У семи нянек аэродром без глазу?
Как обычно бывает после резонансного события, в СМИ появляется большое количество версий происшествия. Однако и разъяснения профессионалов, что и как устроено на самом деле, не всегда добавляют ясности
Поток материалов, обвиняющих в трагедии некий абстрактный "аэропорт Внуково", в котором одновременно работают и снегоуборщики, и диспетчеры, заставил председателя совета директоров ОАО "Международный аэропорт Внуково" Виталия Ванцева выступить с разъяснением относительно того, какие организации осуществляют деятельность на территории аэропорта, и как организовано взаимодействие служб аэропорта и Госкорпорации по управлению воздушным движением в Российской Федерации.
Согласно заявлению В.Ванцева, сделанного в интервью газете РБК Daily, оператор аэропорта (ОАО "Аэропорт "Внуково") отвечает за поддержание переданного ему в аренду государственного имущества (взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек) в технически пригодном состоянии. Очистка плоскостных сооружений от снега и льда также относится к сфере ответственности оператора. Однако работы по очистке предусматривают передвижение по аэродрому специальной техники. И перемещением техники, "которая покидает перрон и уходит на пространство маневрирования на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках - всем этим управляет руководитель полетов, у него для этого есть диспетчера - диспетчера старта, руления", - отметил он. А диспетчера являются сотрудниками Госкорпорации по организации воздушного движения.
Далее В.Ванцев пояснил, как регламентированы процедуры взаимодействия служб аэропорта и госкорпорации. Он отметил, что сторонами согласована и подписана технология взаимодействия, согласно которой "вся наша техника и все наши люди и службы..., когда они попадают на пространство маневрирования..., полностью попадают под управление госкорпорации ОрВД в лице руководителей полета. И обязаны выполнять все команды руководителя полетов, диспетчеров старта и руления".
Представители Госкорпорации оперативно парировали это заявление, выпустив официальный пресс-релиз. В нем, в частности, говорится, что слова об ответственности Госкорпорации за все маневрирования на полосе не соответствует действительности. Поясняя такую позицию, представители компании ссылаются на Федеральные авиационные правила ФАП 121 и ФАП 128, а также на "Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ".
Согласно пояснениям специалистов предприятия, процесс происходит следующим образом: руководитель полетов и диспетчер посадки-старта координируют движение транспортных средств по аэродрому, контактируя с ответственным лицом со стороны наземных служб. И уже начальник "на земле" должен организовать работу в согласии с указаниями диспетчера. "Во время проведения работ ответственный сотрудник аэропорта обязан следить за ходом их выполнения строго на установленных и согласованных с руководителем полетов участках летного поля и обеспечивать меры безопасности", - цитируют в Госкорпорации "Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ". Причем координация осуществляется не только непосредственно во время проведения работ: согласно нормам, наземные службы должны заранее информировать диспетчеров о намерении находиться на аэродроме с указанием точного времени и места.
Фактически, ни та, ни другая сторона не погрешили против истины: выполнение работ на аэродроме требует постоянного взаимодействия диспетчера руления (либо диспетчера старта - в зависимости от того, планируется ли занять рулежную дорожку или взлетную полосу) и специалиста аэропорта, осуществляющего контроль за техникой, работающей в аэропорту, в данном случае - ведущего инженера аэродромной службы. Схема согласований такова, что инженер аэродромной службы не может "пустить" своего сотрудника на взлетно-посадочную полосу, если не получит разрешения от диспетчера. Но и диспетчер не должен разрешать ни взлета, ни посадки с полосы, пока не получит подтверждения о том, что она свободна, и не убедится в отсутствии помех, воспользовавшись обзорным локатором.
Сложившаяся ситуация со взаимными упреками - уже не первая такого рода в истории взаимоотношений Госкорпорации и аэропорта "Внуково". Год назад во "Внуково" вышел из строя курсовой радиомаяк, обслуживание которого - прерогатива специалистов Госкорпорации по ОрВД. Тогда аэропорт настаивал на максимально оперативном проведении ремонтных работ, а сотрудники ОрВД - на более детальном исследовании вышедших из строя систем, чтобы в будущем поломка не повторялась. В тот раз дискуссия сама собой сошла на нет за продолжительные праздники. В этот раз, конечно, праздники помогут снизить накал страстей. Однако точку в диалоге на повышенных тонах смогут поставить только следственные органы....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Март 21, 2025
Аэрофлот увеличивает частоту полетов между Москвой и Мурманском
Март 24, 2025
Удмуртия в 2026 году получит более миллиарда рублей на развитие гражданских беспилотников
Март 24, 2025
Имиджевый ролик аэропорта Внуково стал лауреатом международного конкурса
Март 24, 2025
Специалисты ФГУП "АГА (А)" завершили проверку аэродромных объектов в аэропорту Геленджик