АвиаПорт.Ru
2 июня 2011, 18:44
Пополнение флота российскими авиакомпаниями в 2010 году
Из 11,84 млн новых пассажиров в 2010 году, перевозка около 74% была обеспечена за счет прироста флота авиакомпаний. Таким образом, впервые за долгое время поставки новых воздушных судов шли не на обновление, а на пополнение флота
В 2010 году российскими авиакомпаниями получено 77 новых самолетов. Под "новыми" понимаются либо поставки современной российской техники с заводов, либо ввоз самолетов из-за рубежа. Миграция б/у-шной советско-российской и иностранной техники между отечественными авиакомпаниями не учитывалась, поскольку на прирост провозной емкости статистически значимого влияния не оказывала. Справедливости ради отметим, что был лишь один случай передачи иностранной техники внутри России - Boeing 767-300 VQ-BOG от "Аэрофлота" к Nordwind.
На мировом рынке поставок воздушных судов западного производства российские компании выглядят откровенно слабо. В прошлом году Airbus и Boeing поставили 972 новых магистральных самолета, из которых на Россию пришлось всего 7 штук (0,7%). Embraer, Bombardierи ATR поставили еще 234 региональных самолета, ни один из которых в нашу страну не попал. Таким образом, доля России в поставках новой западной техники составила всего 0,58%, а доля в совокупных операциях (включая лизинг и продажу подержанной техники) - 1,3%, т.е. примерно в два раза ниже доли в перевозках пассажиров.
Типы воздушных судов
Из 77 самолетов 15 составили дальнемагистральные широкофюзеляжные лайнеры (таблица 1), 40 - среднемагистральные и 22 - региональные. По провозной емкости также лидируют среднемагистральные самолеты (в среднем 164 кресла), затем следуют дальнемагистральные (335 кресел) и региональные (50 кресел).
Таблица 1. Распределение поставленных в 2010 году ВС по типам
Категория ВС | Число ВС | Число кресел | Средний возраст на момент поставки |
---|---|---|---|
Дальнемагистральные широкофюзеляжные | 15 | 5 020 | 11,0 |
Среднемагистральные узкофюзеляжные | 40 | 6 561 | 9,5 |
Региональные узкофюзеляжные | 22 | 1 110 | 9,7 |
Всего | 77 | 12 691 | 9,8 |
Средний возраст на момент поставки различается незначительно, и составляет от 9,46 лет для среднемагистральных судов до 10,96 лет для дальнемагистральных. К сожалению, доля новой техники все еще невелика, с завода было поставлено всего 11 самолетов: 7 для "Аэрофлота" (A320, A321 и A330) и 4 для "России" (4 Ан-148). Благодаря отмене ввозных таможенных пошли на еще ряд позиций в конце 2010 года, можно ожидать, что в текущем году импортируемый флот помолодеет. Возраст остальных (б/у-шных) самолетов, введенных российскими авиакомпаниями в прошлом году, составил 11,4 года.
В прошлом году флот российских авиакомпаний пополнили самолеты всего лишь пяти производителей: Boeing, Airbus, Bombardier, Saab и "Антонов" (который мы считаем единым как КБ, несмотря на то, что сборка самолетов организована на разных производственных мощностях).
По числу поставленных ВС в прошлом году лидировал Boeing (чуть больше половины), за ним с заметным отрывом следовал Airbus (21%) (таблица 2). Весьма популярными стали региональные самолеты канадского производства CRJ-100/200, которых было ввезено 13 штук (17%), которые стали самым популярным типом, если считать "по головам", наряду с семейством Airbus A320 (13 бортов). Далее идут Boeing 737 Classic (12 самолетов) и Boeing 737 NG (в Россию ввозились только Boeing 737-800) - 10 самолетов.
Таблица 2. Распределение поставленных в 2010 году ВС по производителям
Производитель ВС | Число ВС | Число кресел на момент поставки | Средний возраст на момент поставки |
---|---|---|---|
Boeing | 39 | 8 550 | 11,74 |
Airbus | 16 | 3 031 | 5,27 |
Bombardier | 13 | 650 | 9,97 |
Антонов | 5 | 324 | 1,18 |
Saab | 4 | 136 | 19,3 |
По провозной емкости закономерно лидировали Boeing (67,4% кресел) и Airbus (23,9%). Средний возраст поставленных самолетов Airbus оказался в 2 раза ниже: 5,3 года против 11,7 у Boeing. На Airbus пришлось 7 из 11 поставленных новых самолетов (для "Аэрофлота").
Несмотря на динамично увеличивающийся парк в России, Airbus до сих пор остается самолетом "не для всех" авиакомпаний, и поставки его продукции в 2010 году осуществлялись всего для пяти отечественных перевозчиков, в то время как Boeing пополнил парки 10 авиакомпаний. Но за исключением новых Airbus A320 "Аэрофлота", средний возраст ввезенных самолетов составил 8,5 лет, а средняя остаточная стоимость - $24 млн. Для сравнения, остаточная стоимость десятилетнего Boeing 737-800 (такой был средний возраст ввезенных в 2010 году машин) составляет $26 млн. 20%-е таможенные пошлины на среднемагистральные самолеты, частично отмененные только в конце прошлого года, решительным образом сказываются на выборе российских авиакомпаний.
В числе 15 дальнемагистральных судов было 12 производства Boeing (4 Boeing747-400; 3 Boeing 767-300 и 5 Boeing 777-200) и 3 производства Airbus (3 A330-300). Из 40 среднемагистральных самолетов на Boeing пришлось 27 штук (12 Boeing 737 Classic; 10 Boeing 737 NG; 5 Boeing 757-200), на Airbus - 13 бортов (11 A320 и 2 A321).
Среди 22 региональных самолетов 17 были реактивными, 5 - турбовинтовыми. Из 22 самолетов 13 пришлось на Bombardier (3 CRJ-100; 10 CRJ-200), 5 на "Антонов" (4 Ан-148-100; 1 Ан-140-100) и 4 на Saab (4 Saab 340).
На иностранные самолеты пришлось 72 воздушных судна, на отечественные (российско-украинские) - 5 самолетов. По провозной емкости соотношение значительно менее презентабельное, поскольку все поставки российских самолетов были в региональном сегменте. В результате, из 12691 нового кресла на отечественную технику пришлось всего 324 - 2,6 от всего прироста провозной емкости (таблица 3).
Таблица 3. Распределение поставленных в 2010 году ВС по производству и возрасту (по числу ВС)
Категория | Число ВС | Число кресел |
---|---|---|
Новые иностранные | 7 | 1 364 |
Подержанные иностранные | 65 | 11 003 |
Новые российские | 4 | 272 |
Подержанные российские | 1 | 52 |
Авиакомпании
На авиакомпании "большой четверки" в прошлом году пришлось 35 самолетов (45%) с 6734 креслами (53%). По числу самолетов лидировали "ЮТэйр" (15 штук), "Трансаэро" (13 штук) и "Аэрофлот" (7 штук) (таблица 4). Группа S7 новые самолеты в прошлом году не получала. На G4 пришлось 12 из 14 дальнемагистральных самолетов (другие были поставлены "Владивосток Авиа" и Nordwind).
Таблица 4. Распределение поставленных в 2010 году ВС по авиакомпаниям (по числу ВС)
Авиакомпания | Число ВС |
---|---|
"ЮТэйр" | 15 |
"Трансаэро" | 13 |
"Аэрофлот" | 7 |
Nordwind | 5 |
"Россия" | 5 |
"Ак Барс" | 5 |
Orenair | 4 |
"Полет" | 4 |
Остальные | 35 |
По провозной емкости заметно лидирует "Трансаэро" (таблица 5), что закономерно, поскольку авиакомпания получила 10 из 15 новых широкофюзеляжных самолетов, а среднее число кресел в поставленных судах составило 292.
Таблица 5. Распределение поставленных в 2010 году ВС по авиакомпаниям (по числу кресел)
Авиакомпания | Число кресел |
---|---|
"Трансаэро" | 3 796 |
"ЮТэйр" | 1 574 |
"Аэрофлот" | 1 364 |
Nordwind | 1 324 |
Orenair | 744 |
"Владивосток Авиа" | 627 |
"Авианова" | 540 |
Остальные | 35 |
На полностью чартерные емкости (Nordwind, Orenair и 2 Boeing 757-200 "ЮТэйр") приходится 2 711 кресел (21%), на частично чартерные емкости (NordStar, "Москва", "Московия" и широкофюзеляжный флот "Трансаэро") - еще 3 205 кресла (25%), таким образом, доля чартерных емкостей достаточно велика и отражает тенденции развития рынка в последние годы.
Интересно распределение поставленных самолетов между столичными и нестоличными авиакомпаниями. Несмотря на то, что эти категории весьма условны, и рейсы, особенно чартерные, выполняются там, где есть спрос, на наш взгляд это отражает тенденции развития отрасли. На московское авиакомпании пришлось больше половины поставок по числу воздушных судов (58%) и подавляющая доля провозной емкости (68%) (таблица 6). Только одна из региональных компаний ("Владивосток Авиа") получила широкофюзеляжный самолет (Airbus A330), но в текущем году о планах пополнения флота дальнемагистральными лайнерами объявили и "Уральские авиалинии", и Orenair.
Таблица 6. Распределение поставленных в 2010 году ВС по авиакомпаниям
Категория | Число ВС | Число кресел на момент поставки | Средний возраст |
---|---|---|---|
Московские авиакомпании | 45 | 8 693 | 9,46 |
Региональные авиакомпании | 32 | 3 818 | 10,35 |
Всего | 77 | 12 691 | 9,83 |
Заключение
Мы констатируем, что пополнение парка самолетов российскими авиакомпаниями не останавливается, несмотря на предположения об избыточных провозных емкостях, которые могли бы негативно влиять на себестоимость перевозок. В действительности, избыточные емкости существуют, но только в низкий сезон, в то время как летом (в июле и августе) начинает ощущаться из недостаток. К сожалению, высокая сезонность была и остается острой проблемой российского рынка, которую не так просто решить. Тем не менее, авиакомпании в 2010 году продолжили покупку новых самолетов, за счет которых обеспечили почти 3/4 прироста пассажиропотока а прошлый год. Речь идет уже не об обновлении парка, а о его механическом расширении, поскольку все основные получатели новых самолетов (за исключением "ЮТэйр", "Кубани" и "Уральских авиалиний" уже приостановили полеты на устаревших самолетах советского производства. Оставляет положительное впечатление прирост региональной техники, в том числе российского производства, который продолжится в 2011 году за счет новых самолетов SSJ-100. Региональная авиация в России пусть и испытывает кризис, но далека от клинической смерти, как это иногда пытаются представить. Постепенно осуществляется модернизация парка иностранной техники у двух крупнейших авиакомпания - "Аэрофлота" (который постепенно выводит Boeing 767) и "Трансаэро" (которая избавляется от Boeing 747 ранних модификаций)....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Январь 9, 2025
Вот потому-то мила мне всегда, Вологда-гда-гда-гда, Вологда…