. В программу обучения включены девять сессий продолжительностью по четыре часа.
Обучение на A320 ведется на английском языке, поскольку самолет имеет иностранное происхождение. На Superjet 100 - тоже на английском. Почему? Объясняет С.Тульский: "Хотя это самолет "Сухого", он тоже создается для продажи зарубежным авиакомпаниям, на нем много иностранного оборудования, и вся информация выдается экипажу на английском языке".
Курс обучения с использованием компьютеров (Computer based training, CBT) выполняется в специально оборудованных классах, и начинается после лекционных занятий общей продолжительностью сто часов. Сегодня класс оснащен четырьмя кабинками Superjet 100. Здесь одновременно проходят обучение восемь членов экипажа, - из расчета командир воздушного судна и второй пилот в каждой кабинке. В этом же классе размещены шестнадцать кабинок под "аэробусы". Имеющиеся мощности позволяют в будущем увеличить число посадочных мест, но пока что установленного оборудования должно хватить для обеспечения утвержденного учебного плана.
Потратив два с половиной месяца в Мелькисарово, обучаемые затем проведут еще полтора месяца в "Шереметьево-1". В расположенном здесь учебном центре по состоянию на март 2011 года наличествуют четыре тренажера с полной системой подвижности (FFS): два на самолеты семейства A320, и по одному на Ил-96-300 и Ту-154М, хотя последний тип более "Аэрофлотом" не эксплуатируется.
Долгосрочными планами предусматривается увеличение числа тренажеров. Внутренние помещения здания центра достаточны для размещения восьми FFS. Позднее здесь появится тренажер новейшего авиалайнера Boeing 787. Его установка оговорена в тексте поставочного контракта на самолеты данного типа. В тоже время, аналогичного устройства на модель Boeing 777 здесь не ожидают. Причина: заказом предусматривается поставка восьми машин, - недостаточное количество для финансовой целесообразности приобретения FFS. Шансы на тренажер A330 несколько выше, коль скоро число широкофюзеляжных "аэробусов" в парке "Аэрофлота" может превысить число 11, которое считается пороговым для окупаемости FFS.
Программа Ил-96-300 часто используется национальным авиаперевозчиком для иллюстрации его приверженности отечественной продукции, несмотря на накопленное отечественным авиапромом определенное отставание от Запада. Тренажер Ил-96-300 в "Шереметьево-1" - единственный в стране и мире. На поддержание его в работоспособном состоянии и доведение "до ума" истрачены немалые суммы как государством и авиапромом, так и самой авиакомпанией. Поставленный в прошлом веке, тренажер прошел серию модернизаций. Тренажер получил новую электрическую систему подвижности и современные средства визуализации. Устройство соответствует level D и позволяет проводить тренировки. "Аэрофлот" их проводит, но только для тех пилотов, кто налетал в самолетах со стеклянной кабиной (а Ил-96-300 входит в их число) более тысячи часов. Экипажи с меньшим летным опытом проходят аэродромные тренировки на реальных самолетах, что делается в целях поддержания высокого уровня безопасности полетов. Кроме аэрофлотовцев, тренировки в "Шереметьево-1" на тренажере Ил-96-300 проходят экипажи Специального летного отряда (СЛО) и кубинской авиакомпании Cubana de Aviacion.
Оборудованы в АША и два учебных класса подготовки бортпроводников, где проходят занятия по дисциплине сервиса на борту воздушного судна. Помимо парт и компьютеров с учебным программным обеспечением, класс оборудован полноразмерным имитатором фрагмента салона самолета. В одном случае - широкофюзеляжного лайнера, на примере Ил-96-300, втором - узкофюзеляжного А320. Непосредственно за лекциями и компьютерными программами следуют практические занятия: обучаемые закрепляют вновь приобретенные знания в условиях реального салона, оборудованного креслами, кухнями и туалетами. Директор школы поясняет основную идею: "Здесь все расстояния выдержаны точно в соответствии с размерами самолета. Класс позволяет создать условия как в салоне самолета и провести практическую подготовку. Другого такого сервисного тренажера нет в России, а возможно, и в целом мире. Создавая новые классы, мы всегда стараемся использовать все самое передовое, что есть в мире по конкретному направлению"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Аэрофлот разыграет бесплатные перелеты и скидочные купоны на 18 новогодних рейсах
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации