АвиаПорт.Ru
30 января 2014, 18:05
Вижу будущее, прогнозирую потоки
Российская аналитическая компания разработала новый метод прогнозирования пассажиропотока на воздушном транспорте. Ставка сделана на искусственный интеллект
Российская аналитическая компания "Вектор Эн Джи Рус" разработала новый метод прогнозирования пассажиропотоков в авиации. Благодаря применению искусственного интеллекта (ИИ) компании удалось найти новый подход к этой проблеме. "При построении прогноза спроса на авиаперевозки мы решили отойти от классических статистических подходов, таких как линейная регрессия или дискриминантный анализ, в пользу развивающегося направления искусственного интеллекта", - говорит генеральный директор компании Александр Березин.
Ряд существующих научных исследований подтвердил возможность применения ИИ в прогнозировании пассажиропотоков. Каждый пункт вылета-прилета описывается широким набором из порядка 90 параметров, и задача исследователя - определить зависимость между этими параметрами и реальным показателем пассажиропотока. Найти ее вручную почти невозможно, считают аналитики компании. Однако благодаря способной к самообучению модели, построенной на основе нейронных сетей, необходимые зависимости могут быть определены.
Нейронная сеть - это математическая модель, построенная по принципу организации и функционирования биологических сетей нервных клеток живого организма. В нейронную сеть вводятся данные и цель, к которой должен прийти сигнал при вводе этих данных. Формулу же движения сигнала программа строит самостоятельно. При достаточном объеме вводных данных и вычислительных мощностях, нейронные сети могут прогнозировать практически что угодно с очень высокой точностью.
"Модель существования авиалиний, построенная на алгоритмах нейронных сетей, напоминает скоринговые модели, очень популярные нынче в банковской сфере, - говорят аналитики "Вектор Эн Джи Рус". - Построенная нами модель классифицирует существование авиасообщения между парами городов, основываясь на известной статистике о них".
"Получив общие значения по численности пассажиропотока в рассматриваемом городе, мы применяем и другие методы (включая гравитационную модель) с целью получения распределения данной численности по конкретным авиалиниям, - говорят в компании. - Для каждой пары городов строится матрица притяжений пассажиропотока, коэффициенты которой означают степень "привлекательности" городов по отношению друг к другу".
Компания использовала для самообучения программы выборку данных по параметрам и объемам перевозки в городах России за последние примерно 70 лет, что позволило модели эффективно определить корреляции между вносимыми данными и результатами, выражающимися в пассажиропотоке. Обсчет прогнозов проводился на суперкомпьютерах Московского государственного университета.
Проверка результатов прогнозирования показала точность примерно в 90%, что существенно выше точности существующих прогнозных моделей. В компании уже просчитали прогнозы по перевозке между основными городами России на несколько ближайших десятилетий. К примеру, исследователи считают, что в 2014 году рейсами из Иркутска в Москву (в одном направлении) воспользуются 294 тыс. пассажиров против 241 тыс. 424 человек в 2013 году.
В компании не отрицают наличия минусов прогнозной аналитики. Это, во-первых, определенная неточность используемых данных (к сожалению, многие исторические данные просто утеряны, и даже современные статистические данные требуют тщательной проверки), а во-вторых - невозможность предсказать форс-мажорные события, которые приведут к резкому изменению на рынках. Вводные данные базируются на официальных прогнозах роста валового внутреннего продукта, уровня доходов населения и так далее. Однако достоверность прогнозов, предоставляемых как Минэкономразвития, так и крупными исследовательскими компаниями, регулярно ставится под сомнение. Случайные же события, такие как финансовый кризис или землетрясение, и их влияние на динамику рынка предсказать и вовсе невозможно.
Впрочем, наличие определенного прогноза, который позволяет с высокой точностью просчитывать планы на будущее, все же лучше, чем его отсутствие, считают в компании. "При этом стоит отметить и еще один, пожалуй, главный факт: компетенцией долгосрочного прогноза ни одна из ведущих мировых авиастроительных фирм, ни одна из западных консалтинговых фирм делиться не собирается, - говорят в "Вектор Эн Джи Рус". - А обладание собственной компетенцией позволило выйти на уровень понимания процессов и обработки данных выше и качественнее, чем это предлагают традиционные западные консалтинговые агентства"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов