О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ассоциация АССАД подвела итоги работы отрасли в 2011 году

Президент АССАД Виктор Чуйко на заседании 29 марта в отчетном докладе подвел итоги работы предприятий, входящих в состав Ассоциации, в прошедшем 2011 году

Москва. 9 апреля. АвиаПорт - Президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД) Виктор Чуйко на заседании 29 марта в отчетном докладе подвел итоги работы предприятий, входящих в состав Ассоциации, в прошедшем 2011 году.

В начале собрания было сообщено, что в составе участников Ассоциации произошли изменения. В частности, были вручены Свидетельства о приеме новых членов в состав АССАД: ОАО "Кузнецов", казанского ЗАО "Гипроавиапром", совместного российско-украинского предприятия "Авиаремонт-МС".

По словам Президента АССАД, в состав Ассоциации на сегодня входят 102 организации, в том числе 80 предприятий из России, 12 предприятий из Украины и Белоруссии, 10 компаний из США, Канады, Германии и Франции.

Говоря о нескольких исключенных из состава АССАД предприятиях, В.Чуйко отметил, что 29 марта текущего года на заседании Правления в связи с нарушением уставных требований и потерей контактов приостановлено членство фирмы Pratt&Whitney (США). К сожалению, после того как эта фирма продала свои активы в пермском ОАО "Авиадвигатель" и ОАО "Пермские моторы", связь с фирмой прервалась, констатировал он.

Далее В.Чуйко остановился на итогах работы отрасли в прошлом году, отметив, что примерно в одном составе руководители предприятий, входящих в состав Ассоциации, собираются не первый год, и продолжают говорить о вопросах, которые тревожат всех - о явно недостаточном выпуске самолетов и вертолетов отечественного производства.

В авиационной отрасли в 2011 году общий объем производства вырос на 8,7% от объема 2010 года. Однако объем производства гражданской продукции за прошлый год сократился до 98,4% к уровню предыдущего года, а в 2010 году также наблюдалось падение объемов - 98,1% относительно 2009 года. По продукции государственного значение есть рост на 12,6%, сказал докладчик.

В 2011 году в авиастроении продолжался системный кризис, не произошло ожидаемого существенного роста производства и продаж отечественных гражданских самолетов - заказчикам были поставлены лишь 11 магистральных пассажирских самолетов: один Ил-96, два Ту-204, пять Sukhoi Superjet-100, два Ан-148 и один Ан-140. Кроме пассажирских, также были поставлены один Бе-200 и самолеты Як-18Т. Вертолетов было поставлено 73 машины, без учета модернизированных и поставленных Минобороны, сказал выступающий.

Он подчеркнул, что, к сожалению, за годы деятельности ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) не только не выполнена основная задача по поставкам пассажирских самолетов с выходом на мировой рынок, но даже практически упущен внутренний рынок.

Ниже в табличной форме приведены сведения о выпуске магистральных самолетов в России на период 2005-2011 гг.:
ГодыКол-во самолетов
2005 г.8
2006 г.7
2007 г.7
2008 г.10
2009 г.14
2010 г.7
2011 г.11


На протяжении шести лет не произошло наращивание производства пассажирских самолетов. Правда, по плану на последующие годы планируется значительное увеличение выпуска самолетов Sukhoi Superjet-100 - 20 самолетов в 2012 году и 40 в 2013 году, сказал В.Чуйко.

Однако следует напомнить, что в прошлогоднем докладе Президента АССАД о работе предприятий Ассоциации в 2010 году говорилось, что планами ОАК в 2011 г. предусмотрен значительный рост выпуска магистральных самолетов - их планируется выпустить 31: Ту-204/214 - 5, Ил-96 - 1, Ан-148 - 8, SSJ-100 - 14, Бе-200 - 2, Ил-76 - 1.

Далее Президент АССАД остановился на вопросах поддержки авиапрома государством. В соответствие с Федеральной целевой программой "Развитие гражданской авиационной техники в России в 2002-2010 годах и на период до 2015 года" (ФЦП-2015), на проведение НИОКР по гражданской авиатехнике в 2011 году было направлено бюджетных средств в размере 30,4 млрд рублей, в 2010 году - 17 млрд рублей. На финансирование таких работ на 2012-2013 годы предусмотрено выделение 32,2 млрд и 34,9 млрд рублей соответственно. Надо иметь в виду, что в 2000 году на эти цели было направлено всего 3 млрд рублей, то есть финансирование увеличилось более чем в 10 раз. Можно было ожидать и аналогичного роста выпуска самолетов.

Глава АССАД отметил, что в целом на предприятиях двигателе- и агрегатостроения в 2011 году наблюдалось тенденция некоторого улучшения финансово-экономического состояния. Увеличение объемов по всем предприятиям Ассоциации составило 19,1%, в том числе по группе предприятий, входящих в состав ОАО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК) - 10%, по авиаремонтным предприятиям - 47,8%.

Вместе с тем в 2011 году, несмотря на трудности, имелись и достижения:
  • продолжались интенсивные работы по созданию авиадвигателя ПД-14 для перспективного семейства самолетов МС-21 и промышленных газотурбинных установок (ГТУ), продолжались доводочные работы по перспективному газогенератору;
  • получен Сертификат типа АР МАК на двигатель ПС-90А3;
  • завершены стендовые государственные испытания двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В;
  • получен Сертификата типа на двигатель СаМ146 с увеличенной взлетной тягой для самолета Sukhoi Superjet-100 с увеличенной дальностью полета;
  • завершены сертификационные испытания вспомогательной силовой установки (ВСУ) ТА18-200М на базе сертифицированной ВСУ ТА18-200;
  • получен Сертификат АР МАК на самолет Ан-158 с двигателями Д-436-148.
По словам В.Чуйко, в целом на предприятиях двигателестроения в 2011 году по сравнению с 2010 годом сохранилась положительная динамика основных производственных и финансово-экономических показателей, в том числе и по объемам продаж.

За 2011 год 49 предприятий предоставили данные, после обработки которых были получены следующие результаты. В целом объем продаж по предприятиям вырос по сравнению с 2010 годом на 19,1% и составил более 199 млрд рублей. По российским предприятиям рост объемов составил 15,6% (в 2010 году - 12,6%). Если в 2001-2003 годах объемы двигателестроения росли на 25-36% в год, то после проведения административной реформы в 2004 году темп роста упал до 3% с последующим ростом до 27% в 2007 году. В 2008 году после очередной реформы рост упал до 4,3%. И дальше подотрасль вышла на уровень 16-20% в год.

Далее глава АССАД в докладе привел конкретные цифры увеличения роста объемов продаж в прошлом году. Он отметил, что наибольшие объемы продаж в 2011 году по сравнению с 2010 годом среди серийных предприятий показали такие предприятия как:

ПредприятиеРост, %
ФГУП "УАП "Гидравлика"123
АО "Мотор Сич"121
ОАО "Днепроспецсталь"141
ООО "Завод им. Медведева"156
ФГУП "НПП "Мотор"151
ОАО "ОМКБ"146


Наибольшие объемы продаж в 2011 году по сравнению с 2010 годом среди НИИ и АРЗ показали такие предприятия как:
ПредприятиеРост, %
"ГипроНИИавиапром"169
"ВИАМ"132
ГП "410 завод ГА"328
Армавирский завод246
ОАО "123 АРЗ"220

Докладчик особо отметил существенное повышение эффективности работы авиаремонтиных заводом Министерства обороны в сфере выполнения оборонного заказа и принятию ряда мер по модернизации основных фондов.

Численность работающих на предприятиях АССАД уменьшилась за отчетный период на 1,6%, но при этом наблюдается большой разброс показателей: от падения численности более чем на 10% на ОАО "НПО "Сатурн", ФГУП "ОМО им.П.И.Баранова" и ОАО "ММП им.Чернышева" до роста численности до более чем на 10% на Армавирском заводе и ОАО "123 АРЗ". Средняя заработная плата в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 14,2%. Выше среднего зарплата выросла на 12 предприятиях и наиболее существенно на ОАО "Металлист-Самара", ОАО "Кузнецов", ОАО "123 АРЗ", ФГУП "ВИАМ", ОАО "Днепроспецсталь" и ОАО "Авиадвигатель". Предприятия, входящие в состав ОДК, увеличили объемы продаж на 10%, численность сократилась на 4% (в 2010 году - на 2,5%), зарплаты выросли на 24,5% (2010 год - на 13,5%), привел цифры В.Чуйко. Численность работающих в отрасли составила 407,7 тысяч человек, а средняя зарплата составляет 25 тыс. 270 рублей в месяц.

Виктор Чуйко несколько подробно остановился на итогах работы в 2011 году некоторых предприятий АССАД.

ОАО "Авиадвигатель"

На ОАО "Авиадвигатель" в 2011 году объем продаж относительно уровня 2010 года увеличился на 80%, зарплата на 20%, численность уменьшилась на 4%. Увеличение объема продаж произошло не только и не столько за счет бюджетных средств, а в основном за счет увеличения выпуска ГТУ для перекачки газа.

В 2011 году успешно проведена процедура прохождения третьего контрольного рубежа по программе создания семейства перспективных двигателей ПД-14. Значительным успехом стало завершение разработки и изготовление, первой сборки и испытаний газогенератора двигателя ПД-14. В 2011 году завершено проектирование и изготовление 77% деталей полноразмерного двигателя ПД-14, остальные детали находились на разной стадии изготовления и практически к концу первого квартала первый образец ПД-14 будет изготовлен.

ФГУП "НПП "Мотор" в 2011 году были проведены большие работы по теме создания двигателя ПД-14. Предприятием в сотрудничестве с другими заводами разработан модуль турбины низкого давления.

Наряду с работами по созданию ПД-14, в 2011 году ОАО "Авиадвигатель" уделяло повышению надежности серийного двигателя ПС-90А. Наработка ПС-90А в 2011 году на съем с крыла и поставку на ремонт по производственным причинам увеличилась на 13%. В целом двигатель сегодня по безопасности полетов, по наработке на выключение в полете полностью удовлетворяет действующим нормам и даже превосходит их.

ОАО "Климов"

В Шувалово строится новый опытный завод ОАО "Климов". Предприятие успешно, в соответствии с графиком, осуществляет реализацию инновационного проекта "Петербургские моторы" - строительство конструкторско-производственного комплекса в Шувалово.

ФГУП "НПЦ газотурбостроения "Салют"

"НПЦ газотурбостроения "Салют" в 2011 году продолжил работы по исследованиям и разработке документации и изготовлению ряда узлов в рамках научно-исследовательской работы "Вентилятор перспективного изделия" и "Сопло перспективного изделия". Кроме того, проведены мероприятия по повышению надежности двигателя АЛ-31Ф и модернизированного АЛ-31ФМ.

ОАО "НПО "Сатурн"

"НПО "Сатурн" начал в 2011 году поставку первых серийных двигателей SaM-146 для самолетов Sukhoi Superjet-100. Предприятие получило Сертификат Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета на право ремонта этих двигателей. Заключен долгосрочный контракт с ОДК на поставку двигателей Д-30КП в количестве 184 штук, а также на поставку ГТУ 10РМ-Э в количестве 200 штук. В 2011 году состоялся первый полет третьего опытного образца истребителя, создаваемого по программе ПАК ФА с двигателями постройки ОАО "НПО "Сатурн".

ОАО "Кузнецов"

ОАО "Кузнецов" совместно с Самарским государственным аэрокосмическим университетом проводятся работы по созданию линейки газотурбинных двигателей на базе универсального газогенератора высокой энергетической эффективности по заказу Министерства образования и науки РФ.

