АвиаПорт.Ru
28 февраля 2012, 09:25
"Як Алакон" продолжает программу разработки и производства Як-58
Российско-казахское совместное предприятие "Як Алакон" продолжает работы по совершенствованию многоцелевого одномоторного шестиместного самолета Як-58
"К концу текущего года планируется поднять в воздух первый образец Як-58 с дизельным двигателем Raikhlin RED-А03", - сказал он.
По словам собеседника, дизельный двигатель RED-А03 с турбонаддувом и автоматизированной системой управления имеет мощность около 490-500 л.с. Двигатель будет установлен на одном из ранее построенных самолетов, после чего начнутся заводские испытания. Сертификационные летные испытания планируется завершить в конце 2013 года, после чего создатели рассчитывают получить сертификат летной годности на самолет Як-58 с турбодизелем RED-А03.
Он уточнил, что первоначально самолет сертифицирован по нормам и требованиям Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета, а в дальнейшем - и по американским нормам FAR-23 и европейским JAR-23.
Собеседник также отметил высокую степень готовности нового двигателя. Он напомнил, что в 2011 году в Германии проводились летные испытания двигателя RED-А03, установленного на спортивном самолете Як-52 (мощность почти 500 л.с вместо 360 л.с, ранее установленного на Як-52). "В ходе летных испытаний Як-52 показал выдающиеся результаты", - подчеркнул он.
Программа Як-58, реализуемая ОКБ Яковлева, в конце 1990-х годов была приостановлена из-за недостатка финансирования. В дальнейшем работы были продолжены на совместном предприятии АО "Як Алакон", созданном с участием компаний России, Казахстана и США. Была утверждена программа по завершению НИОКР Як-58, его сертификации, организации производства и продвижения на рынок. "Со времени начала проектирования Як-58 прошли многие годы - технологии и подходы к проектированию, да и запросы рынка изменились, и потребовали переосмысления летно-технических характеристик, конструктивных решений самолета", - отметил собеседник.
По его мнению, большое значение для реализации проекта Як-58 имела макетная комиссия, которая была проведена в сентябре 2010 года, на которую разработчик представил переработанный проект Як-58 с дизельным двигателем и новым бортовым оборудованием. Кроме того, совместно с ОКБ им. А.С. Яковлева в СибНИИ проведена научно-исследовательская работа по совершенствованию аэродинамической компоновки самолета. В результате проведенных исследований удалось увеличить аэродинамическое качество, крейсерская скорость возросла на 45 км/ч (до 270 км/ч), дальность полета увеличилась до 1200 км, а перегоночная дальность - до 2000 км. Существенно улучшились характеристики устойчивости и управления самолетом. Все полученные в ходе исследований результаты были учтены при внесении изменений в конструкторскую документацию.
Первоначально самолет Як-58 проектировался под установку поршневого двигателя типа М-14, потом - более мощного отечественного М9Ф, одновременно прорабатывалась возможность установки и двигателя зарубежного производства. "На сегодня принято решение, которое и реализуется, об оснащении самолета турбодизелем", - сказал собеседник.
Он подчеркнул, что применение на самолете в качестве силовой установки турбодизеля RED-А03 по действующему на сегодня проекту дает машине значительно лучшие потребительские качества. Турбодизель не только более мощный, чем отечественные М-14 и М9Ф, но и работает на обычном авиационном керосине, который имеется практически на всех аэродромах, в то время как в России авиационный бензин для поршневых двигателей не выпускается. Авиакеросин не только имеет большую распространенность, но и значительно дешевле авиационного бензина для поршневых двигателей. Все это в совокупности, а также с учетом значительно (на 20-30%) меньшего расхода топлива у турбодизеля и дает существенные преимущества новому варианту.
Модернизированный Як-58 будет оснащаться не только новым авиадвигателем, но и современным бортовым и приборным оборудованием. На сегодня разработчик Як-58 рассматривает несколько вариантов бортового оборудования, из которых основными являются два - комплекс пилотажно-навигационного оборудования "Garmin 950 (1000)" с системой GPS и российский комплекс компании "Транзас" с системой ГЛОНАСС. Эти два комплекса планируется устанавливать на самолетах коммерческой авиации по требованию заказчика. "Одновременно рассматривается возможность установки на самолетах для частных владельцев более простого и дешевого комплекса зарубежного производства", - сообщил собеседник.
По мнению собеседника, в первую очередь построенные Як-58 пойдут покупателям из Казахстана и России, так как в этих странах наблюдается серьезнейший дефицит сертифицированных самолетов авиации общего назначения. Кроме того, "Як Алакон" плотно работает с соседними странами - Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменией, а в Турции и Китае есть представительства компании. По его словам, Китай сегодня представляет собой заманчивый рынок, и как один из методов вхождения на него у компании есть предложения по финальной сборке самолета в Китае.
На сегодня уже имеются предварительные заказы на поставку более 110 самолетов от разных организаций и авиакомпаний. АО "Як Алакон" активно работает с АО "Казпочта", заинтересованным в развитии авиационных почтовых сообщений. "Общие потребности в самолетах типа Як-58 в Казахстане оцениваются в 300-400 машин", - отметил собеседник.
По его сведениям, разрабатывая модернизированный самолет Як-58, конструкторы параллельно прорабатывают достаточно многочисленные модификации самолета различного применения. В частности, рассматривается возможность увеличения количества мест на самолете с шести до восьми, установка более мощного турбодизеля. "Сама конструкция самолета позволяют реализовать такое предложение", - подчеркнул специалист.
Отвечая на вопрос "АвиаПорт" о возможных сроках первой публичной демонстрации обновленного самолета Як-58, собеседник сказал, что исходя из планов постройки опытного экземпляра и сроков реализации программы сертификационных летных испытаний, можно полагать, что публичная демонстрация состоится на авиасалоне в Ле Бурже летом 2013 года.
Справка "АвиаПорт":
Самолет Як-58 выполнен по двухбалочной схеме с П-образным хвостовым оперением и толкающим винтом. Компоновка самолета отличается компактностью и рациональностью конструкции. Первый полёт 26 декабря 1993 с поршневым двигателем М-14ПТ ("ПТ" - модификация М-14П с толкающим воздушным винтом).
Самолет предназначен для выполнения полетов по правилам визуального полета днем и по правилам полета по приборам днем. Ресурс до списания самолета - 3000 летных часов, 12000 посадок, 20 лет.
Технические характеристики первоначального проекта Як-58 с двигателем М-14ПТ и самолета по сегодняшнему проекту:
Параметр | Значение | |
---|---|---|
Тип двигателя | М-14ПТ | RED A03 |
Мощность двигателя, л.с. | 360 | 480 |
Максимальная высота полета, м | 4000 | 4500 |
Дальность полета, км | 1000 | 1200 |
Скорость посадочная, км/ч | 125 | 135 |
Длина взлетной дистанции, м | 610 | 600 |
Длина посадочной дистанции, м | - | 650 |
Максимальная скорость полета, км/ч | 300 | 330 |
Крейсерская скорость полета, км/ч | 285 | 285 |
Максимальная масса взлетная, кг | 2100 | 2115 |
Масса коммерческой нагрузки, кг | 450 | 550 |
Длина самолета, м | 8,55 | 8,55 |
Высота самолета, м | 3,16 | 3,16 |
Размах крыла, м | 12,7 | 13,34 |
Площадь крыла, кв.м. | 20,0 | 20,2 |
Проект самолета Як-152 "Кадет"
По сведениям, которыми располагает собеседник, АО "Як Алакон" совместно с ОКБ Яковлева работает над созданием учебно-тренировочного, пилотажного самолета типа Як-152. Эта машина позволит выполнять весь комплекс фигур высшего пилотажа. Самолет будет оснащен системой катапультирования, а кабина - системой отопления и вентиляции. Самолет будет способен базироваться на бетонных и грунтовых аэродромах. В разработке нового учебно-тренировочного самолета (УТС), кроме ОКБ Яковлева и "Як Алакон" принимает участие китайский партнер. В Китае версия УТС будет выпускаться под наименованием L-7, в странах СНГ - Як-152 для первоначальной подготовки пилотов. Кроме того предусмотрена и модификация под обозначением "Кадет" для аэроклубов, спортивной авиации и пилотажа. Самолет в комплектации "Кадет" будет использоваться в аэроклубах для обучения пилотов-любителей, частными владельцами, учебными заведениями. Предполагаемая стоимость "Кадета" составит порядка $270 тыс. Такой самолет в различных комплектациях и версиях по заказам покупателей будет иметь значительный спрос на мировом авиарынке, полагает собеседник.
Касаясь перспективных работ АО "Як Алакон", президент компании А.Топоров ранее сообщал, что в Казахстане разрабатывается свой самолет "Енбекши" для производства авиационно-химических и лесоавиационных работ. Это одно/двух местный низкоплан с тянущим винтом. Компоновка фюзеляжа выполнена по типичному для этого класса самолетов принципу: впереди двигатель, за ним вблизи центра тяжести бункер для химраствора, сзади - кабина пилота. Такая компоновка обеспечивает максимальную защиту пилота в случае аварии. На самолете установлена быстродействующая парашютная система, предназначенная для спасения летательных аппаратов с пилотом и грузом при возникновении аварийной ситуации. Потребность таких самолетах в Казахстане большая - порядка 400 машин. Стоить самолет "Енбекши" будет порядка $200 тыс. Ожидается, что сборка самолетов "Енбекши", "Кадет" и Як-152 будет на новом авиасборочном комплексе примерно с 2014 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали