АвиаПорт.Ru
28 мая 2013, 11:42
Рынок региональных самолетов ждет очередное сражение
До момента принятия решения руководством компании Embraer о ремоторизации региональных самолетов семейства E-jet ее главные конкуренты - Bombardier и Mitsubishi Aircraft - могли спокойно рассчитывать на получение достаточно большой доли рынка
Ранее бразильский авиастроительный концерн Embraer занял доминирующее положение в своем сегменте. Embraer за последнее десятилетие поставила заказчикам более 940 самолетов E-jet, еще 220 воздушных судов осталось в портфеле заказов авиастроителя. Однако в последние годы бразильской компании пришлось столкнуться с достаточно сильной конкуренцией со стороны канадской Bombardier и японской Mitsubishi Aircraft.
Лайнеры Bombardier CSeries и Mitsubishi Regional Jet (MRJ) предлагаются клиентам с новыми редукторными турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney, которые должны быть гораздо эффективнее своих предшественников. И этот немаловажный фактор привел к достаточно высокому интересу к данным воздушным судам среди региональных перевозчиков.
Такие усилия конкурентов не могли оставить равнодушным руководство компании Embraer, которое после долгих месяцев обсуждений все-таки решилось на ремоторизацию своего успешного семейства E-jet. Формальное решение о запуске проекта ремоторизации аналитики ожидают в середине этого года, но уже сейчас известно, что на смену лайнерам E-jet с двигателями CF34 придут новые самолеты с редукторными силовыми установками P&W и обладающие рядом других новшеств. По оценкам производителя, новые самолеты E-jet будут более чем на 10% экономичнее своих предшественников, сократятся затраты на их сервисное обслуживание, также они будут более экологичными. Кроме того, рассматривается возможность производства удлиненной версии этих лайнеров.
Запуск в эксплуатацию этих авиалайнеров намечен на 2018-2019 гг., тогда как самолеты Bombardier CSeries появятся в небе уже в 2014 г., а лайнеры MRJ в 2015 г. В то же время аналитики считают, что Embraer сможет достаточно быстро догнать своих главных конкурентов, несмотря на более поздний запуск в производство новых региональных самолетов.
Так, например, задержки с развитием программы MRJ уже сейчас играют на руку компании Embraer. Согласно первоначальным планам, летные испытания лайнеров MRJ должны были начаться в 2011 г., позже начало программы летных испытаний было перенесено на второй квартал 2012 г., а потом на конец 2013 г. Когда точно этот лайнер будет запущен в эксплуатацию - неизвестно, пока же называются ориентировочные сроки - не раньше 2015 г.
По мнению аналитика компании Teal Group Ричарда Абулафья, решение Embraer провести ремоторизацию самолетов E-jet поможет продемонстрировать реальный спрос на воздушные суда MRJ. В тот момент, когда Mitsubishi Aircraft представила авиационной отрасли этот лайнер, он был единственным региональным самолетом, который оснащался двигателями нового поколения, поэтому появление заказов на эти машины было вполне ожидаемым. Но теперь, когда лайнеры E-jet должны получить такие же эффективные силовые установки, ситуация на рынке может измениться кардинальным образом.
Как считает Р.Абулафья, решение о ремоторизации самолетов E-jet со стороны Embraer было запоздалым, и его нужно было принимать раньше. В этом случае у проекта MRJ практически не было бы никаких шансов на получение заказов. В частности, он отмечает, что у Mitsubishi Aircraft нет никакого опыта относительно продаж, обслуживания и финансирования региональных реактивных самолетов, и этот факт отпугивает многих потенциальных заказчиков, поскольку представляет определенную долю риска.
Конечно, у руководства японского авиаконцерна совсем другой взгляд на эту ситуацию. Так, вице-президент по бизнес-планированию Mitsubishi Aircraft Ханк Иваса, отмечает, что лайнеры MRJ будут обладать рядом технологических преимуществ по сравнению с конкурентами. Кроме того, данный самолет изначально разрабатывается под редукторные двигатели P&W GTF, соответственно он должен быть более эффективным, чем ремоторизованные лайнеры E-jet, конструкция которых разрабатывалась под силовые установки CF34. Х. Иваса также отмечает, что преимущество самолетов MRJ заключается не только в двигателях GTF, но и в том, что эти лайнеры объединяют в себе новое поколение различных технических и аэродинамических решений.
Что касается самолетов Bombardier CSeries, то здесь ситуация несколько иная, поскольку воздушные суда этого семейства стоят на границе двух различных сегментов - региональных лайнеров и ближнемагистральных узкофюзеляжных самолетов. Лайнер CS100 вместимостью от 108 до 125 чел. будет конкурировать с самолетами E190 (114 мест) и E195 (124 места). Тогда как воздушные суда CS300, рассчитанные на перевозку от 130 до 160 чел. в зависимости от конфигурации будут соперничать с ближнемагистральными лайнерами семейства A320 от Airbus и 737NG от Boeing.
Как считает Р.Абулафья, если Embraer выпустит на рынок ремоторизованную удлиненную модель E195 с вместимостью до 130 чел., то позиции Bombardier на рынке региональных самолетов могут пошатнуться. В частности, он отмечает, что выход модели E195 приведет к снижению количества заказов на лайнеры CS100.
В настоящее время у CS100 есть одно весомое преимущество - это фактор времени. Но если бы авиакомпаниям пришлось делать выбор между самолетами CS100 и E-195, то многие выбрали бы лайнеры Embraer, поскольку они дешевле своего канадского конкурента и требуют меньше затрат на обслуживание в процессе эксплуатации.
В аналитическом агентстве Ascend обращают особое внимание на редукторные двигатели от P&W: главный вопрос, насколько эти силовые установки будут оптимизированы под лайнеры Embraer. Аналитики данного агентства подчеркивают, что CS100 - это совершенно новый самолет, специально спроектированный под требования современного рынка, тогда как E195 будет лишь удлиненной версией модели, выпускающейся на протяжении длительного времени. Кроме того, до конца не ясно, смогут ли конструкторы оптимизировать редукторные двигатели под самолеты семейства E-jet.
Если рассматривать текущий отрезок времени, то сейчас есть два варианта редукторных двигателей P&W, которые разрабатываются для самолетов CSeries и лайнеров MRJ. Иными словами, одна силовая установка будет предназначена для сегмента авиалайнеров вместимостью от 110 до 130 чел., а другая - для сегмента лайнеров вместимостью от 70 до 90 чел. Но когда дело касается самолетов семейства E-jet, то здесь необходимо понимать, будут ли предлагаемые редукторные двигатели различными для моделей E-170 и E-190, или же это будут совершенно одинаковые по своим характеристикам силовые установки.
Вице-президент по маркетингу компании Bombardier Филипп Путиссу отмечает, что разработанный с нуля самолет будет обладать многочисленными преимуществами в различных областях по сравнению с ремоторизованными лайнерами. В частности, отмечается, что лайнеры CSeries будут отличаться непревзойденным комфортом для пассажиров и высокой экономичностью в сравнении с основными конкурентами. Кроме того, на самолетах CS100 в одном ряду будет расположено пять кресел, тогда как у конкурентов салон меньше, и там размещается только четыре кресла в ряд.
В настоящее время аналитики абсолютно едины в мнении, что говорить о появлении ремоторизованных самолетов E-jet еще рано, а вот выход на рынок лайнеров CSeries действительно может серьезно пошатнуть позиции выпускаемых ныне воздушных судов E-jet.
По словам аналитиков, достаточно вспомнить историю проектов ремоторизации, чтобы понять, что с появлением на рынке ремоторизованных самолетов, выпуск их предшественников прекращается примерно через два года. Таким образом, трудно представить, что Embraer будет выпускать предыдущее поколение лайнеров E-jet с появлением их собратьев с новыми двигателями.
С другой стороны экспертов удивляет тот факт, что между потенциальным запуском проекта ремоторизации самолетов E-jet и первой поставкой существует достаточно продолжительный промежуток времени. В настоящее время в портфеле заказов Embraer осталось всего лишь несколько сотен самолетов. С учетом сложившихся темпов производства, весь портфель заказов будет реализован в течение ближайших двух лет, а до выпуска нового самолета остается четыре с половиной года.
Отчасти такую стратегию объясняет тот факт, что руководство компании Embraer решила модернизировать выпускаемые в настоящее время лайнеры E-jet. В качестве запланированных аэродинамических обновлений называются модернизированные законцовки крыла (винглеты), а также увеличенный размах крыла. Все эти новшества, как обещает производитель, приведут к пятипроцентному сокращению расхода топлива. В 2014 г. первые обновленные лайнеры семейства E-jet получит авиакомпания Republic Airways, которая является региональным партнером американского перевозчика American Airlines.
В числе других региональных самолетов, готовящихся к появлению на рынке, эксперты также отмечают китайский ARJ21, который разрабатывается национальной корпорацией Comac. Однако всерьез данный проект, столкнувшийся со многими трудностями, на западном рынке никто не воспринимает. Как отмечают аналитики, проект ARJ21 является всего лишь попыткой китайской авиапромышленной отрасли продемонстрировать свои способности по проектированию и производству реактивных самолетов. И скорее всего, за пределами китайского рынка данные лайнеры не смогут найти своих заказчиков, особенно, учитывая постоянные отсрочки с сертификацией данного воздушного судна.
Недавно, осведомленные источники внутри корпорации Comac сообщили, что самолеты ARJ21, скорее всего, не смогут пройти сертификацию до конца 2014 г. А значит реализация данной программы, запущенной практически 11 лет, снова будет отсрочена, хотя первоначально поставки этих самолетов были запланированы на 2007 г.
В 2012 г. руководство Comac поставило перед собой цель - сертифицировать лайнеры ARJ21 в первой половине 2013 г., а первая поставка авиакомпании Chengdu Airlines была запланирована на 2014 г. Далее в планы Comac входила сертификация самолетов ARJ21 Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA), на что могло бы потребоваться еще около двух лет. Однако реализации программы сертификации затянулась, и пока эксперты не склонны считать, что она близится к завершению.
На данный момент завершено около 70% валидационных испытаний лайнеров ARJ21 и около 60% необходимых летный испытаний. Поэтому в текущем году данное воздушное судно, скорее всего, не сможет пройти сертификацию в связи с большим объемом оставшихся тестов. Как заявляет руководство Comac, в текущем году было пройдено несколько важных этапов в программе сертификации ARJ21, включая испытания кабины пилотов и испытания на минимальную скорость отрыва.
На данный момент практически все внимание и доступные ресурсы авиастроительных компаний сконцентрированы на реактивных региональных самолетов с редукторными турбовентиляторными двигателями. Поэтому, как считает Р.Абулафья, время для запуска на рынок более вместительного турбовинтового лайнера уже упущено. На его взгляд, авиакомпании будут выбирать те воздушные суда, которые обладают качественным и проверенным послепродажным обслуживанием, новыми экономичными двигателями и при этом отличающиеся невысокой ценой.
С другой стороны, решение Embraer изменить приверженность своему давнему партнеру - компании General Electric - и перейти на двигатели P&W может привести к снижению объемов финансирования со стороны лизинговой компании GECAS, которая принадлежит GE и является одной из крупнейших лизинговых фирм, чей портфель заказов в основном состоит из авиалайнеров, оснащенных двигателями GE.
Согласно информации агентства Ascend, в распоряжении компании GECAS находится около 10,2% эксплуатируемых самолетов семейства E-jet. Около 3,6% этих лайнеров входят в портфель заказов GECAS. Кроме того, данной компании принадлежат практически 13% всех опционов на лайнеры E-jet. Вполне возможно, что GECAS в связи с предстоящей ремоторизацией данных самолетов откажется от финансирования данного проекта.
Но несмотря на это Р.Абулафья считает, что решение руководства Embraer провести ремоторизацию самолетов E-jet является правильным, и именно этот ход должен улучшить позиции бразильского авиастроителя на рынке. Он также отмечает, что в случае правильной реализации выбранной стратегии Embraer в ближайшем будущем сможет занять до 70% рынка региональных самолетов в мире.
Обзор подготовлен по материалам Flight International....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов