АвиаПорт.Ru
16 апреля 2014, 14:59
Москвичи устали от заграницы
Аэропорты Московского авиационного узла отчитались о динамике изменения пассажиропотока в I квартале 2014 года. Исходя из приведенных данных, международный трафик как минимум перестал интенсивно расти
Темпы прироста международного пассажиропотока в Московском авиационном узле в первом квартале 2014 года заметно замедлились, а в случае с аэропортом "Домодедово" динамика оказалась и вовсе отрицательной. По-прежнему внушительный рост демонстрирует "Внуково", куда перебралось несколько крупных авиакомпаний. В "Шереметьево" показатели МВЛ растут, но значительно медленнее, чем годом ранее.
Предсказуемые, но от этого не менее удивительные результаты работы в I квартале продемонстрировал московский аэропорт "Домодедово". При низких темпах роста пассажиропотока - 3% против привычных двузначных показателей, на международных воздушных линиях (МВЛ) пассажиров стало едва ли не на 3% меньше, чем годом ранее. Тенденция на снижение наметилась еще с начала года, но прежние цифры можно было охарактеризовать как стагнацию. Особенно заметное сокращение числа пассажиров было в марте - аэропорт потерял более 7% клиентов на МВЛ. На внутренних воздушных линиях (ВВЛ) при этом сохраняется рост, превышающий 10% как по кварталу, так и по месяцу.
Можно предположить, что такой эффект возникает из-за "низкого сезона" на туристическом рынке - новогодние праздники уже закончились, майские еще не начались. Но, во-первых, для сравнения взят аналогичный сезон в прошлом году, во-вторых, годом ранее МВЛ демонстрировали неплохой прирост - 13,8%.
В самом аэропорту происходящее объясняют несколькими причинами. Ранее говорилось об уходе нескольких авиакомпаний, которые летали за рубеж, сейчас падение спроса на МВЛ связывают неблагоприятной обстановкой на популярных курортах - в Таиланде и Египте, а также с событиями на Украине, куда россияне традиционно много летали. По данным на сайте Ростуризма, Украину в I квартале прошлого года посетили 1,17 млн человек. Данные по началу 2014 года еще не опубликованы. "Снижение спроса обусловлено недавними геополитическими событиями в этих странах. Выбор части туристов в связи с этим пал на внутренние направления, что и показано ростом в 11,1%, или альтернативные международные направления", - сказали агентству "АвиаПорт" в пресс-службе аэропорта.
Помимо этого, в "Домодедово" апеллируют к общемировой тенденции замедления темпов роста пассажиропотока. В пример приводятся данные ACI Europe. "Среднемесячные темпы прироста пассажиропотока крупного международного хаба с высокой базой и сформировавшейся клиентурой не превышают 4,5%", - констатируют в "Домодедово", опираясь на международную статистику: в январе 2014 года прирост пассажиропотока аэропорта Мадрида с объемом 39,7 млн чел./год составил 1,42% к предыдущему месяцу, Рима (26,2 млн) - 1,2%, Копенгагена (24,1 млн) - 3,9%, Цюриха (24,8 млн) - 0,5%, Лондона (72,6 млн) - 3,8% и т.п.
Специалисты аэропорта рассчитывают, что ситуация в скором времени выровняется: "Что касается перспектив, мы ожидаем роста пассажиропотока в динамике, соответствующей среднерыночным показателям", - сказали в пресс-службе компании.
Значительное замедление темпов роста пассажиропотока на МВЛ показывает также столичный аэропорт "Шереметьево". Количество желающих улететь за границу из этого аэропорта увеличилось всего на 3% в I квартале текущего года, тогда как годом ранее этот показатель составлял 12%. В пресс-службе аэропорта отметили, что относительно предыдущих лет темпы роста действительно сократились, и теперь они стали "естественными", в то время как ранее наблюдалась компенсация нереализованного из-за кризиса спроса. По мнению экспертов "Шереметьево", рынок международных перевозок должен расти с темпом около 8-10%, однако в последние годы российские региональные аэропорты ведут активную деятельность по расширению маршрутной сети прямых маршрутов в обход столицы, из-за чего МАУ недобирает пассажиров, которые ранее пользовались его услугами.
Кроме того, в "Шереметьево" ожидают, что в летние месяцы на статистику продолжит негативно влиять падение курсовой стоимости рубля. "Представители туристического сегмента рынка уже отмечают сокращение продаж. Если в прошлом году туристический рынок в МАУ рост темпами 10%, в этом году показатель составит 7-8%", - отметили в компании. При этом стоит отметить, что 7-8% - это оптимистичная оценка. В "Шереметьево" уверяют, что она воплотится в жизнь. "С июля месяца ожидается улучшение по динамике роста, - отмечают в пресс-службе аэропорта. - На рынок выходят новые компании, выбравшие партнёром Шереметьево - TAROM, Onur Air, "Добролёт". Наращивают частоты европейские иностранные перевозчики и "Аэрофлот". Поэтому потенциал рынка и спрос сохраняется на уровне прошлого года".
Приходится признать наличие очевидной тенденции в МАУ, даже несмотря на одно "но": "Внуково" за тот же период увеличило пассажиропоток на четверть. Международных пассажиров стало почти на 70% больше, чем годом ранее. Справедливости ради, аэропорт и в прошлом году развивался похожими темпами в части международных перевозок.
Представители "Внуково" объясняют эффект тем, что авиакомпании-партнеры увеличивают частотность рейсов из этого аэропорта и увеличивают частотность рейсов. Помимо прочего, рост происходит за счет изменения типов воздушных судов, обслуживаемых во "Внуково" - с приходом туда авиакомпании "Трансаэро" из аэропорта стали вылетать широкофюзеляжные Boeing 747, что при незначительном увеличении числа рейсов дает заметный эффект по пассажиропотоку. Еще один фактор, способствующий росту популярности аэропорта - наличие подобающей инфраструктуры. "Это первый аналогичный сезон, который мы отработали с двумя полосами, имея возможность выполнять 38-40 ВПО в час", - сказала "АвиаПорту" пресс-секретарь аэропорта Елена Крылова.
Кстати, аэропорту "Домодедово", согласно такой логике, тоже со временем станет несколько проще работать - там тоже обещают построить новую полосу и реконструировать существующую инфраструктуру. Однако с мнением, что росту пассажиропотока мешают инфраструктурные ограничения, согласились бы явно не все специалисты. Аналитики видят причину падения спроса на МВЛ в колебании валютных курсов, снижении платежеспособности населения и "высокой базе" для сравнения - на фоне роста уровня жизни в России прежде наблюдался значительный рост международного пассажиропотока. Мнения участников рынка, представителей аэропортов и авиакомпаний на этот счет разнятся. При этом далеко не все крупные игроки готовы озвучивать свое мнение и прогнозы на этот счет....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Март 11, 2025
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за февраль 2025 года
Март 13, 2025
НОВИКОМ открыл гарантийную линию Национальной службе санитарной авиации
Март 13, 2025
Вертолет санитарной авиации спас жизни пяти ивановцам
Март 13, 2025
Аэропорт Туркестана предлагает поднять тариф на авиабезопасность