АО "Мотор Сич"

АО "Мотор Сич" по двигателю Д-27 завершило доукомплектацию сборочными единицами и деталями в рамках подготовки двигателя для проведения совмещенных стендовых Государственных сертификационных испытаний двигателя и сертификационных испытаний летного образца самолета Ан-70. В соответствие с договорами, стенд подготовлен для проведения совмещенных испытаний, подготовлен также и двигатель для стендовых испытаний.

Двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В успешно прошел государственные стендовые испытания на ремонтном предприятии в Гатчине, подтвердил свое соответствие требованиям Технического задания Министерства обороны России, оформляет соответствующий акт о проведении государственных стендовых испытаний двигателя.

Продолжены работы по созданию двигателя Д-436МП с увеличенной тягой с модифицированным широкохордными лопатками вентилятора.

ГП "ЗМКБ "Прогресс" в рамках глубокой модернизации самолета Ан-70 выполнялись работы по приведению в типовой профиль двигателя Д-27.

По двигателю АИ-222-2.5 начата серийная эксплуатация в составе силовой установки самолетов Як-130 с техническим сопровождением разработчиком двигателя.

Санкт-Петербургское ОАО "Красный Октябрь" продолжало изготовление образцов агрегатов для самолетов пятого поколения, а также агрегатов для вертолетов Ми-382 и Ка-226.

В.Чуйко подробно остановился на деятельности Правления АССАД в 2011 году и сообщил, что на 2012 год запланировано:
  • проведение Двенадцатого международного салона "Двигатели-2012" и в его рамках Научно-технического конгресса по двигателестроению "НТКД-2012" (17-20 апреля 2012 г.);
  • проведение совместно с ФГУП "ЦИАМ", ГосНИИ ГА, разработчиками, изготовителями и эксплуатирующими организациями совещания "Итоги эксплуатации авиационных двигателей в 2011 году и в первом квартале 2012 года и оценка безотказности двигателей гражданской авиации за вышеуказанный период" (июнь 2012 г.);
  • проведение 34 и 35 заседаний Межгосударственного Координационного Совета по сотрудничеству между Российской Федерацией и Украиной в области авиадвигателестроения (июнь - г. Запорожье, ноябрь - г. Москва);
  • организация работы комиссий по основным направления деятельности;
  • проведение совместно с НИИ и предприятиями научно-технических советов АССАД, в том числе по темам: модернизация предприятий агрегатостроения в целях повышения качества и надежности продукции, совершенствование методов ремонта двигателей и их агрегатов, опыт создания, производства и сопровождение эксплуатации индустриальных установок, созданных на базе газотурбинных двигателей.
Относительно салона "Двигатели-2012" В.Чуйко сказал, что о проведение салона предусмотрено распоряжением Правительства РФ №1310-р от 28 июля 2011 года и Приказом Минпромторга России №1500 от 31 октября 2011 года.

В рамках салона пройдут "НТКД-2012", "День науки и знаний", "День Военно-воздушных сил", конкурс "Будущее авиации за молодой Россией", пресс-конференции, круглые столы и презентации. Об участии в "НТКД-2012" заявили более 130 ученых и специалистов из 8 стран. На сегодня зарегистрировано более 110 предприятий и фирм из 7 стран мира. Заказанная площадь составляет 3000 кв.м при общей площади экспозиции 5000 кв.м.

Далее на заседании были заслушаны отчеты о финансово-экономической деятельности АССАД. Ревизионная комиссия проверила финансово-хозяйственную деятельность Генеральной дирекции и признала ее удовлетворительной. Доклад ревизионной комиссии был утвержден единогласно. Отчет о работе руководства АССАД были утверждены. Состоялись также выборы президента и членов правления АССАД. Президентом АССАД открытым голосованием избран В.Чуйко.

Напомним, что 9 февраля 1991 г. 58 предприятий и организаций авиационного двигателестроения и агрегатостроения подписали устав и Учредительный Договор о создании АССАД. Регистрация ассоциации состоялась 31 мая 1991 г....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка