О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Египетская неопределенность

Недавнее "закрытие" Египта - проблема не только туроператоров, но и авиакомпаний. Однако и те, и другие рассчитывают на восстановление рынка

Глобализация мировой экономики иногда дает результаты, не очевидные с точки зрения логики. Так например, правительство Египта вдруг начинает платить деньги российским авиакомпаниям, причем не за привезенных туристов, а за их отсутствие. В том, что деньги доходят до конечного потребителя, уверены не все перевозчики, но на восстановление туристического потока рассчитывают многие. Можно было бы считать, что "закрытие" Египта - проблема исключительно для туроператоров, но на это направление приходится едва ли не десять процентов всего международного пассажиропотока российских авиакомпаний.

Туристические операторы европейских стран постепенно начинают восстанавливать пассажиропоток в Египет, который был "закрыт" после очередного витка революционных событий. В конце сентября - начале октября внешнеполитические ведомства двенадцати западных стран смягчили формулировки относительно возможности посещения африканского курорта. В середине месяца открылись программы с вылетом из России. Правда, после рестарта голландская KLM, например, опять приостановила полеты. Но популярные у европейцев easyJet и Thomson Airways продолжают летать. Что касается отечественных туроператоров и перевозчиков, пока далеко не все из них готовы открыто говорить о возобновлении полетов. На данный момент рекомендации Ростуризма не летать в Египет сохраняются. И хоть они и не являются официальным запретом, самый распространенный комментарий представителей туристического рынка на этот счет - "пока все сложно".

Есть что терять

Согласно статистике Египетского министерства по туризму, к концу года там ждали порядка трех миллионов гостей из России. Но после произошедшего в середине августа "закрытия" рынка пассажиропоток сократился на 70%, что привело к многомиллионным потерям для туристической индустрии обеих стран.Данные Ростуризма говорят, что в первом полугодии текущего года Египет посетили больше 1,3 млн россиян. Статистика Росавиации показывает, что всего за рубеж, кроме стран СНГ, российскими авиакомпаниями в январе-июле 2013 года летало около двадцати миллионов человек. Статистика Росавиации учитывает количество проданных билетов, то есть "туда-обратно" летали примерно десять миллионов человек. Подавляющее большинство туристов добираются в Хургаду и Шарм-эль-Шейх рейсами российских перевозчиков. Таким образом, в направлении египетских курортов вылетают около одной десятой российских пассажиров, следующих международными маршрутами. Египетские власти отмечают, что в этом году туристический поток только-только начал восстанавливаться после напугавшей отрасль "арабской весны" 2011 года.

Российские региональные аэропорты и некоторые авиакомпании, во многом зарабатывающие именно за счет выполнения чартерных рейсов на туристических направлениях, в течение лета не раз рапортовали о двузначном росте международного пассажиропотока. Такие показатели достигались, как правило, благодаря началу выполнения полетов на курорты Египта и Турции или увеличению рейсов по этим направлениям. "У нас была достаточно обширная чартерная программа по Египту. Из-за закрытия страны мы существенно просели по планируемому пассажиропотоку", - признались "АвиаПорту" представители одной из крупных региональных авиакомпаний. В октябре туристический сезон в Турции закончится. А Египет, по понятным причинам, уже не сможет оставаться в драйверах роста.

Заплатят за воздух

Министр по туризму Египта Хишам Заазу, чьи слова приводит туристическое информагентство RATA-news, пообещал нашим туроператорам и авиакомпаниям всестороннюю поддержку для возобновления полетов в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Чтобы стимулировать туристическую отрасль вернуть россиян на курорты, министерство готово взять на себя расходы от неполной загрузки чартеров. "Мы заплатим за пустые места по определенной шкале: чем больше мест в чартере будет продано, тем больше денег мы выплатим. Для регулярных рейсов мы готовы снизить стоимость услуг аэропортов. Затраты будут покрываться из бюджета министерства по туризму Египта", - цитирует Х.Заазу агентство.

Некоторые российские туроператоры говорят, что система работает. Так, например, российском представительстве TUI подчеркивают, что египетская сторона полностью выполняет данные обещания. Другие игроки отрасли признаются, что никаких денег от правительства Египта пока не получали. "Пока никаких реальных компенсаций, реальных дел мы не видели", - сказал "АвиаПорту" представитель крупного туроператора.

Безальтернативный Египет

Как бы ни складывались отношения египетских туристических властей и российского рынка, туроператоры сходятся на том, что заменить египетское направление нечем. По словам директора по маркетингу и продажам TUI Russia & CIS Ивора Вукелика, в Египет летят порядка 18% клиентов туроператора. И зимой альтернативы этому направлению нет. Небольшой процент туристов можно отвезти в Дубай, на Гоа или в Таиланд, но это значительно дороже. "Для Западной Сибири актуальны направления в Юго-Восточной Азии, для центральной части страны альтернативы нет", - признаются представители другого туроператора.

Тяжело зимой придется не только пассажирам, которые не смогут улететь к теплому морю, но и авиакомпаниям, у которых будут простаивать самолеты. Причем сами перевозчики, комментируя ситуацию, говорят, что им удастся перераспределить провозные мощности на другие направления. Туроператоры, со своей стороны, сомневаются в столь радужных перспективах. Сложность возникает не только из-за недостатка туристов, но и из-за отдаленности теплых курортов. В основном туристов в Египет возят на среднемагистральных самолетах Airbus A320 и Boeing 737, и летать на них на Гоа из Москвы не представляется возможным. Несколько проще операторам широкофюзеляжных Airbus A330 и Boeing 747.

Новыми туристическими направлениями в зимнем сезоне похвасталась авиакомпания "Трансаэро". Летом, по словам генерального директора компании Ольги Плешаковой, "египетский" туристический поток, не без труда, но удалось перераспределить между Турцией, Кипром и Грецией. "Для этого потребовалась напряженная работа как самой авиакомпании, так и крупнейших туристических компаний", - сказала она, отвечая на вопрос "АвиаПорта". Другие перевозчики тоже говорят о том, что рейсы удалось перенаправить на другие курорты, но спикеры при этом предпочитают оставаться инкогнито.

Кто самый обиженный?

Понесли ли авиакомпании компании убытки, выяснить не удалось: одни отмалчиваются, другие отрицают. По словам О.Плешаковой, на финансовую деятельность компании египетское направление никак не повлияло, а вот поработать над исправлением ситуации пришлось активно. "Детально финансы мы не просчитывали", - говорят представители другого перевозчика. Еще признаются в том, что авиакомпании несут имиджевые потери - снижаются в рейтинге по пассажиропотоку.

Туроператоры при этом признаются, что перевозчики ведут себя достаточно лояльно и не упорствуют в требовании каких бы то ни было компенсаций. "С каждым авиаперевозчиком у нас свои отношения. Те, с кем работаем по Египту, довольно мягко подходят", - говорят на рынке. И.Вукелик из TUI, со своей стороны, рассказывает, что их давний партнер - авиакомпания "Колавиа", недавно переименовавшаяся в Metrojet, максимально гибко подошла к решению египетского вопроса. Согласно договоренностям сторон, перевозчик перенесет на будущий сезон все договоренности с турагентом и не потребует компенсации в этом году. В отличии от многих других компаний, "Колавиа" некуда будет девать свои самолеты, если их не загрузит TUI - три борта эксплуатируются только этим оператором и даже имеют соответствующую ливрею. При этом перевозчик лишь недавно пополнил парк двумя A321 и не без труда получил у Росавиации сертификат на их эксплуатацию. Помимо того, компания собиралась модернизировать салоны и устанавливать новые слим-кресла, что, соответственно, сопряжено с некоторыми расходами. Правда, в зимнем сезоне TUI собираются форсировать развитие горнолыжных курортов, а туда и A321 "дотянет".

Эксперты туристической отрасли уверяют, что основная доля убытков, конечно, ложится на плечи турагентов. Но, в целом, соглашаются с тем, что операторам среднемагистральных самолетов придется попотеть, перераспределяя провозные мощности: "Среднемагистральным самолетам вообще тяжело зимой. Не понятно, куда летать, кроме Египта. Можно, конечно, отправить их в Альпы, но там могут быть проблемы, связанные с межправительственными ограничениями", - рассуждает первый вице-президент ассоциации туроператоров России Владимир Канторович.

Он улетел, но обещал вернуться

Относительно темпов восстановления пассажиропотока на египетские курорты предположения звучат разные. Оптимистичнее всего настроено местное правительство. По мнению губернатор региона Южный Синай генерала Халида Фодаха (Khalid Fodah), туристы вернутся уже в ноябре. Об этот он сказал на встрече с российскими журналистами. Правда в начале года чиновник предполагал, что к настоящему времени удастся восстановить фактически докризисный пассажиропоток. И.Вукелик из TUI говорит, что сопоставимых с прежними объемов продаж, и, соответственно, возобновления ежедневных рейсов удастся достичь весной 2014 года. Компания вновь открыла программу в Египет из Москвы и Санкт-Петербурга 18 октября и пока выполняет по три рейса в неделю в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. При этом отмечается высокая загрузка рейсов. "Восстановление пассажиропотока мы наблюдаем уже в текущий момент. Если ситуация в стране нормализуется, то в зимний период мы можем рассчитывать на прежние объемы перевозок в Египет", - говорят представители крупной российской авиакомпании. Туроператоры рассчитывают также на эффект "отложенного спроса" и активный рост продаж после снятия ведомственных ограничений на полеты в Египет.

А вот Ростуризм пока не достиг определенности насчет того, можно ли снимать рекомендации о запрете посещения Египта, несмотря на то, что комиссия ведомства провела в африканской стране порядка двух недель, изучая обстановку. Чиновники выяснили, что на курортах все спокойно, и намереваются добиваться в МИДе разрешения "открыть" страну. Тем более, что местные власти готовы полностью способствовать обеспечению спокойствия отдыхающих: под контролем держится все туристическая инфраструктура, включая аэропорты, дороги, гостиницы. По словам Х.Фодаха, в стране предпринимаются беспрецедентные меры безопасности, а туристы с момента прилета находятся под контролем туристической полиции....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка