АвиаПорт.Ru
4 октября 2013, 18:18
Планшетизация авиации
Пилоты авиакомпании "Трансаэро" первыми в России смогут официально смогут использовать iPad. Планшеты призваны заменить большую часть бумажной документации
"Трансаэро" на этой неделе получила от Росавиации разрешение использовать планшетные компьютеры iPad в качестве электронного бортового портфеля (Electronic Flight Bag - EFB Class1). Доступ к полетным картам, схемам маневрирования и прочую необходимую информацию пилоты могут получать с помощью специального приложения - FliteDeck Pro, разработанного компанией Jeppesen. Программа также позволяет ознакомиться с руководствами по производству полетов авиакомпании, летной эксплуатации, метеорологической и справочной информацией.
Как рассказали "АвиаПорту" в "Трансаэро", сейчас для подготовки к полету приложением уже пользуются около тысячи сотрудников компании. Пилоты используют как собственные, так и корпоративные iPad. "Вопрос централизованного внедрения на воздушных судах в процессе проработки, по результатам решения будут устанавливаться уже как EFB Class 2 в кабине ВС", - говорят в пресс-службе перевозчика. Сейчас систему можно использовать для всех типов ВС, представленных в парке, кроме Ту-204/214, для которых соответствующие разрешения будут получены позже.
Получение EFB Class 2 подразумевает также возможность работать с iPad во время взлета и посадки. Пока же пилоты вынуждены пользоваться бумажными схемами маневрирования в районе аэродрома (terminal charts). "Сейчас (после получения эксплуатационного разрешения) мы будем приступить к процессу сокращения документов на бумажных носителях", - говорят в компании. Предполагается, что уменьшение количества документов облегчит не только работу летчиков, но и массу самолета. Соответственно, сократится расход топлива. "Вес документации доходит до 70 кг, на перевозку тратится топлива от 7 до 45% (от веса документов) в зависимости от типа ВС и продолжительности полета", - посчитали в "Трансаэро".
Каждый по-своему первый
В формулировке "первые в России" следует дать уточнение, что речь идет именно о продукции компании Apple. Если же говорить вообще об устройствах класса EFB, то такие прецеденты в нашей стране уже были. Так например в "Аэрофлоте", рассказывая об опыте использования электронного бортового портфеля, говорят, что перевозчик начал установку и эксплуатацию стационарного EFB "первым среди европейских эксплуатантов воздушных судов Airbus семейства 320". Эксперимент начался в 2012 году. В авиакомпании пользуются техникой производства Goodrich. Два стационарных планшета установлены в кабине пилотов. На устройствах содержится эксплуатационная информация и специальное программное обеспечение, необходимое при подготовке полетов. Сейчас из 87 самолетов семейства Airbus A320 в парке "Аэрофлота" такой системой оборудованы 60 бортов.
Представители перевозчика тоже говорят, что планшеты помогают экономить топливо, но объясняют это не только снижением веса ВС. "Тесная интеграция данных устройств с бортовыми системами самолетов и их авионикой позволяет значительно эффективнее рассчитывать взлетные характеристики и применять режимы работы двигателей, что приводит к уменьшению их износа и экономии топлива", - сказали "АвиаПорту" в пресс-службе авиакомпании. Польза от планшетов и в том, что содержащиеся в системе документы, карты, справочники, информация производителя ВС регулярно обновляются и доступны пилотам "в один клик". В авиакомпании подчеркивают, что оборудовав системами большую долю ВС в парке, они смогли инициировать в Росавиации и Ространснадзоре работу по отказу от значительной части бумажной документации в кабине пилотов. "Все процедуры по тестированию, обслуживанию и сертификации данного оборудования и его производителя выполняются в соответствии с требованиями Airbus TGL, являющимися обязательными для обеспечения безопасности полетов", - напоминают в "Аэрофлоте".
Аналогичную систему того же производителя предлагает устанавливать на свои самолеты компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС). Заказчики SSJ-100 могут выбрать, нужна ли их пилотам "безбумажная кабина". По словам представителя компании, воспользоваться услугой решили компании "Якутия", "Газпромавиа", и мексиканская Interjet. Планшеты Goodrich также устанавливаются на заказанных "Аэрофлотом" самолетах версии full. "Мы предоставляем своего рода платформу, на которую авиакомпания может загрузить ту информацию, которую считает нужной", - пояснили "АвиаПорту" в ГСС.
Планшетомания
Другие отечественные авиакомпании также проявили интерес к использованию современных технологий. В S7 Airlines "АвиаПорту" рассказали, что компания ведет активную работу по внедрению проекта EFB. "Принято решение о создании полноценной системы EFB Class 2, базирующейся на платформе iPad. Мы приступаем к установке устройств крепления iPad в кабине пилотов на воздушных судах", - говорят в S7. В авиакомпании рассчитывают, что программное обеспечение будет позволять пилотам более точно и безошибочно определять взлетно-посадочные характеристики для каждой конкретной операции, работать с судовой документацией, пользоваться навигационными картами на всех этапах полета.
По словам представителя компании, планшеты уже закуплены и пилоты уже умеют пользоваться приложением FliteDeck Pro, с помощью которого сейчас готовятся к полетам. Кроме того, на первых порах вместе с EFB будет использоваться привычная бумажная документация. "Внедрение системы, кроме удобства для пилотов, позволит повысить эффективность использования флота, сократить операционные расходы", - говорят в S7. Специалисты компании подсчитали, что только в результате снятия с борта бумажной документации (около 30 кг) экономия топлива на рейсах, с учетом парка и маршрутной сети авиакомпании, составит $147 600 в год. Эта цифра не включает в себя экономию, полученную за счет оптимизации маневрирования.
В авиакомпании "ЮТэйр" также ведется работа над внедрением электронного бортового журнала. "Это позволит иметь более оперативную связь между летными подразделениями, быстро актуализировать информацию, документацию", - говорят в пресс-службе.
В ногу со временем
Устанавливая EFB, российские авиакомпании идут в ногу со временем - зарубежные перевозчики также вовлечены в этот процесс. На днях американская Delta объявила, что закупает для летного состава 11 тыс. планшетов. Американцы будут пользоваться Microsoft Surface 2, работающими с операционной системой Windows 8.1. Предполагается, что пилоты будут использовать уже упомянутое приложение FliteDeck Pro. Полностью парк авиакомпании оснастят новыми гаджетами к концу следующего года, сейчас они используются на самолетах Boeing 757 и 767. В Delta посчитали, что благодаря избавлению от лишних бумаг компания сэкономит $13 млн в год - 4 млн 542 тыс. литров топлива....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 20, 2024
Аэрофлот подписал меморандум о сотрудничестве с технологической группой компаний "ИКС Холдинг"
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 15, 2024
14 ноября Виктору Анатольевичу Кобзеву исполнилось 75 лет
Ноябрь 20, 2024
Началась реконструкция зала прилета международного аэропорта "Ташкент"