АвиаПорт.Ru
31 мая 2011, 20:31
От "Аннушки" до "Ласточки"
Государственное предприятие "Антонов" (Киев, Украина) 31 мая отмечает 65 лет со дня своего основания
С первых же дней молодое КБ получило задание на разработку сельскохозяйственного самолета СХ-1, при этом коллектив параллельно занимался созданием и строительством на опытном производстве планеров А-9 и А-10. А первый полет самолета-легенды Ан-2 (такой индекс получил СХ-1) состоялся через один год и три месяца - 31 августа 1947 года. Первенцу КБ предстояла долгая жизнь: и по сей день в КНР серийно выпускается клон этого самолета под индексом Y-5. А в СССР его выпускали авиазавод в Киеве (3164 шт.), Долгопрудном (более 500 шт.), польском Мелеце (11 915 шт.) Не менее 1100 бортов произведено в Китае.
В Киев ОКБ переехало летом 1952 года, и здесь О.Антонову пришлось формировать коллектив заново, активно привлекая специалистов из других КБ, а также выпускников Харьковского авиационного института. Первым испытанием стало выполнение задания по созданию военно-транспортного самолета с двумя турбовинтовыми двигателями, получившего название Ан-8. 11 февраля 1956 года - спустя два года после начала разработки - машина совершила первый полет. Построенные на авиазаводе в Ташкенте лайнеры состояли на вооружении военно-транспортной авиации до 1970 года, а после часть из них перешли в другие рода войск. Еще недавно этих трудяг можно было встретить в небе - окончив военную карьеру, они продолжали перевозить грузы в Африке.
Развивая направление военно-транспортных самолетов, ОКБ в 1955 году приступило к проектированию самолета Ан-12, а также его пассажирской версии Ан-10. Ан-12 стал выдающейся вехой в работе КБ - в 1962 году его создателям присуждена Ленинская премия, а Олег Константинович Антонов назначен Генеральным конструктором.
Построенный в Киеве Ан-10 приступил к испытаниям 7 марта 1957 года, спустя два года был выполнен первый технический рейс, а уже в июле 1959 года машина стала перевозить первых пассажиров. Несмотря на то, что Ан-10 выпускался всего с 1957 по 1960 годы, и было построено 108 самолетов, он запомнился пассажирам как комфортабельная машина, а для "Аэрофлота" он был одним из немногочисленных лайнеров, работавших с большой прибылью. К 1971 году Ан-10 перевезли свыше 35 млн пассажиров и 1,2 млн тонн грузов - это был самый высокий показатель на тот момент. Судьба Ан-12 сложилась иначе: первый полет транспортный лайнер выполнил 16 декабря 1957 года на Иркутском авиационном заводе. Более чем 1240 самолетов, построенных на трех авиазаводах, стали основой парка ВВС СССР, экспортировались в другие страны. На протяжении почти 10 лет лайнер выпускался в Китае. Ветеран остается в строю и по сей день: и ВВС России, и коммерческие эксплуатанты продолжают активные полеты, а равноценной замены Ан-12 не создано до сих пор.
По инициативе О.Антонова, а затем и по постановлению правительства СССР велись работы по самолету местных воздушных линий, призванному заменить Ан-2. Неприхотливая машина, способная совершать взлеты и посадки с неподготовленных коротких грунтовых полос, была намного комфортнее Ан-2. Увы, тогда самолет был недооценен, всего построено 340 самолетов. Развитием этой линейки стали Ан-28 с более мощными турбовинтовыми двигателями и еще более вместительный Ан-38.
Также в конце 1950-х годов предприятие создало пассажирский самолет Ан-24, первый полет которого состоялся 20 октября 1959 года. С 1962 года по 1979 было выпущено более 1200 машин, большую их часть выпустил киевский авиазавод. Также Ан-24 производился в Китае под названием Y-7, его модификации продолжают выпускаться и по сей день. Чрезвычайно удачный самолет стал базой для создания ряда модификаций: транспортного Ан-26, самолета-аэрофотосъемщика Ан-30, транспортного Ан-32, отличавшегося установкой двигателей АИ-20 с увеличенной мощностью.
