О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пресс-конференция НПО "Сатурн"

НПО "Сатурн" провело пресс-конференцию, посвященную подписанию второго контракта на поставку в МКБ "Радуга" малоразмерных двигателей для БЛА на период 2013-2015 гг.

ОАО "УК "Объединенная двигателестроительная корпорация" и ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" ("Сатурн") 8 июля текущего года провели пресс-конференцию, посвященную подписанию второго контракта на поставку в ОАО "Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Радуга" им. А. Я. Березняка" (МКБ "Радуга") малоразмерных двигателей для беспилотных летательных аппаратов (БЛА) на период 2013-2015 гг. Ранее, в 2011 году был подписан аналогичный контракт с МКБ "Радуга" на период 2011-2012 гг. В пресс-конференции приняли участие заместитель гендиректора УК ОДК, управляющий директор НПО "Сатурн" Илья Федоров и заместитель управляющего директора по программам военных ГТД и спецтехнике НПО "Сатурн" Иван Марков. Ниже следует изложение выступлений И.Федорова и И.Маркова и их ответы на вопросы журналистов.

Двигатели для "стратегов"

И.Федоров остановился на краткой истории создания двигателей для крылатых ракет (КР). Эта деятельность НПО "Сатурн" не афишировалась, так как она связана с обеспечением государственной безопасности страны.

Когда начиналась разработка КР Х-55, которой вооружены самолеты стратегической (Дальней) авиации Ту-160 и Ту-95МС, по ряду обстоятельств готовились два двигателя - первый ТРДД-50 на Омском моторостроительном конструкторском бюро; второй двигатель Р95-300, который подстраховывал первый, разрабатывало "почившее" в нынешних условиях КБ "Союз". Главный конструктор КР принял решение об установке на Х-55 двигателя Р95-300. Под это было подготовлено серийное производство на Украине на предприятии "Мотор Сич". Двигатели Р95-300 были запущены в массовое производство и широко применялись на ряде УР и КР воздушного (Х-55 и Х-55СМ), наземного и морского базирования. О масштабах выпуска двигателей можно сказать, что в год их выпускалось существенно более тысячи экземпляров.

После распада СССР бывшим президентом России Борисом Ельциным была поставлена задача по импортозамещению, так как стратегические ракеты воздушного и морского базирования не должны зависеть в изготовлении от другого государства, даже такого дружественного, как Украина. Поэтому НПО "Сатурн" было выбрано для освоения производства этого двигателя. Сейчас на всех КР воздушного, наземного и морского базирования устанавливаются отечественные двигатели: на базе двигателя ТРДД-50А (авиабазирования) и РДД-50Б (морского базирования). НПО "Сатурн" реализовал эту программу импортозамещения при значительной поддержке со стороны государства. В настоящее время, как и ранее, НПО "Сатурн" тесно работает с МКБ "Радуга", на котором разработано огромное количество ракет для обеспечения безопасности страны.

Новые контракты

Министерство обороны России в последнее время заключает многолетние контракты на поставку боевой техники, что позволяет снижать цены на выпускаемые изделия в силу увеличения их выпуска.

Первые серийные поставки двигателей для БЛА производства НПО "Сатурн" в интересах МКБ "Радуга" начались в 2008 году. Объем первого контракта на поставки 2008-2010 гг. составил менее 1 млрд рублей. Дальнейшая программа серийных поставок малоразмерных двигателей для МКБ "Радуга" была разделена на два контракта. Первый из них был заключен в 2011 г. со сроком реализации 2011-2015 гг. Согласование условий второго контракта было завершено во втором квартале 2013 г. и закончилось подписанием соглашения в июле 2013 г. Общий объем двух заключенных контрактов между НПО "Сатурн" и МКБ "Радуга" на поставку двигателей в период с 2013 по 2015 гг. превысил 4 млрд руб. Относительно объемов производства 2010-2012 гг. производственная программа 2013-2015 гг. возросла в 3,5 раза.

Сформированный портфель заказов и реализация мероприятий ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации" (по ФЦП НПО "Сатурн" выделено 4,5 млрд рублей под корпуса и на закупку оборудования) выводят НПО "Сатурн" на массовое производство двигателей для БЛА, сравнимое с масштабами производства, существовавшими до распада СССР.

И.Федоров отметил, что подписанные и готовящиеся к подписанию контракты позволят НПО "Сатурн" спланировать работу на несколько лет вперед, расширить производственные мощности.

Под программы выпуска новых двигателей для БЛА руководство компаний НПО "Сатурн" и ОАО "ОМКБ" г. Омск приняли решение об объединении, ОМКБ также является разработчиком и производителем двигателей для БЛА. Выпуск продукции на НПО "Сатурн" в будущем будет увеличиваться в разы, и часть производства НПО "Сатурн" будет переносить в Омск, где также имеется соответствующая квалификация работников, да и некоторые работы несколько дешевле. Между двумя этими предприятиями давно существует тесное взаимодействие в области производственной кооперации по изготовлению деталей и сборочных единиц, масштабы которого значительно увеличатся после объединения.

Техперевооружение и расширение мощностей

И.Марков отметил, что предприятие еще в 1980-х годах начало работы по теме малоразмерных двигателей. В "нулевые" годы возобновилось серийное производство двигателя "изд. 36", НПО "Сатурн" создал еще и ряд модификаций на его базе, например, "изд. 36МТ", макет которого демонстрировался на пресс-конференции. Производство характеризовалось небольшими объемами, но все понимали, что объемы будут расти, и сейчас это время наступает.

С МКБ "Радуга" полностью сформирован портфель заказов на сумму более 4 млрд рублей с 2013 по 2015 год. Однако к сильно возросшим объемам производства не перейти без предварительной подготовки и расширения производственных мощностей. Все работы по техническому перевооружению и введению в строй новых производственных мощностей выполняются в рамках Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации". Эти работы включают в себя строительство новых испытательных стендов, производственных корпусов, внедрение высокопроизводительного оборудования, прием на работу и подготовку квалифицированного производственного и инженерно-технического персонала. Кроме того, также в рамках расширения производственных возможностей НПО "Сатурн" будет существенно увеличено участие омского "ОМКБ" в кооперационных поставках в интересах производственной программы НПО "Сатурн". С "ОМКБ" достигнута договоренность о том, что компетенция сборки и испытаний двигателей морского применения останутся за "ОМКБ", а сборка и испытания двигателей для БЛА воздушного базирования будут производиться на НПО "Сатурн", а изготовление отдельных деталей будет проводиться в рамках кооперационных поставок.

И.Марков подчеркнул, что сейчас речь идет только о поставках двигателей в интересах МКБ "Радуга". На очереди подписание контрактов на поставку двигателей разработки НПО "Сатурн" с корпорацией "Тактическое ракетное вооружение" (ТРВ) и другими заказчиками. Контракт на поставку двигателей для БЛА разработки ТРВ будет подписан на авиасалоне МАКС в конце августа текущего года, а с другими Заказчиками - до конца этого года. Таким образом, в 2013 году НПО "Сатурн" завершит формирование производственной программы по производству малоразмерных двигателей на период до 2015 года включительно.

О двигателе для ПАК ФА

На вопрос журналистов по двигателю для перспективного истребителя пятого поколения, разрабатываемого по программе "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА), И.Федоров отметил, что работа ведется чрезвычайно успешно под руководством генерального конструктора НТЦ им. Архипа Люльки Евгения Марчукова. Конструкторское бюро НПО "Сатурн", возглавляемое генеральным конструктором Юрием Шмотиным, очень хорошо поработало по газогенератору нового двигателя, характеристики получились гораздо лучше, чем ожидал заказчик. Сейчас идет окончательная компоновка двигателя и согласование с ОКБ им. Сухого вопросов по размещению двигателя на самолете. Президент ОАО "ОАК" Михаил Погосян ставит условие, чтобы двигатель устанавливался в самолет без каких-либо изменений в носителе (сейчас на Т-50 или истребителе ПАК ФА установлены двигатели изд."117" до появления нового двигателя). Установка двигателя второго этапа позволит серьезно увеличить скоростные характеристики самолета, так как возрастут тяга и приемистость, кроме того, двигатель будет легче.

Следует отметить, что одним из условий разработчика истребителя является цена нового двигателя - она не должен быть выше, чем цена двигателя "изд. 117", который устанавливается сегодня, и это требование выдерживается и будет выдержано. Двигатель в производстве наиболее рентабелен, когда он выпускается большими сериями, как сегодня, например, двигатель АЛ-31 ФП/ФН на московском "Салюте" и Уфимском МПО. Сегодня есть уверенность, что даже при половинной серии, которая сейчас есть, производство нового двигателя будет рентабельно. Сейчас по расчетам цена соответствует двигателю "изд.117".

Гособоронзаказ

И.Федоров также пояснил, что финансирование по государственному оборонному заказу ведется блестяще - растут объемы, все документы подписаны. Пока не подписан контракт на финансирование поддержания летной годности двигателей в строевых частях, но НПО "Сатурн" взяло этот вопрос пока на свой счет. Никаких проблем с финансированием ремонта двигателей Д-30 для минобороны нет.

О гражданских программах и производстве авиадвигателей SaM-146

По мнению И.Федорова, говорить надо не о том, сколько планируется выпустить SaM-146, а какова пропускная способность производства. Сегодня выпуск SaM-146 убыточен, что является нормой для авиадвигателестроения в мире при освоении и в течение первых лет выпуска новых авиадвигателей. Даже самый успешный двигатель CFМ-56 в течение восьми лет не был рентабельным. Основная прибыль на такого типа гражданских авиадвигателях получается при ремонте и поставке запчастей. Сегодня возможности производства SaM-146 на НПО "Сатурн" составляют четыре двигателя в месяц, через два месяца будут выпускаться шесть двигателей в месяц, а к концу текущего года - восемь двигателей в месяц. Можно делать и больше, но для этого должны быть самолеты - производство авиадвигателей обеспечивает серийное производство самолетов Sukhoi Superjet-100 в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО) в полном объеме. Поставлена задача - выпускать необходимое количество авиадвигателей по плану выпуска самолетов Sukhoi Superjet-100 плюс два двигателя сверх необходимых для комплектации выпускаемых самолетов. На НПО "Сатурн" выпуск двигателей четко соответствует производственному плану по самолетам на КнААПО. Сейчас в запуске 60 двигателей, это то, что планируется сделать в текущем году. В 2014 году "Сатурн" сможет сделать 90 двигателей, а в дальнейшем - по 120-150 двигателей в год. Для безубыточности производства авиадвигателей SaM-146 необходимо изготовить порядка 400 двигателей.

Чему НПО "Сатурн" научилось, работая со Snecma

И.Федоров откровенно заметил, что "мы научились проектировать и производить двигатели практически без брака". С начала эксплуатации SaM-146 был недавно один отказ двигателя в Одессе, подтекало масло, но не было ни одного случая с созданием тяжелой ситуации. "Мы сегодня работаем по тем же правилам и требования, по каким работают такие компании, как General Electric, Pratt&Whitney, Snecma, и по другому НПО "Сатурн" работать уже не может", - подчеркнул он. Сейчас качество продукции закладывается на этапе разработки, в процессе технологической подготовки, изготовления и сертификации.

Специалисты Snecma делились с российскими коллегами своими наработками, как они проектируют двигатели. НПО "Сатурн", безусловно, хорошо проектирует - блестяще спроектирован вентилятор и вся "холодная" часть SaM-146. Но сделать двигатель, чтобы он был дешевым и с минимальным количеством деталей, и был эффективен в эксплуатации - этому научила Snecma. Изначально SaM-146 вышел в эксплуатацию по техсостоянию с ресурсом, о котором ранее можно было только мечтать - 16 тысяч циклов. Приобретен бесценный опыт, специалисты НПО "Сатурн" сейчас выигрывают гранты и работают с компаниями авиадвигателестроения по всему миру. "Когда это было, чтобы Европа платила России за подобные разработки?", - задался вопросом И.Федоров?

Изменение отношения к НПО "Сатурн" за рубежом

Касаясь изменения отношения к НПО "Сатурн" среди мировых ведущих авиадвигателестроительных компаний, И.Федоров отметил, что известно отношение Snecma - НПО "Сатурн" является для них стратегическим партнером, это принято на Совете директоров Snecma. Когда встал вопрос, где бы Pratt&Whitney хотел вести сборку двигателей PW-1400 для МС-21 в России, они сказали, что только на НПО "Сатурн" в Рыбинске. С General Electric пока серьезных контактов нет, но надо иметь в виду, что General Electric является акционером в группе компаний Safran, в которую входит и Snecma.

Экспорт

Экспорт составляет примерно половину выполняемых работ НПО "Сатурн", отметил И.Федоров. Основными партнерами являются Китай и Индия, в эти страны поставляются двигатели типа Д-30КП (Китай) и производится техническое сопровождение и ремонт двигателей этого типа (Китай и Индия). НПО "Сатурн" много работает по наземным промышленным газотурбинным установкам (ГТУ), в основном с заказчиками из Южной Америки, Индии, Европы, Аргентины.

Взаимоотношения с Украиной

По малоразмерным двигателям кооперация с АО "Мотор Сич" невозможна - это разные двигатели по конструкции. По тактическим БЛА "НПО "Сатурн" и АО "Мотор Сич" будут конкурировать прежде всего по ценовым параметрам, а по двигателям для "стратегии" - все производство должно быть только в России.

Двигатель АЛ-55 для Индии

НПО "Сатурн", как отметил И.Федоров, реализует комплекс мер по увеличению ресурса двигателей АЛ-55И, разработанных по заказу ВВС Индии для однодвигательных учебно-тренировочных самолетов HJT-36. На сегодня де-факто подтвержден ресурс 300 часов, документы будут подписаны в конце года. Уже сейчас определяется объем работ по дальнейшему увеличению ресурса. Двигатель хорошо летает, отказов с ним не было. Сейчас решаются задачи по поставке опытной партии двигателей в Индию. УМПО имеет контракт на лицензионный выпуск этих двигателей в Индии. С АЛ-55 есть только одна проблема - его надо делать дешевле, нужна большая серия. Надо иметь в виду, что в России двигатели для однодвигательного самолета не разрабатывались последние 50 лет, а к надежности таких двигателей предъявляются повышенные требования.

Морские двигатели

Одной из тематик работы НПО "Сатурн", по словам И.Федорова, является создание газотурбинных установок для кораблей Военно-морского флота РФ. Стратегия НПО "Сатурн" по морским двигателям такова - на сегодня большого бизнеса в этом направлении нет в связи с отсутствием большого количества строительства кораблей. Но если нужно государству, то такие установки будут сделаны. Эта тема ранее тоже была украинской, но НПО "Сатурн" вынуждено было заняться ею - двигателями "75", "70" и "90" и агрегатами на их основе для российских кораблей. В настоящее время надо достроить испытательный стенд в Рыбинске. Стенд - очень сложное, почти "циклопическое" сооружение. "Мы точно знаем, что у Минобороны есть планы строительства ряда кораблей, и мы будем через три года поставлять для них наши двигатели и агрегаты", - резюмировал И.Федоров.

О гиперзвуковых технологиях

На вопрос журналистов о гиперзвуке И.Федоров ответил, что НПО "Сатурн" сейчас занимается теорией гиперзвуковых скоростей вместе с ЦИАМ. "У нас пока нет заказчика на создание такого оружия. Я думаю, что в ближайшие 10 лет создать гиперзвуковой аппарат для перевозки людей или как гиперзвуковое оружие нереально", - предположил управляющий директор "Сатурна". Сегодняшнее развитие технологий не позволяет держать внутри объекта людей при скорости М=12-13 - настолько силен нагрев конструкции и сильны перегрузки. Если говорить об оружии, то в советское время мы близко подошли к гиперзвуковым аппаратам - МКБ "Радуга" было головным предприятием по этой части и достигло больших успехов, причем это началось с морских ракет и потом продолжилось на аппарате ГЛА и не секрет, что это была боевая ракета.

Поршневые двигатели

Касаясь работ ОДК по поршневым двигателям, в том числе для беспилотников, И.Федоров сказал, что Россия в разработке и производстве поршневых двигателей, которые сейчас востребованы для беспилотников, сильно отстала от ведущих компаний мира. На сегодня потеряны кадры, работавшие по поршневым двигателям, потеряны технологии, и для организации в России производства поршневых двигателей надо покупать лицензии, обучать специалистов и развивать этот тип двигателей. Следует помнить, что моторостроение для авиации в нашей стране во многом начиналось с лицензионного производства.

ПД-14

И.Федоров рассказал, что на очередном Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2013, который состоится в конце августа текущего года, на стенде "Оборонпрома" будет демонстрироваться прототип российского авиадвигателя ПД-14 разработки пермского ОАО "Авиадвигатель" для перспективного самолета МС-21. На МАКСе будет показан прототип двигателя, который в максимальной степени близок к реальному образцу, который будет проходить сертификацию. Принято решение, что сертификацию по нормам и правилам Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета и европейского сертификационного центра EASA ПД-14 будет проходить одновременно. На сегодня основные характеристики двигателя, прототипа, подтверждены и находятся в допусках Тактико-технического задания заказчика - Минпромторга. Головным предприятием по созданию двигателя ПД-14 является ОАО "Авиадвигатель", но НПО "Сатурн" делает достаточно большой объем работ по холодной части двигателя.

Важность для России создания ОДК

Итоговым вопросом журналистов была просьба оценить роль ОДК в развитии российского двигателестроения. И.Федоров считает, что создание ОАО "УК "Объединенная двигателестроительная корпорация" (ОДК) спасло российское двигателестроение, и если бы ОДК не появилось четыре года назад, то двигателестроения в России, наверное, уже не было бы. Надо помнить, что в ОДК НПО "Сатурн" вошло с 27,5 млрд рублей долгов, тяжелейшее положение было и у других компаний двигателестроения. Именно благодаря объединению предприятий в ОДК удалось сохранить двигателестроение для страны. Кроме того, с созданием ОДК удалось объединить конструкторский потенциал отрасли. НПО "Сатурн" провело очень сложную работу по определению того, сколько и какой квалификации в стране осталось конструкторов двигателестроения. Поэтому сейчас ОДК имеет четкое представление о том, какое КБ что может и способно делать. Главной задачей остается сохранение и развитие конструкторского потенциала, ведущих инженерных школ нашей страны....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка