"Быть инициатором изменений сложно, но другого пути к лидерству нет"
О том, что является точками роста на рынке авионики и тренажерной техники и какие механизмы нужно привнести в российскую практику, рассказал директор по авиационному направлению Группы "Транзас" В.Смирнов
- Какова, на ваш взгляд, сегодняшняя обстановка на рынке?
- Для компании такого профиля как "Транзас" складывается в целом хорошая конъюнктура: для отрасли российских высоких технологий это новый импульс к развитию и созданию наукоемких производств. За последние 10-20 лет сложилась ситуация, когда большая часть наукоемких изделий заменялась изделиями импортного производства. Это привело не только к снижению доли российского производства, но и к потере некоторых компетенций. Сегодня мы поневоле возвращаемся к той ситуации, когда появляется спрос на развитие отечественных технологий или локализацию импортных технологий внутри России.
- В сегодняшних условиях не оказались ли разрушены многие сложившиеся международные связи и производственная кооперация? В частности, сказалась ли текущая ситуация на поставки комплектующих для российского рынка тренажеров и авионики?
- Многие игроки этой отрасли действительно начали сталкиваться с ограничениями на поставки комплектующих, которые используются в авионике и тренажерах. Нас это, к счастью, пока никак не затронуло. Мы уже много лет назад начали реализовывать стратегию максимальной локализации наших изделий, обеспечив максимально возможный полный цикл разработки и производства, включая, к примеру, собственную линию по производству печатных плат. Подобный практически полный цикл производства позволяет нам быть в гораздо большей степени независимыми от зарубежных поставщиков. Конечно, мы закупаем за рубежом некоторые компоненты элементной базы, но эти компоненты пока не являются предметом каких-либо запретов или отраслевых ограничений.
Если же говорить о каких-то закупаемых на стороне более сложных узлах и элементах с более высокой добавленной стоимостью, то в стратегической перспективе мы всегда работаем над импортозамещением, и активно ищем отечественных поставщиков. Причем в технологической цепочке нельзя взять и одномоментно заменить узел А на узел Б другого поставщика: это требует внимательной и тщательной интеграции нового узла в готовое изделие. Поэтому горизонт планирования по таким замещениям - около пяти лет.
- Таким образом, сложившаяся ситуация должна привести к росту внутреннего рынка тренажеров?
- На самом деле основной драйвер для роста сейчас - это не столько сложившаяся политическая конъюнктура, сколько более приземленные, внутренние факторы. Вышеописанная ситуация - лишь новый толчок к развитию. Провал же, который прошел по промышленности, в том числе авиационной, за последние 20 лет привел к значительному снижению показателей безопасности полетов. Сегодня это ощущают все: и государственные органы регулирования, и эксплуатанты воздушных судов. Совершенно очевидно, что в значительной степени низкие показатели безопасности полетов связаны с пресловутым "человеческим фактором". А значит, на первый план выходит вопрос качественной и экономически эффективной системы подготовки летного состава, в которой современная тренажерная техника - это, безусловно, основа основ. Эксплуатанты (в том числе и государственные) понимают это, и готовы инвестировать в безопасность и подготовку, возможно, охотнее, чем когда-либо.
При этом немаловажную роль играет и чистая экономика: час обучения на тренажере несравнимо дешевле, чем на реальном воздушном судне - что в итоге складывается в более низкую общую стоимость владения, особенно если считать бизнес-план не на год-два вперед, а на более длительный срок.
Кроме того, в России, в целом, давно не модернизировалась учебно-тренировочная база авиации, так что есть определенный потенциал спроса, связанный с модернизацией существующих учебных мощностей.
Кстати, одной из наиболее привлекательных точек роста я считаю тренажеры для вертолетов, иностранного производства.
- Почему именно их?
- За последние годы Россия закупила множество вертолетов зарубежного производства, но никто не подходил комплексно к проблеме обеспечения их эксплуатации соответствующими техническими средствами обучения. Это отчасти объясняется и высокой распределенностью парка таких вертолетов серди большого числа относительно некрупных эксплуатантов и их удаленностью от современных тренажерных центров. В этом - существенное отличие от пассажирских самолетов иностранного производства, большинство из которых входят в парки крупных авиакомпаний, имеющих возможность на своих собственных рейсах отвезти свои же экипажи в Европу или США для прохождения обучения.
При этом я должен отметить, что многие западные производители отстают от "Вертолетов России" в части продвижения тренажерной техники для вертолетов собственного производства. И здесь как раз есть ниша, в которой можно и нужно развиваться.
- И вы намерены занять ее?
- По тренажерам для наиболее распространенных типов самолетов и вертолетов мы уже вышли на прямую конкуренцию с зарубежными производителями. "Транзас" - компания, исторически успешно работающая на мировом рынке (необязательно в авиационном сегменте), а именно работа в условиях постоянной глобальной конкуренции позволяет держать себя в тонусе, чтобы соответствовать не только уровню российского, но и международного рынка. Более того, мы - первая российская компания, которая выполнила сертификацию комплексных вертолетных тренажеров по европейским стандартам: EASA и JAR. Таким образом, мы способны заполнить нишу как по вертолетной тематике, так и по самолетной, по тем типам ВС, по которым на российском рынке отсутствует предложение иностранных производителей.
- А расширение работы по обеспечению тренажерами воздушных судов российского производства?
- Такое расширение должно идти в такт с расширением рынка. Нужно понимать, что серийность новой российской техники пока невысока. При этом цикл разработки тренажера на новый тип ВС занимает 3-4 года и обходится в $30-50 млн. Рыночная же стоимость конечного продукта - тренажера - составляет $9-15 млн при очень невысокой марже. Дальше - простая арифметика. Без перспективы сбыта на рынке хотя бы минимальной серии (10-12 единиц) тренажеров нового типа ВС сделать коммерчески привлекательным такой продукт невозможно. К примеру, у нас есть потенциальный заказчик на тренажер для SSJ-100, но мы пока оцениваем потенциал этого рынка.
В некоторых случаях заказчику, возможно, нет смысла дожидаться завершения цикла разработки тренажера, а нам - производителю - проводить его ради одного заказчика. То есть при отсутствии прогнозируемого количественного спроса, и без участия государства по таким программам, разработка тренажеров не может быть рентабельной для независимого игрока.
- Вы имеете в виду без финансового участия государства?
- Нам нужна не сколько материальная поддержка (хотя доступ к дешевому финансированию, в нынешних условиях, нам не помешает), а продвижение российской тренажерной техники вместе с продвижением российских ВС. Во всем мире тренажер разрабатывается параллельно с созданием воздушного судна, и сейчас основная концепция заключается в том, что продажа самолета, это продажа и средств обучения, и системы поддержки эксплуатации. В противном случае мы выглядим на международном рынке весьма неконкурентоспособно: будто у нас нет собственных тренажеров для собственных ВС, выглядит так, будто у нас вся отрасль незрелая. Но это не так! И эту ситуацию нужно менять.
- Но государству в таком случае удобнее работать с аффилированными ему игроками...
- "Транзас" действительно сегодня становится одним из очень немногих независимых игроков. С одной стороны, это позволяет нам развиваться в рамках своей стратегии, но с другой, накладывает определенные ограничения. Хотя на российском рынке тренажерной техники сегодня просматривается тенденция к укрупнению игроков, большей специализации и кооперации. Мы серьезно подкорректировали нашу стратегию поведения на рынке и перешли от прямого соперничества к сотрудничеству, и мы начинаем выстраивать такие партнерские отношения - от кооперации до аутсорсинга. Под аутсорсингом, естественно, речь идет о разработке и производстве комплектующих и программного обеспечения под нашим патронажем, при том что интеллектуальная собственность останется за нами.
- На рынке авионики ситуация складывается иным образом?
- Несколько иным, но и здесь роль государства высока. Плюс ситуации в том, что сложная обстановка вынуждает по максимуму переходить на изделия российского производства. Но развитие рынка во многом сдерживается искусственно. Рынок производства и поставок авионики за рубежом намного шире, чем в нашей стране, за счет того, что независимых производителей авионики там гораздо больше, и их роль - гораздо заметнее. Заказчик имеет куда более широкий выбор, какую авионику он хочет видеть на борту. Более того, инновационные разработки попадают на рынок куда быстрее. Функция регулятора, в свою очередь, - установить определенные стандарты безопасности и качества для этой продукции, понятные и прозрачные правила разработки и сертификации авиатехники и комплектующих, и строго проверять их исполнение. У нас же, в силу особенностей регулирования (основные отраслевые законы и правила не менялись с конца 60-70хх годов!!), от разработки решения до установки его на борт может пройти до 10 и более лет (это нонсенс!), за это время оно уже устаревает.
- Этот рынок нуждается в либерализации?
- Это слишком простая и опасная формулировка. Я бы сформулировал так: регулирование данного рынка точно нуждается в оптимизации, в повышении его эффективности и гибкости, при сохранении высочайшей степени контроля за исполнением всех норм и стандартов как производителями, так и эксплуатантами. Необходимо понять, что не нужно изобретать велосипед, когда можно взять из мирового опыта лучшие практики. Сейчас мы начинаем выстраивать с чиновниками общение на эту тему, первоначальная цель - создать рабочие группы на базе профильных министерств и ведомств. Мы понимаем, что быть первыми, быть инициаторами изменений сложно и опасно, и можно получить в свой адрес немало нелицеприятной критики - вспомним хотя бы историю с федеральными требованиями по установке СРППЗ. Но в итоге это положительно отразится на всем рынке, а мы сможем подтвердить свой статус технологического лидера и проводника перемен....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Март 21, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Мурманском
Март 24, 2025
Удмуртия в 2026 году получит более миллиарда рублей на развитие гражданских беспилотников
Март 24, 2025
Имиджевый ролик аэропорта Внуково стал лауреатом международного конкурса
Март 24, 2025
Специалисты ФГУП "АГА (А)" завершили проверку аэродромных объектов в аэропорту Геленджик