Триумфом ОКБ стало создание самолета Ан-22 "Антей" - первого в мире широкофюзеляжного лайнера. К его разработке предприятие приступило в конце 1960 года, а уже 27 февраля 1965 года первая машина совершила испытательный полет. Самый большой в мире (на то время) лайнер поражал своими возможностями: снаряженный вес 120 тонн, максимальная взлетная масса 250 тонн, грузоподъемность 60 тонн, дальность полета свыше 5000 км. Построено 66 "Антеев", несколько лайнеров продолжает полеты и по сей день.
Начало 1970-х годов КБ встретило работами по транспортному самолету с двумя двухконтурными турбореактивными двигателями. Военно-транспортный Ан-72 и разработанный на его базе Ан-74 (первые полеты состоялись в 1977 и 1983 годах соответственно) серийно производились на авиазаводе в Харькове, и в производственной программе харьковского предприятия до сих пор присутствуют различные модификации Ан-74: конвертируемые, санитарные и даже административные. Также в 1971 году ОКБ начало проработки по уникальному сверхтяжелому транспортному самолету, получившему название Ан-124 "Руслан". Первый полет опытный образец совершил 24 декабря 1982 года в Киеве, а спустя немногим более четырех лет он поступил на вооружение военно-транспортной авиации. Увы, выпуск гиганта в середине 1990-х годов прекратился. Однако самолет, изначально созданный как военно-транспортный, сформировал совершенно новый сегмент рынка - перевозку негабаритных и сверхтяжелых грузов, и неоспоримыми мировыми лидерами в этом сегменте являются авиакомпании России и Украины. Впоследствии предприятие приступило к созданию сверхтяжелого транспортного самолета Ан-225 "Мрiя", предназначенного для транспортировки крупногабаритных изделий массой до 250 тонн. Широкое использование агрегатов и узлов Ан-124 позволило создать уникальный лайнер за три года: в декабре 1988 года состоялся его первый полет. Единственный летающий экземпляр до настоящего времени перевозит коммерческие грузы.
Очередным заданием в области военно-транспортной авиации стала разработка среднего самолета короткого взлета и посадки Ан-70. Изначально рассчитанный как смена Ан-12, новый самолет рос по мере того, как заказчик наращивал свои требования, и сегодня он способен перевозить грузы массой до 47 тонн, включая практически всю номенклатуру армейской техники и вооружения, с посадкой на необорудованные грунтовые посадочные площадки. Специально для этого самолета впервые в мире создан винтовентиляторный двигатель Д-27 и многолопастный соосный винтовентилятор СВ-27. Несмотря на непростую судьбу, лайнер имеет все шансы стать серийным - он включен в государственную программу вооружений и заказан ВВС России и Украины.
На сложные 1990-е годы пришелся рассвет новой пассажирской машины - Ан-140, созданного на замену Ан-24. При схожей пассажировместимости, новинка почти в два с половиной раза превосходит ветерана по топливной эффективности, на 20% быстрее, имеет на 75% большую дальность полета. Первый полет состоялся 17 сентября 1997 года, и сегодня серийный выпуск машины ведется в Харькове, Самаре и Исфахане (Иран).
Сегодня коллектив компании работает над развитием ближнемагистральных лайнеров Ан-148 / Ан-158, и их модификациями, включая военно-транспортный Ан-178. Первые проработки по пассажирскому самолету с двумя двухконтурными турбореактивными двигателями были начаты в 1990-х годах, а в 2001 году было запущено работе проектирование новой машины, получившей индекс "148". Летные испытания начались 17 декабря 2004 года, а сегодня самолет серийно выпускается в Киеве и Воронеже. Кроме того, 28 апреля 2010 года начались испытания Ан-158 - удлиненной версии самолета, рассчитанной на перевозку 99 пассажиров.
Олег Константинович Антонов умер 4 апреля 1984 года, а 19 ноября предприятию присвоено его имя. В мае 1984 же года предприятие возглавил Петр Васильевич Балабуев, а с 2005 года и по настоящее время руководит компанией Дмитрий Семенович Кива.
Даже после ряда преобразований, через которые прошло КБ, включая присоединение серийного завода, имя "Антонов" остается в названии компании. Бренд, с которым знакомы авиаторы всех континентов, более 20 тыс. построенных "Анов" - вот итог 65 лет. Признанная во всем мире научная школа, современная научно-техническая и производственная база, динамичный коллектив, широкий модельный ряд - фундамент для новых достижений....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов