Концессия в МАУ: отложить нельзя выполнить
Неблагоприятная экономическая конъюнктура не должна отменить планы по передаче в концессию аэродромов столичных аэропортов
Наличие финансовых проблем у авиакомпаний, кризис туристической отрасли и сегмента чартерных перевозок, снижение динамики роста пассажиропотока и затрудняющие доступ к деньгам европейские санкции не должны помешать передаче в концессии аэродромов московских аэропортов, уверены все стороны процесса. Однако на деле приближать это событие операторы аэропортов не планируют. Во "Внуково" говорят, что все состоится, но позже. В "Шереметьево" обещали свой взгляд на вещи представить в сентябре, но пока не представили. В Автономной некоммерческой организации (АНО) "Дирекция московского транспортного узла", которая создана, чтобы администрировать и формализовать процессы, говорят, что к настоящему моменту "рыба" концессионного соглашения составлена и продолжают настаивать, что доделать и подписать документ успеют в заявленные сроки.
Согласно сетевому план-графику мероприятий, аэродромы московских аэропортов должны быть переданы в концессию операторам в I квартале 2015 года. Для этого нынешние операторы должны завершить консолидацию бизнес-периметров, и совместно с Росимуществом провести инвентаризацию аэродромного имущества. Первый процесс, исходя из первоначальных планов, должен быть завершен к концу 2014 года. Однако аэропорту "Внуково", например, может потребоваться несколько большее время. "Консолидация близится к завершению, мы идем этой дорогой, в марте месяце ее завершим, - сказал агентству "АвиаПорт" председатель совета директоров "Международного аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев. В упомянутой АНО при этом отмечают, что у "Внуково" ситуация проще, чем у других московских аэропортов.
Обсуждение условий концессионного соглашения может занять еще три-четыре месяца, считает В.Ванцев. Подписать его в начале года, конечно, не выйдет, но в первой половине 2015 это возможно, считает он. При этом он не скрывает, что риски концессионеров на фоне тревожной экономической ситуации в стране, конечно, растут, но дополнительных гарантий операторы в этой связи не получат. "Рыночная конъюнктура не должна сказаться на концессионных соглашениях, текущая ситуация в меньшей степени может повлиять на государство, в большей - на операторов. Но операторы у нас сильные, выдержат. Конечно, на таком рынке концессионеру доступ к деньгам будет более сложным. Дополнительных рисков не закладываем, все: государственные, коммерческие, политические, экономические уже заложены", - констатирует В.Ванцев.
Аналогичное обещание - что скоро все будет готово - давали и в "Шереметьево". Там также сказали, что консолидация бизнес-периметра завершается, а формирование имущественного комплекса аэродрома завершено, и все документы отправлены на рассмотрение в Росимущество. Презентация планов по дальнейшему развитию аэродрома и аэропорта в рамках концессионного соглашения была, со слов генерального директора Михаила Василенко, намечена на сентябрь. Пресс-службе аэропорта не известно, чтобы на ближайшее время намечается подобное событие. Источник, близкий к аэропорту, заметил, что лучше бы сначала было построить третью взлетно-посадочную полосу, а потом уже принимать аэродром в концессию. "Аэропорту было бы явно более выгодно подписывать концессионное соглашение в тот момент, когда строительство всех необходимым объектов будет завершено", - сказал собеседник агентства.
"Дирекция московского транспортного узла", со своей стороны, утверждает, что все идет по плану. Ее руководство со дня на день должно отчитаться о проделанной работе ответственному вице-премьеру Игорю Шувалову, и в принципе отрицает наличие экономических проблем у пользователей аэропортовых услуг. "В концессионных соглашениях будут зафиксированы прогнозные показатели. Долгосрочные документы не должны подстраиваться под текущую конъюнктуру рынка", - говорит директор АНО Виктор Еремин. По его словам, оснований переживать за российский рынок авиаперевозок нет, а проблемы перевозчиков вовсе не столь велики, как о том пишут в СМИ. Соответственно, сказаться на деятельности аэропортов они не должны.
Согласно его логике, решений на высшем уровне требуют совсем другие вопросы. В частности, следует озадачить правительство отменой тарифного регулирования для аэропортов Московского авиационного узла (МАУ). Прежние планы концессионеров сводились к тому, что для улучшения условий конкуренции они должны стать исключением из правил Федеральной службы по тарифам (ФСТ) по установлению ставки сборов с авиакомпаний. Этот вопрос, как оказалось, еще не выносился на обсуждение ни с вице-премьером, ни с правительством, хотя в руководстве Федеральной антимонопольной службы эту инициативу уже поддержали. "Пока окончательное решение не принято, но, надеюсь, когда эта перспектива будет обсуждаться на уровне вице-премьера, у него хватит мудрости решить, как поступать. Он может принять решение или вынести этот вопрос на обсуждение правительства", - говорит В,Еремин. Кроме того, правительству необходимо будет урегулировать вопросы, связанные с налогообложением концессионеров, сказал он, уточнив лишь, что речь идет о налоге на имущество и НДС, но не озвучивая подробностей.
Между тем, представители единственного пока в России аэропорта, работающего по концессионной схеме - питерского "Пулково" - не отрицая всех плюсов такой формы государственно-частного партнерства, на своем примере смогли убедиться, что с учетом российских реалий попытки долгосрочного планирования порой приводят к результату, обратному желаемому. Так, например, аэропорту удалось договориться с ФСТ о применении к нему уникальной для России схемы долгосрочных тарифов. Ставки и сборы были определены на пять лет вперед, что стало неким компромиссом между полной свободой от регулирования и регулярным пересчетом тарифов. Теперь же, когда перевозчики столкнулись с рядом экономических проблем, а поставщики услуг и материалов для аэропортов продолжают повышать цены, реагируя на изменения рынка, операторы воздушных гаваней вынужден искать новые решения и способы экономии. Некоторый запас прочности у "Пулково" есть, но сюрприз оказался неприятным.
Логика в словах о том, что долгосрочные договоры не должны меняться под сиюминутные требования, конечно, есть. Но с учетом того, что новых операторов в МАУ не предвидится, капитальное строительство в одном аэропорту закончено, еще в двух ведется за федеральные средства, рынок авиаперевозок переживает не лучшие времена, а от концессионного соглашения написана только "основная часть", целесообразность форсированного исполнения план-графика оставляет ряд вопросов....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Март 21, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Мурманском
Март 24, 2025
Удмуртия в 2026 году получит более миллиарда рублей на развитие гражданских беспилотников
Март 24, 2025
Имиджевый ролик аэропорта Внуково стал лауреатом международного конкурса
Март 24, 2025
Специалисты ФГУП "АГА (А)" завершили проверку аэродромных объектов в аэропорту Геленджик