О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Искусственный рост

Программа субсидированных перевозок, призванная связать Калининград с Москвой и Санкт-Петербургом, в этом году показала более чем четырехкратный рост

Программа субсидированных перевозок, призванная связать Калининград с Москвой и Санкт-Петербургом, в этом году показала более чем четырехкратный рост. Запланированный объем финансирования был выбран, и из бюджета пришлось добавить дополнительные средства. Впрочем, несмотря на рост, авиакомпании не спешат наращивать провозные емкости на рынке, который власти искусственно стимулируют.

Количество пассажиров, воспользовавшихся в 2013 году программой субсидированных перевозок из российских столиц в Калининград и обратно, снова кратно увеличилось. В опубликованных на сайте Росавиации данных о результатах реализации программы указано, что количество перевезенных пассажиров составило чуть менее 190 тыс. человек, против почти 45 тыс. в прошлом году. С результатами работы программы в 2011 году эти показатели можно даже не сравнивать: 3086 пассажиров. Объем финансирования по программе впервые был выбран в полном объеме, а министерству транспорта пришлось даже добавить 50 млн бюджетных средств для завершения программы. В итоге общий объем финансирования составил 493 млн 887 тыс. рублей.

В следующем году программа будет продолжена, об этом решении властей стало известно примерно месяц назад, и в Росавиации эту информацию "АвиаПорту" подтвердили. Деньги в бюджете под программу уже зарезервированы, правда, в размере, сравнимом с 2013 годом. Успех программы четко диктует руководству страны необходимость ее продолжения: если построить график количества жителей региона, перевезенных по программе субсидирования за три года, рост выглядит ошеломляющим. Впрочем, все радужно только на первый взгляд. Для начала нужно вспомнить, что значение показателя роста, о котором пишет Росавиация - в 61,4 раза по сравнению с 2011 годом, - обусловлено отказом от возрастного ценза. В 2011 году льготными перевозками могли воспользоваться только жители региона в возрасте до 23 и старше 60 лет. Во-вторых, прирост количества пассажиров, воспользовавшихся программой льготных перевозок, влияет на пассажиропоток на линии не прямым образом. Часть пассажиров пользовалась авиаперевозками на этом направлении и ранее, теперь же они просто покупают авиабилеты по более низким ценам.

Не стоит отрицать влияния программы на мобильность жителей Калининградской области. При росте объема пассажироперевозок на внутренних воздушных линиях в России примерно на 10,2% (по итогам девяти месяцев 2013 года), рост внутреннего пассажиропотока калининградского аэропорта "Храброво" за тот же период составил более 12%. Превышение над средними показателями достигнуто, в том числе, благодаря программе субсидирования.

Но потолок количества субсидированных пассажиров при текущем объеме финансирования программы уже достигнут и превышен - субсидий на всех желающих не хватает. И чтобы рост субсидированного пассажиропотока продолжился, необходимо выделять на программу все больше и больше средств из бюджета. Еще одно ограничение заключается в том, что у каждой авиакомпании есть квота на количество субсидированных пассажиров на рейс, в зависимости от вместимости используемых воздушных судов. У "Аэрофлота", как сообщалось ранее, она составляет примерно 40 кресел.

Пусть рост пассажиропотока на направлении и существует, авиакомпании в целом недоверчиво относятся к искусственно стимулируемому государством спросу. Перевозчики аккуратно наращивают количество рейсов и кресел на калининградском направлении, по большей части удовлетворяясь существующим результатом, который, как и до старта программы, составляет 70-100% заполняемости кресел. Пока о своем решении увеличить количество рейсов на направлении заявила только авиакомпания "Россия", которая в зимнем расписании будет летать в "Храброво" из Санкт-Петербурга пять раз в день, расширение присутствия "Трансаэро" на линии в Москву будет незначительным - до шести частот в неделю.

У спокойного отношения авиакомпаний к направлению есть свои причины. Пусть индекс Джини (статистический показатель неравномерности распределения доходов) для Калининградской области чуть ниже, чем по России, и составляет примерно 30%, но медианная зарплата в регионе находится в районе 20 тыс. рублей. Таким образом, для множества жителей Калининградской области при завершении программы субсидирования авиаперевозки снова станут недоступны. Этот риск увеличивается в свете бюджетного кризиса в стране, во избежание которого власти уже пошли на несколько жестких мер. Однако на перспективу 2014 года компании могут смотреть с уверенностью - стоит напомнить, что на недавнем совещании под руководством председателя правительства Дмитрия Медведева вопрос о сохранении субсидий на калининградском направлении поставил заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Станислав Воскресенский. Ответ премьера был обнадеживающим: "Надо все-таки не отказываться от того, что мы уже сделали". Так что не исключено, что заложенная на 2014 год сумма в 463 млн рублей будет скорректирована в сторону увеличения, либо размер субсидии незначительно сократится....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка